Искусство поэзии. Поль Верлен

Лишь музыка первооснова,
Прислушайся и предпочти
Неуловимое почти,
Без плотского и показного.

Со словом будучи на ты,
Оставь фигуры умолчанья –
Как в Серой песне*, сочетанье
Текучести и полноты.

В ней тайный взгляд из-под вуали,
В ней дрожь полуденной поры,
Осенних ярких звёзд миры
И голубеющие дали!

Нам нужен Тон еще, постой,
Не Цвет, а тон – нюанс – частица!
О! Только тон – и породнится
Свирель с рожком, мечта с мечтой!

Прочь ядовитые уколы,
Нечистый смех, забытый стыд –
Ведь синеве до слёз претит
Чесночной кухни дух тяжёлый!

Фразёрству сделай укорот!
А лучше с ревностной заботой
Над блудной рифмой поработай –
Иначе далеко зайдёт.

Кто козни рифмы подытожит?
Чудной арап, глухой юнец
Творит бесценный бубенец,
Что под резцом сфальшивить может?

Звучащей музыкой живи!
Пусть каждый стих вспорхнёт крылато
Душой, стремящийся куда-то
В иную высь, к другой любви.

Пусть это будет увертюра,
И ветерок в неё вплетёт
Тимьяновых и мятных нот...
А прочее – литература.


*
«Серые песни» – первый из семи основных песенных циклов мелодий Рейнальдо Хана. Они занимают выдающееся место в музыкальном творчестве композитора: объединяя в литературном ключе семь стихотворений Поля Верлена, входящих в разные сборники, они отличаются музыкальным единством, свидетельствующим о художественной зрелости и техническом мастерстве молодого композитора, которому было всего семнадцать лет.

Сборник, опубликованный 7 марта 1893 года музыкальным издательством Хойгелей под номером H. 7 784 (Рейнальдо Гану было тогда 19 лет), объединяет семь мелодий:

-      Осенняя песня
-      Вдвоем
-      Бесконечная аллея
-      В безмолвии
-      Час утончённый
-      Грустный пейзаж
-      Добрая песня.

Этот цикл объединяет семь стихотворений, Поля Верлена, опубликованных более чем за двадцать лет до даты публикации сборника: три из них из La bonne chanson (1870), два из Romances sans paroles (1874), одно из Poemes saturniens (1866) и еще одно из Fetes galantes (1869).

На титульном листе, помимо названия, указаны имена авторов и подпись дома Хойгелей, а также очень значимый эпиграф, позволяющий нам подойти к этой партитуре с пониманием:

Rien de plus cher que la chanson grise
Ou l’Indecis au Precis se joint.

Нет ничего дороже серой песни, / В которой Неопределенное соединяется с Точным.

Это две последние строки второго четверостишия поэмы Art po;tique, двенадцатого из сонетов и других стихотворений из Jadis – первой части cборника Jadis et nagu;re Поля Верлена, опубликованного в 1885 году в Париже.

 


***


Paul VERLAINE

ART POETIQUE

De la musique avant toute chose,
Et pour cela prefere l’Impair
Plus vague et plus soluble dans l’air,
Sans rien en lui qui pese ou qui pose.

Il faut aussi que tu n’ailles point
Choisir tes mots sans quelque meprise
Rien de plus cher que la chanson grise
Ou l’Indecis au Precis se joint.

C’est des beaux yeux derriere des voiles
C’est le grand jour tremblant de midi,
C’est par un ciel d’automne attiedi
Le bleu fouillis des claires etoiles!

Car nous voulons la Nuance encor,
Pas la Couleur, rien que la nuance!
Oh! la nuance seule fiance
Le reve au reve et la flute au cor!

Fuis du plus loin la Pointe assassine,
L’Esprit cruel et le Rire impur,
Qui font pleurer les yeux de l’Azur
Et tout cet ail de basse cuisine!

Prends l’;loquence et tords-lui son cou!
Tu feras bien, en train d’energie,
De rendre un peu la Rime assagie.
Si l’on n’y veille, elle ira jusqu’ou?

O qui dira les torts de la Rime?
Quel enfant sourd ou quel negre fou
Nous a forge ce bijou d’un sou
Qui sonne creux et faux sous la lime?

De la musique encore et toujours!
Que ton vers soit la chose envolee
Qu’on sent qui fuit d’une ame en allee
Vers d’autres cieux ; d’autres amours.

Que ton vers soit la bonne aventure
Eparse au vent crispe du matin
Qui va fleurant la menthe et le thym...
Et tout le reste est litterature.


Рецензии