Где скрывается вепсский черт
Наш рассказ о самом глубоком в области Косковском озере и прочих загадочных водоемах вызвал достаточно бурную читательскую реакцию. В письмах и телефонных звонках жители различных районов Вологодчины сообщали о многих других известных им таинственных озерах.
- Километрах в 40 к северу от Кириллова есть небольшое лесное озеро, - делится своими воспоминаниями местная пенсионерка Анастасия Копичева. - Небольшое, внешне ничем не примечательное, очень мелкое и с ровным песчаным дном. Даже в многоводные годы в центре озера взрослому мужчине было, что называется, «по пупок». Так вот, это озеро славилось своими детородными способностями. Особенно в «мальчиковом плане». Считалось, что если в семье хотели наследника, молодая женщина должна была рано поутру приехать на озеро и, присев в воде по шею, около часа читать специальные заговоры.
И через девять месяцев у этой женщины обязательно ждали мальчикового прибавления в семействе. Я помню, как после войны, когда многих мужиков поубивало и требовалось восполнить половую пропорцию населения, на это озеро ездили целыми деревнями. Чуть ли не со всего района. И у подавляющего большинства женщин действительно рождались мальчишки! У мамы моей, и у соседок наших, и у других сельчанок, кто в конце 40-х побывали на том озере, в девяти случаях из каждых десяти на свет появлялись будущие мужчины. Вы проверьте - вам все подтвердят!
И мы действительно проверили. Увы, эта красивая легенда оказалась малоправдоподобной. По крайней мере, по архивным данным сельсоветов, в 1946, 1947 и 1948 годах рождаемость мальчиков и девочек в Кирилловском районе укладывалась в традиционную «детородную пропорцию» 106:100 (мальчиков всегда рождается чуть больше, так как у них выше смертность в младенческом возрасте и мудрая мать-природа тут «подстраховывается»).
Красивая легенда связана и с заболоченным озером Темное, что находится близ урочища с необычным названием Лешева Ноша, неподалеку от истока реки Свидь. Якобы решил как-то леший запрудить речку, чтобы вода в озере Воже поднялась и затопила когда-то шумную Чаронду. Нагрузил он в котомку огромных камней и понес к Свидскому устью. Нес-нес по болотам и лесам, а берестяные лямки возьми да оборвись. Все камни высыпались, вот и появилась Лешева Ноша.
Был тот леший или не было его - теперь и старожилы не помнят. А то, что огромных валунов в округе много - факт, действительно не подлежащий сомнению. Кстати, один из камушков, что покоится сейчас аккурат посередине озера Темного, впечатляет своими размерами. Только выступающая над водой видимая часть имеет размеры два на два метра, а что там скрыто в глубине - одним аквалангистам было бы известно! Да и то - на ощупь, вода в озере мутная и на самом деле темная от частичек торфа.
Впрочем, как выяснилось, по составу воды местные озера делятся не только на светлые и темные.
- На западе нашего Вытегорского района очень много озер, но три из них особые, - поведал Игорь Васильевич Клюшин. - Это Сурьярвь, Сарганское и Торозеро. Они сообщаются подземными протоками и ручьями, все вместе образуя эдакую выгнутую к югу подкову. Или, если смотреть с высоты - полумесяц. Так вот, по преданию, в дни, когда в небе зарождается новая луна, вода в озере становится мутно-серебристого цвета и словно бы кипит!
Я в это не верил, пока сам не побывал на Торозере в новолуние и лично не пронаблюдал за тем, как «закипает» вода. Длилось это минут 20-25, после чего на поверхность стала всплывать вялая и сонная рыбья мелочь. Мне потом старики рассказывали, что часть озера и взаправду «кипит» - потому что там, из глубин земли, якобы поднимается к поверхности теплая лава и пробивается наверх небольшими булькающими гейзерами, которые по какой-то не подвластной логике закономерности активизируются именно с приходом новолуния...
Собственно говоря, история о «кипящих» озерах - для Вологодчины не нова. Еще с середины 50-х годов гидрологи стали получать эпизодические сообщения о кратковременных и быстрых повышениях температуры в некоторых наших водоемах. Возможно, это действительно как-то связано с глубинными процессами, но вот настоящих гейзеров на территории Вологодчины обнаружить пока не удалось (самофонтанирующие источники на Сухоне - здесь не в счет). Зато в Бабаевском районе есть небольшое озеро Кут, основу которого составляет пробившаяся на поверхность подземная минерализованная вода. Хотя на «газировку» она совсем не похожа - не шипит и не пенится. Зато ужасно пахнет сероводородом. Не случайно это озеро в народе прозвали «Тухлым».
Есть у нас и свои загадочные места, наподобие шотландского Лох-Несса, где можно встретить (пусть даже теоретически) какую-нибудь бяку-закаляку с рогами. Долгое время сомнительную славу приписывали Гит-озеру на западе вытегорской земли. Когда-то окрестные жители искренне считали, что в его водах прячется двухметровое чудо-юдо, или просто нечистая сила. Ведь первая часть названия, «Hittu» - в переводе с вепсского как раз и означает «черт».
Неподалеку от Гит-озера расположилось другое не менее загадочное озеро - Индоман. По преданию, именно здесь жили «лунные люди», которые передвигались по небу в больших бесшумных лодках. А это уже «пахнет» пришельцами и летающими тарелками. Много лесных озер, так или иначе связанных с культом нечистой силы и в Белозерском районе (он, кстати, когда-то считался одним из самых «колдовских» в Вологодской губернии).
Многие рыбаки и по сей день уверены, что в поход за щуками и окунями нужно обязательно собираться в одиночку (нечистый-де не любит компаний), на озере не шуметь и никогда вслух не петь песен! Иначе подводный хозяин обидится и не только не даст улова, но и может перевернуть лодку. Говорят также, что иногда в «канцелярии подводного царства» даже любят пошутить. Пройдутся мужики с бреднем, а вместо рыбы в сетке - старые лапти да дуги от конской упряжи. Но если, мол, в этот момент громко чертыхнуться, нечистый расщедрится и при следующем «забросе» обязательно навалит в бредень отборной рыбки.
В этой связи нельзя не упомянуть и об Орех-озере, что находится на северо-западе Бабаевского района. Вопреки названию, славится оно не произрастающими по его берегам орехами (таковых там отродясь не видели), а опять-таки старинной легендой. Якобы именно в это озеро приходили купаться полулюди-полукони. Но было это 300 лет тому назад и с тех пор живых кентавров здесь, увы, не видели.
Зато в последнее время растет таинственная популярность Красного озера под Кадуем. Расположенное посреди непроходимого болота, оно труднодоступно восемь месяцев в году (с декабря по март неподалеку проходит тракторный зимник). Тем не менее минувшим летом на берегу озера с воздуха несколько раз были замечены огни, напоминавшие латинскую букву «V», из разожженных костров. Природу этого явления объяснить пока не удалось, правда, и показания немногочисленных очевидцев достаточно путаны и противоречивы. Возможно, о феномене Красного озера мы расскажем как-нибудь отдельно. (Владимир Романов , «Вологодская неделя», 13.11.2003, Вологда, n42, стр.11).
Там чудеса, там леший бродит...
В детстве от своей бабушки, проживавшей в д. Олюшино Верховажского района, слышал много различных рассказов про леших, которые кругами «водят» людей по лесу и не дадут выйти домой. Но самое любопытное в том, что, случалось, блудили местные жители, охотники, хорошо знавшие здешние леса. А еще создавалось впечатление, что и время течет как-то по-другому.
Тогда специальных карт не было, и наши деды, видимо неслучайно, давали местное название не только каждому полю, но и приметным перелескам и крупным лесным массивам, где располагались сенокосные поляны, например, Темница, Шаглы, Карпаты, чтобы легче ориентироваться и знать, куда ушли люди. До сих пор не забыть, как пошел за грибами в Жильник (тогда мне было 12 лет). Показалось, не успел зайти - и за считанные минуты будто «пролетел» по лесу два километра, и оказался на речушке Азеньга.
После того, как в 1986 году была запущена в эксплуатацию автомагистраль Москва - Архангельск, очередную серию головоломок задали дальнобойщики. Они утверждали, что в различные дни на участке дороги от Сметанино до Чушевиц машину будто кто- то тянет «за хвост», давишь на «газ», а она не бежит.
Все это всплыло в памяти вновь недавно, когда удалось получить первые научные объяснения тем непонятным явлениям. Помогли в этом наши давние друзья - истинный фанат своего дела научный сотрудник Верховажского музея Виктор Петрович Пивоваров и журналисты районной газеты «Верховажский вестник».
«Труднообъяснимые и порой загадочные вещи случались у нас издавна. Примеры аномальных явлений отмечены в летописи храма Покрова за 1874, 1882, 1900 и 1910 годы. В феврале 1874 года, например, по свидетельству местного дьяка, раздались раскаты грома и засверкали молнии. Летом 1882 года небо разразилось сильным градобоем - градины были величиной с куриное яйцо. В декабре 1900 года вся земля вдруг окрасилась в зеленоватый цвет, раздался глухой гул и треск, жители Чушевиц испугались и попрятались по домам. А в 1910 году, в середине лета, выпало столько снега и установились такие холода, что в лес ездили на санях».
Кто бы мог подумать, что родина моих родителей, как выясняется сегодня, находится на границе нескольких аномальных зон, существование которых официально подтверждено. На фрагменте полетной карты 1960 года (на снимке) обозначена эллипсовидная аномальная зона, простирающаяся от Олюшина до поселка Дощаное, что недалеко от Солги в Вельском районе. На Верхневажской возвышенности в зоне магнитной аномалии вдоль реки Пежмы находятся деревни Косково и Морозово, Пежма, попадает в нее и участок федеральной дороги Москва-Архангельск.
В 1944 году в Верховажские «Бермуды» попались сразу пять военных самолетов. Причиной вынужденной посадки, скорее всего, оказались «зашкалившие» приборы. Летчики не погибли, но их увез энкэвэдэшный «черный воронок».
По одной из версий, причиной аномалий мог стать трансформный разлом в земной коре под селом Чушевицы. Еще раньше есть свидетельства того, что в 1912 году, у членов экспедиции ученого Императорской академии наук Александра Лойдиса, исследовавших в верховьях Ваги в районе Чушевиц магнитное поле земли, все часы, в том числе и точнейший корабельный хронометр, дали сбой и вышли из строя. Есть и совсем недавние случаи странных явлений, произошедших здесь. Несколько лет назад Галина Александровна и Ольга Николаевна Соболевы видели в небе недалеко от села необычные шары малинового цвета. (Клин, Четверг, 16 Марта 2006).
Леший – (Вологда-Космопоиск)
Леший - лесная нечисть, полноправный и неограниченный хозяин леса: волчий и медвежий пастух. Все звери и птицы лесные повинуются ему. Живёт он в лесной чаще, куда редко ступает нога человека. Он умеет оборачиваться и обычно является людям в виде дряхлого старичка или простого мужичка в соломенной шляпе и с корзинкой полной грибов или без них, либо с котомкой (сумой) за плечами.
Леший может быть с головы до пят в шерсти. Может носить бараний кафтан или бараний полушубок, который запахнут на правую сторону; обутка (обувь) его обута наоборот; глаза горят зелёным огнём, а волосы у него длинные серо-зелёные; на лице нет ни ресниц, ни бровей. Иногда его представляют одноглазым. Леший то ростом с траву, то высотой с сосну. Может также обратится в медведя или старое дерево. Иногда он кричит и пугает людей (обычно если они плохо себя ведут в лесу: шумят, мусорят и ломают деревья). В его задачи входит охранять лес и зверей в нём живущих, потому его крайне опасаются знающие лесорубы и охотники. Прознав, что в какой-то чаще живёт Леший, они стараются обходить её стороной. Такая чаща считается заповедной и священной.
Леший - начальник над всеми деревьями и зверями и всякой твари, живущей в лесу. Лес - это его стихия. И, потому, без его разрешения в лес заходить не стоит, а уж тем более причинять лесу какой бы то ни было вред. Леший носится по своему лесу как угорелый, с чрезвычайной быстрой и всегда без шапки. Людям, которые встретились ему в лесу, старается прикинуться человеком, но его легко разоблачить, ибо можно ясно разглядеть, что он корноухий (правого уха нет), и что волосы его зачёсаны налево. Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки путая тропы и начиная водить кругами («кружит по лесу»). Он может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго ещё будет метаться внутри волшебного круга до полного изнеможения, не в силах преступить замкнутую черту.
Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему лишь одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы и не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, например, пирожок или пряник, а также попросить вслух его помощи в поиске грибов и ягод. Лесной хозяин обязательно наградит вежливого и уважающего его человека грибами и ягодами (выведет на то место, где растут таковые), а заблудшему человеку поможет выйти из лесу.
Существует распространённое в народе поверье связанное с Ерофеевым днём: «На Ерофея, - считали крестьяне, - лешие с лесом расстаются». Именно в этот день они ломают деревья, гоняют зверей по лесу до тех пора, пока не проваливаются под землю. Не полагалось в эту пору даже заглядывать в лес - там страшно: «Леший бесится».
Не смотря на то, что Леший обычно живёт в лесу, он не гнушался покинуть свою территорию и досаждать людям в их жилищах. Сказывают, что лешие жили в лесу в избушках, брали в жёны заблудившихся девушек, и вели самое обычное хозяйство. Только им ни сеять, ни жать, ни коров доить было не нужно. Весь необходимый скарб и еду лешие добывали в деревне: смотрели, кто из хозяек не ценит пищу (дарованную Богом на днесь, то есть день), кто ленится ухаживать за домашней утварью и одеждой, кто не моет рук перед дойкой и севом, да кто неправедно живёт, а затем похищали у них всё добро. Впрочем, одинокие лешие обитали в густых камышах или лесных трущобах, и, в основном, развлекались заморачиванием людей.
Человеку лучше с Лешим не встречаться. Является он в разных видах, будучи по своей сути бескрылым, бестелесным и безрогим. Возникает в разных обличиях или издавая дикие, наводящие ужас крики, он сбивает с пути человека, который затем долго плутает по лесу. Довольный, что шутка удалась, леший истошно хохочет и хлопает в ладоши, что бесспорно, радости заблудившемуся не прибавляет. Единственным средством против этих злых козней в народе считался следующий метод: обнаружив, что пути-дороги (тропинки) потеряны, следует вывернуть и надеть абсолютно всю одежду наизнанку - и тогда чары развеются, и горе-путнику удаётся покинуть страшный лес.
Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят, и, в этом случае, вполне уподобляются своим сородичам - домовым. Проказят они грубо, а шутят зло. Самые обычные приёмы проказ - завести человека в чащу в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустить в глаза тумана, что совсем собьёт с толку, и заблудившейся человек долго будет кружить по лесу. Однако леший всё-таки не ведёт человека на прямую погибель. Следует помнить, что он карает людей за употребление непотребных слов и произнесения проклятий и хулы в его адрес.
Лешие подчиняются богу Яриле и его отцу - Велесу. В Киевской и Черниговской губерниях различали лесунов и полевиков; первых представляли великанами сероватого и пепельного цветов, а о последних же рассказывали, что они равны с высотой хлеба, растущего в поле, и после жатвы делаются такими крохотными, как стерня (нижняя часть стебля зерновых культур). Сказывают, что иногда леший показывается голый. И тогда легко заметить, как сходен он с общепринятым изображением чёрта: на голове у него рога, ноги козлиные, голова и вся нижняя половина тела мохнатые, весь в космах, борода козлиная - клином, на руках длинные когти.
На Вологодчине боровики (боровички) - маленькие старички ростом в четверть аршина. Они «заведуют» грибами (груздями, рыжиками), живут под грибами и питаются ими. Однако чаще всего боровой - это тот же леший, но обитающий в определённом месте леса - в бору, сосновом лесу, возвышенном месте в лесу. Иногда боровой описывается как «младший» лесной дух, подчинённый главному лесовику (Лешему).
Может оборачиваться громадным медведем (по народным поверьям, медведь - хозяин леса), но без хвоста, чем и отличается от настоящего зверя. Питается животными, но иногда заедает и людей. Когда люди хотят увидеть Боровика, чтобы договориться с ним о благополучном выпасе скота, о том, чтобы вернул пропавших без вести (человека, скотину), излечил от привязавшейся в бору болезни - берут кошку, и начинают её душить. Заслышав кошачье мяуканье, Боровик выходит из лесу к человеку и вступает с ним в переговоры.
Рассказы по Вологодской области:
№ 53. Потерялись три девочки - семи, семи и девяти лет. Пошли искать. Нет и нет. На тринадцатый день нашли. Нам, говорят, дяденька приносил кушать. А спать ложиться - подойдет к ели. Внизу все мхом, а сверху как одеяло. А заморозки до - 12. Летние платьица, в сандаликах. Он, говорят, каждый вечер за нами ухаживал, и хлеб приносил, и суп мы кушали. Он нас угощал все время (Вологодская обл., Белозерский район, Пятница, 1988).
№ 54. В деревне мать прокляла дочку: «Леший тя унеси». И дочка ушла и ушла. И жила с вольним «Вольный - одно из наименований лешего». Она много годов жила. Каждый год рожала чертей. Говорит, рожу, сразу и убегут. Везде он ее водил, где только ни водил. Сама рассказывала. Стала мать ходить к колдунам. Наколдовали. Так он ее пнул, и она сколько катилась от него катком. Выкатилась в поле. Домой пришла. Но скоро померла (Вологодская обл., Белозерский район, Георгиевское, 1988).
№ 56. Девочка ушла на Троицу за березкой. Матери говорила: «Мама, я пойду в лес». А мать не пускала. А потом говорит: «А, лешак тебя возьми». И она ушла и ушла. Убежала и все. Долго искали. Ходили к колдуну. Колдун сказал отцу: «Обойдите всю паству с иконой 3 раза». И пошел отец, обходил. Такой ветер был, что отец думал, как живым остался. Береза отца как хрястнет, как хрястнет.
Ее отпустило, дедушко не мог ее дольше вести. И вот из этой деревни люди в Череповец поехали. Увидели ее. Она запомнила дедушку, который умер, он ее и водил, кормил ее. С краю-то деревни жила бабушка Степанида. Вот они под амбаром у нее отдохнули и пошли дальше. Лесом ее вел. Есть захочется - сойдут в деревню, он накормит. Или в магазин зайдет, накормит. Не боялась его - наш дедушко. Вывел ее в Череповец, в няньки нанял. А хозяйка говорит, наняла няньку странную. Ребенок ее боится, и она на ребенка не глядит. Привел ее пастух. Из леса вышла. Пусть, говорит, побудет у тебя в няньках. Лет 10-11 ей было. Евлановой Нюркой звали. Год не было дома. Наказал ей никому не говорить, где была. Она немного сказала, так ее под амбар забило. Она и не стала рассказывать. Она и сейчас живет, на Глебове (Вологодская обл., Белозерский район, Георгиевское, 1988).
№ 59. Я когда в девках была, слыхала. В Ванюшине было. Ушла девка, Маруськой звали, березки копать. Нет и нету ее. А ее вольний водил. Она на дедушкин (Дедушкин след - след лешего) след ступила. Водил за левую руку, так положено. До чего доводил - оборвалась вся.
Она говорит, Машка эта, открывали сундук любой, брали, что нужно, поедят, где хотят, а люди не видят. Соседи говорят: «Ваша Машка скатерку трясла». А родители ее не видели. Три недели эдак шаталась. А у ее матери завет дан был на Казанскую Божью матерь. Так он сколько раз ее топил - никак. Два раза подводил к озеру топить, так зачнет топить - колокола зазвонят, он и бросит. А третий раз - как зазвонили колокола, он ей размахнулся да как кинет - на берегу она оказалась. Пришла домой. А он ей заказал - ни гу-гу. А еще, говорит, бывало, не могу через перешагнуть, он так держит за руку - ноги ни до чего не достают. А эта женщина после долго жила. В Ленинграде померла (Вологодская обл., Белозерский район, Акинино, 1988).
№ 65. На Новом Погосте Анна Максимовна живет. Она в поле жнет, а дети все в лес убежали. Она сыну кричит: «Воротись, воротись!» Он не вернулся. Ребята пришли, а он не вернулся. Она и пошла: ворожули где-то были. Ей сказали, иди. в гаэле, там будет копна, бери, чего там лежит. Она пришла в поле. Под одной копной ничего не было, под второй лежала змея. Она устрашилась, не взяла. Пошла домой, а он заревел: «Мама!» Еще ходила, не показалась больше змея ей. Так он и не вернулся. Она никому не призналась, а как-то проболталась, так ее под анбар запихало. Теперь ей нельзя рассказывать - задавит. Ока и сейчас живет в Глебово (Вологодская обл., Белозерский район, Георгиевское, 1988).
N° 66. Со мной женщина работала санитаркой в больнице, так у ней в молодости ребенок трех лет потерялся. Она сама мне рассказывала, как это было. С ребятами убежал в лес. Они вернулись, а он нет. Не могли его никак найти. Так она ходила на Андому куда-то, к старичку одному. Он ей и сказал: «Там-то и там-то стоит копна, и что бы там ни лежало - бери руками».
А женщина эта из Ивановского. Ну, она идет и видит, копна стоит. Откуда она взялась? Перед деревней-то они не косят. Копну она подняла, а там змея… Ой, как она переживала, что ее не взяла. Испугалась, закричала. И все пропало: и копна, и змея. Только по лесу слышно, как ребеночек побежал и заплакал. Надо было ей взять, конечно. Может, это ее сын в змея превращен был. А может, просто где рядом за копной стоял. Так мальчишку и не нашли (Вологодская обл., Белозерский район, Георгиевское, 1988).
№ 67. Теленка в первый раз выгоняли. Не хотел идти. Хозяйка сказала: «Чтоб тебя леший взял!» Он и пошел в лес стрелой. Не вернулся. К дому потом подбегал, держали его, да он вырывался. Пошли к колдуну. Тот сказал пойти на кресты (Кресты - перекресток или развилка дорог), взять, что там лежит. «Не трусь, - говорит, - взять надо». А там куча змей на крестах. Она и струсила, не взяла. Так и пропал теленок (Вологодская обл., Белозерский район, Бекренево, 1988).
№ 125. Женщина рассказывала, что видела, как леший по деревне прошел. Он выше домов, а за ним ветер по деревне дет. Эта женщина ночью воду черпала. А ночью воду нельзя брать, ночью вода спит (Вологодская обл., Белозерский район, Георгиевское, 1988).
№ 126. У меня сестра потонула. А пошла она за лошадью. Идет лесом и... выше лесу пошел кто-то. Идет он, и колпак медный на голове. И пересек ей дорогу. И ей уж не живать на свете. Так она и умерла в этом году (Вологодская обл., Белозерския район, Олькино, 1988).
№ 127. На сенокос пошла. Идет весь черный, красным кушачком опоясан. Корзина на боку, будто за ягодам. Видела бочком. Потом боялася ходить. А если сказать: «Как на эти-то на ны надеть красные штаны», - он песню запоет. Но я-то не сказала, испугалась очень (Вологодская обл., Белозерский район, Ванютино, 1988).
№ 143. Бывает, что леший помогает человеку. Мне леший помогал дрова рубить. Праздник был, а у меня дров не было, лошадь-то не всегда дают. Я поехала в лес и взяла с собой сына Юру, он маленький тогда еще был. Смотрим, лесом какой-то человек идет. Мы едем, а он идет. Стали дрова рубить, я рублю и рядом кто-то рубит, эхо так и раздается. Не знаю, как и воз нарубила, как отмахала. Это мне леший помогал. (Вологодская обл., Кирилловский район, Благовещенское, 1979).
№ 146. Вольный у ствола руку поставит - порох летит, а дробь ловит. Вольного только медью взять можно. Один мужик охотился. Стрельнет, а попасть не может. Догадался, медью патрон зарядил. Выстрелил, а ему: «Что ты мне, - говорит, - наделал. Я бы тебе, - говорит, - дробь-то бы отдал». Руку пробил. «Иди домой» - и три раза стегнул, но не больно. Мужик пришел, на 3-й день с тоски умер. Свинец вольного не берет, а медь взяла (Вологодская обл., Белозерский район, Лойда, 1988).
147. Коровы потерялись. Пошли к старику. Он сказал, сколько человек пойти должно и какие слова сказать. «Ищите, где стояли коровы». Пришли. Стоит чудище, одна нога на берегу, другая на другом. Сказали: «Как на эти-то на ны надеть красные штаны». Хлопнул в ладоши и пошел. Лес дак... Идет и так громко. Как он пошел, обернулись, коровы стояли позади людей (Вологодская обл., Белозерский район, Пятница, 1988).
№ 148. Раньше рассказывал старик лойденский (из с. Лойда). Знался один старик с вольнем. На Звижнев день (Здвиженье, Здвижнев, Звижнев день - праздник Воздвиженья креста Господня) варили пиво ушатами. Выносили вольнему ушат пива и просили сплясать или спеть. Но если сплясать, то все повалится. Выносили пиво и говорили: «Приходи мотыгой пиво пить». Он выпьет и спрашивает: «Ну что, вам теперь спеть или сплясать?» Да, видно, не просили. Если плясать будет, так все повалится (Вологодская обл., Белозерский район, Боярское, 1988).
№ 149. Баба взяла ребенка на ниву. Сама жнет, а ребенок зыбке на кусту. Мужику наказала: «Поедешь, не забудь парня взять». Мужик поехал и забыл, в зыбке, на ниве-то. Прибежала баба, а Он качает: «Бай-бай, спи, дитятко, Матушка оставила, Батюшко забыл». Она растерялась, говорит: «Куманек, ты, батюшко, отдай-ко мне ребеночка». - «Ну, раз мой крестник, я ему принесу подарок». И корову ко двору пригнал (Вологодская обл., Белозерский район, Георгиевское, 1988).
№ 150. В Бекреневе один рыбак на зимнике (Зимник - дорога, по которой ездят только зимой) ночевал, на озере. Идут два вольных. Один нашего прихода, другой - иного. Один говорит: «Я его растопчу. Невежа! Лег на зимнике». А наш: «Нет, надо обойти!» (Вологодская обл., Белозерския район, Ивановское, 1988).
Таинственные животные в Вологодской области. 3
Болотница (Болотная баба)
Молодая женщина, увлекающая людей в болото; дух болота, «хозяйка болота»; жена Болотника.
«При гадании на перекрёстке один из его участников выходит в круг, предварительно сняв крест, другой же с ухватом или сковородником ходит по-за кругу против Солнца и приговаривает: «Лешие, лесные, болотные, полевые, все черти, бесенята, идите все сюда, скажите, в чём моя судьба!» (Костромская область); «А ину пору видают среди чарусы (трясина видом луговины) Болотницу» (Владимирская область).
Одно из описаний Болотного: человек с длинными руками, тело покрыто шерстью, хвост тоже длинный, крючком. В поверьях некоторых районов России отмечены Болотник и Болотница, «специализирующиеся» на затаскивании людей в трясину. Однако сведения о подобных существах немногочисленны. В поверьях Нижегородской губернии («литературная» версия П.И. Мельникова-Печерского) коварная Болотница «из себя такая красавица, какой не найдёшь в крещёном миру», но с гусиными ногами.
Чаще Болотниками именуются различные мифологические персонажи, обитающие в болоте и сохраняющие свои обычные характерные черты, а также нечистая сила неопределённого, расплывчатого облика. Болотные «хозяева» в народных воззрениях нередко смешиваются с Лешими, Водяными, а называются при это чертями. На Новгородчине полагали, что на болотах «живут болотные духи. По ночам они зажигают огни на болотах и заманивают к себе людей».
В рассказе Череповецкого уезда Новгородской губернии действиям болотных чертей приписывается порча леса, предназначаемого для постройки дома (при перевозке его через болото): «Это болото пользуется у народа дурной репутацией, говорят, что в нём много чертей живёт. Прежде чем купить уголок леса на избу, крестьянин решает вопрос: «Где купить - по эту или по ту сторону болота?» За болотом лес подальше от селений и продаётся подешевле, но дело в том, что некоторые соседи брали лес за болотом... да у них всё не ладно ладилось - то выгорят, то хозяин умрёт, то скотина плохо ведётся. То шалит над брёвнами «болотный чёрт», когда их провозят через болото. И решает мужик купить лес по эту сторону болота».
Подобно оврагам, провалам, ущельям, болото - опасное, неопределённое («ни вода, ни земля») место, излюбленное нечистой силой. В Вологодской губернии в болоте «селили» бесов, в Смоленской - Водяного; согласно общерусским поверьям, в болоте традиционно обитает Леший (на Урале кочечного, болотного чёрта (Лешего) именуют «Анцыбал»).
В огромном моховом болоте Муромского уезда «неоднократно видят русалок», схожих по облику, действиям и с Болотницами, и с водяницами. «Расчёсывая свои длинные волосы», русалки «кличут к себе путников на разные голоса и губят оплошавших» (Владимирская область) (Добрынкина, 1900 год). Болото - типичное место действия рассказов о чёрте, что отражено и в поговорках «Было бы болото, а черти будут»; «Всякий чёрт своё болото хвалит»; «Не ходи при болоте - чёрт уши обколотит» (Даль, 1880 год); «В тихом омуте черти водятся, а в лешом болоте плодятся» (Нижегородская область).
В ряде районов России Болотная баба напоминает Болотницу. В поверьях Вологодчины образ болотной «хозяйки» сливается с образом «вольной старухи», лешачихи: «Вольная старуха в шестьдесят шестом году с болота-то вышла. Голова что кузов». (Вологда-Космопоиск).
Безымянная жуть обитает в российских лесах
Много невероятного можно встретить, путешествуя по тайге или по горам. Впрочем, порой нет необходимости забираться так далеко, чтобы испытать неожиданный и ни с чем не сравнимый ужас. Случилось это в подмосковных лесах, недалеко от старинного русского селения Софрино. Здесь по сведениям, полученным от уфологов, находится небольшая, но каверзная аномальная зона. Я не собирался ее исследовать, а просто решил вместе с двумя приятелями пересечь и сравнить свои впечатления с официальным отчетом, полученным из школы выживания, руководимой тогда известным путешественником Виталием Сундаковым.
Вологодчина
Много лет назад студент Московского геологоразведочного института, а ныне главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев опубликовал рассказ о своем путешествии по лесной речке в Вологодской области. Поднимаясь вверх по течению, студенты увидели на высоком крутом берегу реки заброшенный хутор. Громадный - жилой дом и стоящая около воды банька хорошо сохранились. Место было удобным для стоянки. Туристы разделились: двое решили продолжить путешествие, а Павел и его друг Михаил вознамерились отдохнуть, пожив на заброшенном хуторе.
О днях, проведенных на хуторе, Павел и Михаил потом рассказывали с ужасом. Их преследовало ощущение, что кто-то за ними непрерывно наблюдает. Две ночи они просидели... на березе. Оба были уверены, что это самое безопасное место. Павел писал: «Там наверху, в шуршащей листве, у нас родился план. Завтра немедленно уходить отсюда, мы больше не могли выдержать эту пытку страхом. Он нас сковывал, превратив оцепеневшие наши фигуры в какие-то мумии.
Утром следующего дня, собрав свои вещи, захватив немного еды, мы буквально рванули, что было сил, с этого места. В баньке остались палатка, спальники, котелки, основная часть продуктов... И записка, в которой мы сообщали друзьям, что решили уехать». Путешествие Павла Гусева закончилось не очень удачно. Но, увы, в тайге, в так называемых аномальных зонах, часто происходят куда более печальные случаи.
Свидетельство о публикации №124120702511