Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном

Купец Аким Мальцов начал производство стекла на реке Гусь. Было всё необходимое: белый песок, лес, вода. Мальцовы создали два центра стекольного производства: Дядьково и Гусь Хрустальный. Позднее отпрыск династии Мальцовых жертвует профессору Цветаеву огромные средства на возведение его музея, ныне известного как ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Аким Мальцов в 1756 году строит завод на реке Гусь, ставший градообразующим предприятием.

Другой Мальцов выкупает технологии в Богемии и начинает производить идентичный хрусталь. Производство превращается в промышленный конгломерат. Завод обанкротился в 2010 г. Ныне работает один цех.

************

По инициативе мецената Нечаева-Мальцова известный архитектор Леонтий Николаевич Бенуа в начале 20-го века возводит в Гусе удивительный храм, интерьер которого выполнен в романском стиле. Своды поддерживают монолитные колонны из лабрадорита. Богоборцы в конце 20-х снесли надвратную колокольню и купола, превратив храм в хозяйственное помещение. «Страшный суд» работы Виктора Васнецова, написанный на холсте площадью 49 м кв., сложили вчетверо, намотали на вал и отправили в подвалы Суздальского кремля на десятилетия, в сырость и холод – до 1979 г. Реставрация длилась четыре года. Ныне «Страшный суд» занимает своё историческое место.

Мозаичное панно в алтарной части «О Тебе радуется, Благодатная » замазали побелкой. Лик богоматери со временем проступал, и его закрашивали снова. Глаза смотрели с гневом и укоризной. Теперь панно очищено от всех наслоений.  В конструкции здания предусмотрено световое окно сверху над алтарём. Работу выполнил известный петербургский мозаичист Владимир Фролов.

В поздний советский период храм превратили в «Музей хрусталя».  Кощунственный акт подчёркивает некая громоздкая конструкция (светильник) , установленная на месте алтаря. Чем не глумление над православием и древней духовной традицией, продолжающееся по настоящий момент. Примерно так же поступали французы в 1812 году, загонявшие в церкви лошадей.

Иконостас уничтожили богоборцы в тех же 20-х. Его изрубили на дрова и сожгли. Обезглавленный храм был поочерёдно клубом им. Троцкого, кинотеатром, складом, пока не пришёл в полное запустение. В 70-х провели реставрационные работы и создали «Музей».

Классический Рим громили вандалы – пришлые северные народы. Всё римское было им чуждо и враждебно, они находили известное удовольствие в разрушении. Советский вандализм зародился в недрах самого русского народа, обрёл силу и обратился против своего же наследия.  Иначе говоря, «Третий Рим» порушили сами «римляне». Революционный подъём выразился прежде всего в иррациональном желании жечь, тлить и пакостить. Дворцы и усадьбы, храмы и монастыри повсеместно превратились в руины – в лучшем случае, в сараи для инвентаря. «Стояла опоганенная церковь…»

Я уточнил у экскурсовода: не возникал ли вопрос о восстановлении колокольни и куполов, благо по фотографиям и чертежам можно воссоздать их в точности? Оказывается, нет, и вот почему: купола не соответствуют нынешнему статусу здания и его предназначению. То есть грубое советское кощунство  по факту оправдывается и ещё раз подтверждается. Может быть, как раз нынешний статус не соответствует историческому предназначению?

«Например, в Москве же восстановили собор Казанской Богоматери  на Красной площади и Воскресенские ворота, которые снесли в 30-х! – Да, и Храм Христа Спасителя тоже!» В голосе женщины-экскурсовода я расслышал оттенок иронии, по-моему, неуместной.

«Дело ещё и в колоннах. Есть сомнения, что они выдержат добавочный груз. – Интересно! Когда храм возвёл Бенуа, выдержали, а теперь нет?» Строго говоря, если ознакомиться с планом здания, очевидно: два ряда цельных колонн из чёрного камня делят интерьер на три нефа, вес же барабанов и куполов ложится на стены и своды алтарной части, вес шатровой колокольни – опять же на мощные стены с западной стороны. Колонны при этом дополнительно не нагружаются.  Другое дело, что нет ни средств, ни желания. Подумать только: в 19-м веке были, а теперь нет, и это при новой технике и строительных технологиях. Парадокс!

13. 07. 2024


Рецензии
Парадоксально, но. И так всюду. За малым исключением. Но Ваше отношение, знание и стремление к познанию мельчайших подробностей очень дорогого стоит. Это такое, что-то даже невероятное. Честно очень уважаю людей увлечённых.

Буду Читать Тебя Медленно   14.12.2024 20:22     Заявить о нарушении
Стоит отъехать от Москвы на 300 - 500 км, и возникает ощущение, что перемещаешься не только в пространстве, но и во времени. Этот собор-музей напомнил мне островок поздней советской действительности.

Спасибо!

Дмитрий Постниковъ   15.12.2024 00:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.