Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном
Аким Мальцов в 1756 году строит завод на реке Гусь, ставший градообразующим предприятием.
Другой Мальцов выкупает технологии в Богемии и начинает производить идентичный хрусталь. Производство превращается в промышленный конгломерат. Завод обанкротился в 2010 г. Ныне работает один цех.
************
По инициативе мецената Нечаева-Мальцова известный архитектор Леонтий Николаевич Бенуа в начале 20-го века возводит в Гусе удивительный храм, интерьер которого выполнен в романском стиле. Своды поддерживают монолитные колонны из лабрадорита. Богоборцы в конце 20-х снесли надвратную колокольню и купола, превратив храм в хозяйственное помещение. «Страшный суд» работы Виктора Васнецова, написанный на холсте площадью 49 м кв., сложили вчетверо, намотали на вал и отправили в подвалы Суздальского кремля на десятилетия, в сырость и холод – до 1979 г. Реставрация длилась четыре года. Ныне «Страшный суд» занимает своё историческое место.
Мозаичное панно в алтарной части «О Тебе радуется, Благодатная » замазали побелкой. Лик богоматери со временем проступал, и его закрашивали снова. Глаза смотрели с гневом и укоризной. Теперь панно очищено от всех наслоений. В конструкции здания предусмотрено световое окно сверху над алтарём. Работу выполнил известный петербургский мозаичист Владимир Фролов.
В поздний советский период храм превратили в «Музей хрусталя». Кощунственный акт подчёркивает некая громоздкая конструкция (светильник) , установленная на месте алтаря. Чем не глумление над православием и древней духовной традицией, продолжающееся по настоящий момент. Примерно так же поступали французы в 1812 году, загонявшие в церкви лошадей.
Иконостас уничтожили богоборцы в тех же 20-х. Его изрубили на дрова и сожгли. Обезглавленный храм был поочерёдно клубом им. Троцкого, кинотеатром, складом, пока не пришёл в полное запустение. В 70-х провели реставрационные работы и создали «Музей».
Классический Рим громили вандалы – пришлые северные народы. Всё римское было им чуждо и враждебно, они находили известное удовольствие в разрушении. Советский вандализм зародился в недрах самого русского народа, обрёл силу и обратился против своего же наследия. Иначе говоря, «Третий Рим» порушили сами «римляне». Революционный подъём выразился прежде всего в иррациональном желании жечь, тлить и пакостить. Дворцы и усадьбы, храмы и монастыри повсеместно превратились в руины – в лучшем случае, в сараи для инвентаря. «Стояла опоганенная церковь…»
Я уточнил у экскурсовода: не возникал ли вопрос о восстановлении колокольни и куполов, благо по фотографиям и чертежам можно воссоздать их в точности? Оказывается, нет, и вот почему: купола не соответствуют нынешнему статусу здания и его предназначению. То есть грубое советское кощунство по факту оправдывается и ещё раз подтверждается. Может быть, как раз нынешний статус не соответствует историческому предназначению?
«Например, в Москве же восстановили собор Казанской Богоматери на Красной площади и Воскресенские ворота, которые снесли в 30-х! – Да, и Храм Христа Спасителя тоже!» В голосе женщины-экскурсовода я расслышал оттенок иронии, по-моему, неуместной.
«Дело ещё и в колоннах. Есть сомнения, что они выдержат добавочный груз. – Интересно! Когда храм возвёл Бенуа, выдержали, а теперь нет?» Строго говоря, если ознакомиться с планом здания, очевидно: два ряда цельных колонн из чёрного камня делят интерьер на три нефа, вес же барабанов и куполов ложится на стены и своды алтарной части, вес шатровой колокольни – опять же на мощные стены с западной стороны. Колонны при этом дополнительно не нагружаются. Другое дело, что нет ни средств, ни желания. Подумать только: в 19-м веке были, а теперь нет, и это при новой технике и строительных технологиях. Парадокс!
13. 07. 2024
Свидетельство о публикации №124120603376
Буду Читать Тебя Медленно 14.12.2024 20:22 Заявить о нарушении
Спасибо!
Дмитрий Постниковъ 15.12.2024 00:48 Заявить о нарушении