Хазарский каганат
Отмстить неразумным хозарам…»
Я дочитал книгу Льва Гумилёва «Открытие Хазарии». Просто из любопытства, дело в том, что основные его труды я пытался читать раньше и знаю основную его теорию пассионарности и этногенеза, и отношусь к ней более чем прохладно, но попались тексты о хазарах, вот и занялся. Теория Льва Гумилева была представлена в виде диссертации на соискание степени доктора географических наук (защищена, но не утверждена в ВАК). Не хочется вдаваться в подробности, типа, ненаучная эта теория или псевдонаучная. Я перечитал «Открытие Хазарии» потому, что Лев Гумилёв руководил экспедицией, целью которой было найти остатки столиц Хазарского каганата, хоть какие-либо остатки поселений хазар, или хотя бы хоть что-нибудь от бесследно исчезнувших хазар и их могущественного Каганата, развалившегося в результате одного единственного военного столкновения. Но в принципе весь комплекс вопросов я узнал из книги С.А Плетнёвой «Хазары» я узнал еще до армии, то бишь во времена доисторические, примерно в 1986 году. С другой стороны меня всегда интересовало несколько вопросов, связанных с историей религий:
1. Ислам никогда не отдает занятую территорию, и это в идеологии ислама: деление мира на «своих» и «чужих». Но есть два исключения: Испания и Израиль. Почему? Это, конечно, если не считать случаев внешней поддержки, типа Армении или Грузии.
2. Иудейство не отличается экспансией, это факт, и, на мой взгляд, это следствие того, что Бог Ветхого Завета и Торы – национальный бог, в отличие от Христа.
Но есть одно исключение (полтора): принятие иудаизма Хазарским каганатом и увлечение иудейством в Новгороде. И эти исключения только подтверждают правило.
3. Почему учение Мани и его последователей бесследно исчезло, перед этим распространившись почти на всю территорию Римской империи и Персии? Мани придумал алфавит айгурам, и монголы долгое время пользовались айгурским письмом. Мани, единственный из пророков, который не только писал свои книги, но и рисовал.
4. Почему монголы не приняли ислам, завоевав почти весь исламский мир, а предпочли убраться восвояси и исповедовать буддизм?
Так вот, об иудаизме хазар (пункт 2): почему он был принят в Хазарском каганате – мало что известно доподлинно, да и о самих хазарах тоже. Упомянутая книга Льва Гумилёва интересна, поскольку именно здесь конкретно можно узнать ситуацию со знанием, что известно о хазарах и Хазарском каганате в 30-е годы прошлого века, ничего не было известно, ровным счетом ничего. Но теперь уже кое-что известно, более того, раскопаны городища хазар, кое-что известно и о внешнем виде, и о дальнейших путях-дорожках этого загадочного народа. И главное, есть переписка Кагана Иосифа с придворным кордовского халифа Абдар-Рахмана, евреем Хасдаем Ибн-Шахрутом, правда ее подлинность многими оспаривается. Но удивителен сам факт, и причины принятия иудаизма. Как это иудеи вообще туда попали, и зачем нужно было Кагану принимать именно иудейство? Хотя, в общих чертах, Хазарский каганат был заинтересован сохранить идеологическую самостоятельность, находясь между христианской Византией и мусульманским Халифатом.
Видимо, Византия очень ревниво отнеслась к этой переписке, да и к существованию Иудейского царства. Поэтому, наверное, первые попытки связаться с Хазарией у Хасдая не получились. Тем не менее, он был настойчив, и переписка состоялась. Интересно, что каган Иосиф поведал о себе и о своем государстве. Об этническом происхождении своего народа Иосиф заявляет, что он из рода Тогармы, сына Иафета (в древнееврейской литературе Тогармой именовали все тюркские народы. Иосиф называет себя «царем Тогармским», подчеркивая этим, что он властен не только над хазарами, но и над остальными тюркскими народами. Перечислены походы хазар, в частности, в Албанию (на Кавказе). Далее он перечисляет всех хазарских каганов, их было 13: Булан, Обадия, Езекия, Манассия, Ханукка, Исаак, Завулон, Манассия, Нисси, Манахем, Вениамин, Аарон и Иосиф (он сам). Иосиф подчеркивает, что власть всегда передавалась у них в роду от отца к сыну.
Дальше идет описание территории каганата: граница проходила по заволжским степям, затем – вдоль Кавказского хребта, включала Крым, и далее южнорусские степи. Столица переносилась, считается, что столица находилась на реке Итиль. Но вот, что интересно, Иосиф подчеркивает свою роль в сдерживании русов:
«Я охраняю устье реки и не пускаю русов, приходящих на кораблях, проходить морем, чтобы идти на исмаильтян. Я веду с ними войну. Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада».
О принятии иудаизма сказано, что Ангел явился кагану Булану во сне и тот его заверил, что он-то, безусловно, перейдет в иудаизм, но «народ, над которым я царствую, люди неверующие». Тем не менее, новая вера была одобрена народом.
Новая сила в регионе, Киевская Русь, развалила Каганат окончательно и бесповоротно. В 964 году князь Святослав освободил от хазар вятичей, а в 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил Саркел, ныне Белая Вежа. Затем русы с огузами разгромили Итиль и Семендер. Но помог Халифат: подобие каганата было восстановлено, но за это пришлось принять мусульманство.
В 985 году князь Владимир совершил новый поход на Хазарию и наложил на неё дань. Под 986 годом в русской летописи сообщается о посольстве хазарских иудеев к Владимиру с предложением принять свою веру. Это очень занятный и веселый момент русской истории. Владимир отказал иудеям и мусульманам из-за запрета спиртного, это было уже слишком!
Упадок хазар произошёл после разгрома Хазарского каганата древнерусским войском во главе со Святославом Игоревичем в 965 году. Позже хазары растворились в среде тюркоязычных кочевых народов, вошедших впоследствии в состав Золотой Орды.
Какая-то часть этнических хазар, исповедовавших иудаизм, по всей вероятности, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин. Потомками хазар считают себя многие представители тюркоязычных иудейских народностей — караимов и крымчаков. Хазарские корни, возможно, имеют некоторые народы Северного Кавказа — в частности, кумыки.
Справка: по всей видимости, хазары и их каганат – часть развалившегося Тюркского каганата, R1a и R1b не попадают в изначальный кластер родительских гаплогрупп прототюрков. На месте жизни хазар не осталось носителей тюрок, об остальном для вашего сведения: Распространение R1a (сиреневый) и R1b (красный)
Специфическая гаплогруппа R1a1 найдена в центральной и западной Азии, в Индии и в славянских популяциях Восточной Европы, но не слишком распространена в некоторых странах Западной Европы (например, во Франции, или некоторых частях Британии). Однако 23,6 % норвежцев, 18,4 % шведов, 16,5 % датчан, 11 % саамов имеют этот генетический маркер. А вот отличный гаплотип R1b, произошедший при распространении с Иберийского полуострова после последнего ледникового периода (от 20 000 до 13 000 лет тому назад), преобладает в Западной Европе, особенно в Стране басков, в то время как R1a1 преобладает в России, на Украине, в Польше, Венгрии и наблюдается также в Пакистане, Индии и Центральной Азии.
Реконструированные археологические и лингвистические данные подтверждают, что индоевропейцы были наездниками, использовавшими колющее оружие, могли без труда пересекать большие пространства и делали это в центральной Европе в пятом-четвёртом тысячелетии до н. э. О волнах миграции кочевых племен:
1) Наибольшая концентрация славянского гена (условно) - Юго-Восточная Балтика и Алтай. Второе место Иран и Индия.
2) Красный цвет - атлантические гены (условно).
См. у кого есть возможность
Фото: Славяне приносят дань хазарам
Свидетельство о публикации №124120606755
Римма Феклистова-Руссакова 06.12.2024 21:26 Заявить о нарушении
Юрий Сенин 2 07.12.2024 13:56 Заявить о нарушении