Известные первопроходцы. Часть 83
Посвящено арабскому послу, который
Отправился из Багдада на Волгу –
Ахмаду ибн Фадлану.
Первая часть.
10 – й век.
Сей путешественник арабский
Ахмад ибн Фадлан посетил
Булгарию Волжскую, сделав
Уникальные записи.
Он описание составил
Подробнейшее всего там.
Политических отношений
И быта всех народов там.
(Описывал жизнь русов, хазар, огузов,
Башкир и булгар)
Но биография Фадлана,
Великого арабского
Путешественника осталась
Тайной во все там времена.
История жизни Фадлана,
По сути начинается,
Там с путешествия на Волгу,
Трёхлетнего почти, его.
(Полное его имя – Ахмад ибн Фадлан ибн
Аль – Аббас ибн Рашид ибн Хаммад)
На тот момент Ахмад ибн Фадлан
Состоял в должности писца –
Чиновника. Был старшим.
Там при военачальнике.
(Мухаммеде ибн Сулеймане, известном
Завоевателе Египта в 904 – 905 годах)
Доверием пользовался он
Особым. Сулеймана там.
Предшествовали же походу
События, что были там.
921 год
Булгар правитель, мусульманин
Алмуш – элтабар там хотел
Из – под влияния там выйти
Каганата Хазарского.
К правителю тот обратился
Халифата Арабского,
С просьбой помочь ему построить
Военную крепость, мечеть.
Мусульманских наставников
Также прислать он попросил,
Там для распространенья также
Мусульманства в Булгарии.
Хазары же тогда сумели
Алмушу помешать всё ж там
Деньги получить с халифата,
Чуваши все – против того.
(Отказались принять мусульманство)
Правители же каганата
Хазарского, которые
Исповедовав иудаизм
Были против ислама там.
Верней, препятствовали они
Проникновению тогда
Ислама в дальнее Поволжье,
В ту Волжскую Булгарию.
И вот, туда из халифата
Была направлена тогда
Повторная миссия уже
Посольская арабская.
921 год
В состав которой входил также
Ахмад ибн Фадлан. И вот -
Там 21июня
Покинет миссия Ьагдад.
(Посольство аббассидского халифа
Аль – Муктадира, возглавляемое Сусаном ар – Раси)
Секретарём в посольстве станет
Ахмад ибн Фадлан. Главною
Задачей миссии той было,
В Евпоре укрепить Ислам.
(В Восточной)
Кроме того была задача
Влияние усилить чтоб
Арабского там халифата
Политического при том.
И полученья от союза
С булгарами, торговых впредь
Там всяких также привилегий,
Секретарь отвечал за всё.
Ответственным был за дела те,
И за успешный же исход
Переговоров предстоящих,
Ахмад ибн Фадлан – воз тот вёз.
Вторая часть.
Послы отправились в Прикамье,
В обход Хазарии, через
Среднюю Азию. Дорога
Предстояла им в Бухару.
(Через Нишапур)
К Амударье, назад оттуда.
И вниз там по течению,
Реки, в столицу уж Хорезма –
Кят. Вот такой не лёгкий путь.
А путь в иранский Нишапур тот,
Полон опасностей. Ведь там
Господствовали враги тогда
Халифату арабскому.
(Табаристанские алиды – повстанцы)
Дорога же была опасной,
Но обошлось всё в этот раз.
Прибыв в Нишапур послы эти
Узнали радостную весть.
(Что иранское войско разбило повстанцев)
Из Нишапура в Бухару вновь,
Посольство ехало уже
Там в безопасности. Дорога
Хорошо охранялась там.
Главной задачей посещенья
Бухары – было укрепить
Связь саманидского эмира
С халифом. Люди – разные.
И в своих путевых заметках
Ибн Фадлан позже отмечал,
Что эмир Наср ибн Ахмад тот,
Совсем мальчиком ещё ж был.
Когда он принимал послов там,
Также переговоры вёл,
Он называл тогда халифа:
«Мой господин». И льстил ему.
И был готовности исполнен
Любые выполнить его
Приказанья и наставленья -
Таким перед халифом был.
В Джурджании (Старом Ургенче)
Пришлось послам зазимовать.
4 марта 922 года
К берегам Волги двинулись.
Отправились они по суше.
А те, кто с ними выехал
С Багдада, люди от халифа,
Не пошли – побоялись те.
(Законовед и вероучитель)
И выполнение задач всех
С того дня там легло уже
На плечи того ибн Фадлана,
Что стал впредь главным там послом.
20 марта
Благополучно совершили
Переезд там через Устюрт -
Пустыню. Прибыло посольство,
В страну ОГУЗОВ наконец.
Средневекового народа
Тюрского. Занимавшего
Западную область в то время.
(То - современный Казахстан)
Начальник войск этих ОГУЗОВ,
Этрек, радушно принял тех
Послов халифа. Преподнёс же
Ибн Фадлан дорогой презент.
(Дорогие подарки0
Во время же переговоров
Этрек уклончиво сказал -
На предложенье, чтоб приняли
Ислам – что позже даст ответ.
(Когда послы будут ехать обратно)
И через землю, там враждебно
Настроенных БАШКИР, послы
Проедут, как можно быстрее
Чтоб не напали там на них.
Но тем не менее ибн Фадлан
Ценный всё же сумел собрать
Этнографическую запись,
И сделать наблюдения
И в своих путевых заметках.
Их отразил тот ибн Фадлан.
12 мая 922 года
В ставку посольство прибыло.
Правителя булгар Алмуша.
За сутки до прибытия,
Эскортом встретят их почётным,
Сыновья, братья царя в нём.
(И ещё четырёх князей, особо приближённых к царю)
«Они встретили нас, держа там
В руках мясо с хлебом, просо.
Поехали те вместе с нами,
Сам царь встретил тогда всех нас
(На расстоянии двух фарсахов (12 км)
От своей ставки)
Увидев нас, с лошади слез он,
И ниц пал, поклоняясь нам,
Благодаря великого же
Могучего Аллаха там»
(Так напишет ибн Фадлан)
Третья часть.
Через несколько дней прибудут
В ставку Алмуша – элтабара все:
Князья, предводители так же
И жители этой страны.
Чтобы иметь возможность слышать,
Послание - от тех послов -
«Повелителя правоверных»
Зачитать должен был Фадлан.
День тот стал самым триумфальным,
В жизни посла ибн Фадлана,
И под знамёнами своими,
Стояла вся высшая власть.
(Одетые в савад (чёрную одежду)
Ахмад ибн Фадлан читать начал
Медленно письмо, данное
Халифом. Чтобы переводчик
Там успевал переводить.
Булгарский царь слушал там стоя.
Когда закончил тот читать,
Толпа вместе с царём там крикнет,
И вместе см приближёнными:
«ВЕЛИК АЛЛАХ!»
Значит Булгария признала
ИСЛАМ, там государственной
Религией. И стала частью
Там мира мусульманского.
Надежду получив на помощь
В освобождении теперь
Там от влиянья каганата
Хазарского, отныне же.
Фактически миссия эта,
На тот момент была уже
Выполнена. Цели добились.
Но вызовет проблемы же.
Согласие быть в мусульманах,
Там конфронтацию создаст
Между булгарами Поволжья,
И иудеями - хазарами.
Произошёл тогда вдобавок
Раскол внутренний среди их
Булгарской знати. Появились
Враждующих две группы там.
Алмуш – элтабар примирил их.
Но те хазары начали
Войну с Булгарией… Их племя
Суваз – не примет там ислам.
(Племя булгар. Которое ушло в леса Заволжья)
А Волжская Булгария же
Как приняла уже ислам,
Избавиться всё ж не сумела
Там от владычества хазар.
И дань платить им продолжала.
И только после полного,
Разгрома тех хазар, там князем
Русским – свободу обретёт.
(В 965 году. Князем Святославом. Волжская
Булгария обрела независимость)
Успешно стала развиваться.
Вплоть до завоевания,
Её МОНГОЛАМИ, с вхожденьем
В состав той Золотой Орды.
(В 1239 году)
В Булгарии Ахмад ибн Фадлан,
С РУСАМИ познакомился.
Что торговать прибыли. И он
Много общался с ними там.
(Записывал о традициях и обычаях этих людей)
В том числе и обряд сжиганья
Умершего знатного там
Руса в ладье с девушкой вместе,
С его рабыней. Что была.
Этот обряд сам он же видел
На берегу реки Атыл,
То есть Волги. Всё описал он,
Тщательно в записях своих.
923 год
Домой в Багдад, Фадлан вернулся
Весною в этот год. И там
Все впечатленья, и записки –
Всё отразил в большом труде.
(В письменном монументальном труде)
«Записки» то. А по - арабски –
«Рисале». Тогда этот труд,
Стал одним из важнейших позже,
Источников истории.
Средневекового Поволжья,
Заволжья, Средней Азии.
Ведь до Фадлана ту Европу
Восточную – посетят раз.
(Только Аль – Хорезми. Но его записи
Были выполнены в жанре математической
географии. и не содержали описаний быта
и обычаев народов)
А в арабско – персидском мире,
«Записки» те пользовались
Там популярностью большою
Там из – за новизны всего.
(Из – за описания диковинных мест и людей)
Потом интерес упадёт к ним.
И Ахмад ибн Фадлан там был
Всеми забыт. И к сожаленью
Первоначальный текст пропал.
Этой книги, труда Фадлана.
Фрагменты лишь до нас дошли.
Опубликуют их впервые
Лишь на немецком языке.
(В 1823 году. Академиком Френом.
В 1932 году в библиотеке при гробнице
Имама Али ибн – Риза в Иране нашли
Ещё один фрагмент «Записок»
1937 год
В тот год правительство Ирана,
Передало в дар СССР,
Фотокопию документа
К нам в Академию наук.
(Через два года документ переведут
на русский язык)
Эти «Записки» интересны ещё ж тем, что Ахмад
Ибн Фадлан был первым, кто составил
Правильный перечень рек, пересекающих
Прикаспийскую низменность, и привёл
Названия рек, которые полностью совпадают
Или созвучны нынешним.
А главное этот труд является одним
Из важнейших источников средне –
Вековой истории Поволжья и Средней Азии.
Свидетельство о публикации №124120602772