Бритва Оккама

Бритва Оккама (иногда лезвие Оккама) — методологический принцип, в кратком виде гласящий: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости»).

Этот принцип получил название от имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма из Оккама (англ. William of Ockham; лат. Gulielmus Occamus; фр. Guillaume d'Ockham ок. 1285—1347). Сам Уильям Оккам писал: «Что может быть сделано на основе меньшего числа [предположений], не следует делать, исходя из большего» и «Многообразие не следует предполагать без необходимости».

«Бритва Оккама» формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии (лат. lex parsimoniae). Однако важно помнить, что бритва Оккама не аксиома, а презумпция, то есть она не запрещает более сложные объяснения в принципе, а лишь рекомендует порядок рассмотрения гипотез, который в большинстве случаев является наилучшим.

То, что сегодня называют «бритвой Оккама», не было создано Оккамом, если иметь в виду базовое содержание этого принципа. То, что в условиях Проторенессанса сформулировал Оккам, было известно, по крайней мере, со времён Аристотеля.


 Столь известную и популярную среди учёных новейшего времени латинскую максиму «Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem» («Не следует множить сущности без необходимости») впервые назвал «Бритвой Оккама» профессор логики и метафизики эдинбургского университета Уильям Гамильтон, — в книге «Беседы о философии и литературе», опубликованной в 1852 году.


В печатном виде она появилась впервые лишь в 1654 году в книге немецкого учёного Иоганна Клауберга «Логика. Старая и новая» («Logica vetus et nova», Groningen, 1654); ещё ранее, в 1639 году, близко к варианту Клауберга аксиому сформулировал учёный монах Джон Панч[англ.] — преподаватель философии в римском францисканском колледже св. Исидора, родом ирландец, «человек малоизвестный, больших дарований и очень независимых взглядов».
 В комментариях к новому изданию работы Дунса Скотта «Opus Oxoniense» этот учёный писал, что выражение «non sunt multiplicanda entia sine necessitate», — это «общепринятая аксиома, часто встречающаяся у схоластов». И это — наиболее раннее выражение латинской максимы, известной впоследствии под названием «Бритва Оккама».

В универсальной энциклопедии «Британника», термин «Бритва Оккама» отмечался уже как полноценный синоним термина «Закон экономии» («Law of parsimony»)

 В оригинале «принцип экономии» порождается, похоже, в непоколебимой уверенности, что само по себе совершенство должно быть простым. Это кажется метафизической основой, на которой мы стоим так же, как средневековье и античность. Как и тогда, многие из наших споров ведутся не об этом принципе, а о том, что считать необходимым и достаточным.


Значение термина «бритва»

В философии под термином «бритва» понимается инструмент, помогающий отбрасывать (сбривать) маловероятные, неправдоподобные объяснения. А так как инструментом для бритья является бритва, лезвие (англ. razor), то и на инструмент установления истины было перенесено то же название.

Примеры других «бритв»: Принцип фальсифицируемости Поппера, бритва Хэнлона, бритва Хитченса.


Примеры

    Среди наиболее известных примеров применения этого принципа — ответ, который дал императору Наполеону создатель первой теории возникновения Солнечной системы математик и физик Лаплас. Наполеон спросил, почему слово «Бог», беспрерывно повторявшееся Лагранжем, в его сочинении не встречается вовсе, на что Лаплас ответил: «Это потому, что я в этой гипотезе не нуждался».
    Когда ученики попросили Платона дать определение человека, философ сказал: «Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев». Услышав это, Диоген поймал петуха, ощипал его и, принеся в Академию, объявил: «Вот платоновский человек!» После чего Платон добавил к своему определению: «И с плоскими ногтями».
    В этом смысле Альберт Эйнштейн так сформулировал принцип бритвы Оккама: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того».

Сам закон экономии сформулировали Дюран де Сен;Пурсен и Иоанн Дунс. Монах Оккам стал одним из самых ярых приверженцев закона бережливости. Он отказывался принимать логику своих современников – философов;теологов. Он стремился отделить знание от веры. Например, отрицал случайности. Оккама считал, что всё происходит по воле Создателя.
Люди часто используют бритву Оккама в обыденной жизни. Примеры бытовых вариантов закона бережливости:
1. Из двух зол выбирают меньшее.
2. Решать задачи надо по мере их поступления.
3. Если что;то можно сделать простым способом, то так и следует поступить.


Ещё при Менделееве имелось понятие «эфир». Учёные считали его мельчайшей частичкой мироздания. Всё в мире состояло из эфира.
 Отсутствовала возможность его увидеть при помощи, имеющихся в то время, средств наблюдения.
 Чтобы его познать, требовалось достичь уровня Создателя (Бога).
Учёные упразднили эфир.
 Вместо него выдумали всемирную пустоту (вакуум).
Придумали тёмную материю, кварки, бозоны и продолжают искать новые частички мироздания.
 Бритва Оккама рекомендует учёным вернуться к эфиру. Но им платят за тёмную материю.
Модель Солнечной системы Коперника и теория относительности Эйнштейна – нарушают закон бережливости.
Появление паровозов, пароходов и двигателей внутреннего сгорания нарушают закон бережливости.
Первоначально весь мир использовал безплатное электричество. Повсюду использовались электромобили. В домах было электрическое освещение и множество электрических устройств.
Потом у людей забрали безплатное электричество. Им дали дешёвый паровой двигатель. Потом и его забрали. Людям всучили дорогой и малонадёжный двигатель внутреннего сгорания.


Рецензии