65. Лукман-конюх царя

 Дочь царя полюбила конюха Лукмана. Царь хочет убит
его, но царевна предупреждает, и Лукман бежит из
родного города. На чужбине он переживает ряд
приключений: попадает в страну обезьян и становится
их царем. В другой стране, где люди не знают седел,
обучает их седельному мастерству, становится мужем
царской дочери, а когда она умирает, по обычаю,
занесенному из Египта, попадает вместе с покойницей
в гробницу. Землетрясение спасает Лукмана. Он убегает,
становится приемным сыном волшебницы-старухи. Открыв
запретную дверь, видит красавицу в крылатых одеждах,
и когда та улетает, чахнет от любви. Узнав, что
исчезнувшая девушка- дочь царя чертей, прилетающая в
дом волшебницы раз в год, Лукман дожидается её появления,
выкрадывает крылатые одежды девушки, делает её своей женой.
Однако, ей удается взять у мужа ключ от своих одежд, и она
улетает в страну Жизирбабил. До неё- триста дней пути,
Лукман отправляется в странствование, претерпевает лишения,
и попадает в заколдованный спящий город. Только одна старуха
не спит во всем этом царстве. Лукман убивает эту колдунью,
и все вокруг оживает. В благодарность он получает от
350-летнего старика совет куда идти дальше. В стране чертей
Жизирбабил Лукмана приговаривают к смерти, но исчезнувшая
жена вступает за мужа. Черти устраивают свадьбу,  а потом
расколов гору Каф-даг, забрасывают камнями родной город
Лукмана, где его хотели убить. И вот он, бывший конюх царя,
забирает свою любовницу- царскую дочь, и становится царем.

   Основному сюжету широко распространенной сказки о муже,
  ищущем чудесную жену, увязанного с сюжетом окаменелого
  или спящего царства, здесь предпослано обширное
  новеллистическое вступление- рассказ о приключениях
  героя в стране обезьян, в стране, где не знают седел.
  Видимо это- вставка от рассказчика. И в другом дагестанском
  материале соответствий ей не имеется.
   Сюжет мужа ищущего исчезнувшую девушку-голубку в разных
  вариантах и в соединении  с другими сюжетами встречается 
  в кумыкских сказке об Ибрагиме и сказке о Сари-чач, 
  в лезгинской Малик-мамед и аварской "Гунзари".
  Соответствует также айсорской сказке.
   Мотив уснувшего царства  в дагестанских сказках не
  встречается. Сходный сюжет-окаменелое царство входит
  элементом в ткань некоторых кумыкских сказок, а также
  ряда сказок азербайджанцев, армян и грузин.


Рецензии