Конкурс-Бал

Тм Гуси-Лебеди

Здравствуйте, уважаемые члены Клуба Крылатых
и дорогие гости ТМ "Гуси-Лебеди!"

*********************************************************

Дорогие друзья!

Продолжаются конкурсы в рамках
ПРОЕКТА: «ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»

**************************************************

Искусство воздействует на человека с поистине огромной силой.
С самого рождения мы тесно связаны с таким видом искусства, как музыка. Мы замечали, что многие сочинения композиторов, известные по всему миру, были написаны именно по творениям писателей и поэтов.

«Вся жизнь мира окружена музыкой. Когда земля при своем создании была уже готова к жизни, жизни все-таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над полем и над лесом. И в волнах возник плеск, а в лесных вершинах гул. Через это в мире возникла музыка, и мир стал живой». Константин Бальмонт.
Прежде чем говорить о взаимосвязи двух видов искусства, нужно узнать их определения.

Музыка – это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующий на психику человека.
Литература — это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык. (поэзия, проза, драма).
Взаимосвязь музыки и литературы зачастую неразделима. Без музыки не появились бы такие виды искусства, как: опера, балет, оперетта, мюзикл, романс - в основе которых лежат литературные произведения. (Молитва «Ave Maria» была положена Ф. Шубертом на музыку)

Множество поэтических произведений обрели известность благодаря тому, что их прочли композиторы, однако стержнем родства является интонация.
Также многие писатели и поэты обращаются к теме музыки в своих произведениях. Авторы используют этот приём для того, чтобы подчеркнуть значимость момента, более широко и разнообразно раскрыть судьбу, душу персонажа.
Музыка часто встречается также и в различных сказках. Например, при помощи дудочки крысолова из города ушли все крысы.

Или Садко так прекрасно исполнил песню на гуслях, что к нему вышел из Ильмень-озера Царь морской и предложил награду.

 Волшебные музыкальные инструменты помогают людям. Вряд ли народ и авторы просто так наделяют магическими свойствами именно эти предметы.

И музыка, и литература влияют на человека в глубоко-духовном плане. Автор может использовать хоть слова, хоть звуки, хоть ноты – всё равно, это нас трогает, заставляет задуматься.

- Читая произведение, мы зачастую слышим «внутренним ухом», «внутренним голосом» некое музыкальное или голосовое оформление, создающее атмосферу действия.
«Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств»
                В. А. Сухомлинский
Значение музыки в литературе огромно. Музыка позволяет более полно и выразительно рассмотреть героев и сам смысл произведения, раскрыть основную идею.               
Подводя итог, можно сказать о несомненно важном положительном влиянии на художественные произведения. Музыка – непосредственный язык души, однако и её возможности ограничены. С литературой ситуация аналогична. Два искусства дополняют друг друга, как пазлы. Музыка и литература потеряли бы невероятно много друг без друга.

Существует множество вариантов связи между музыкой и литературой. Это интонация, звук, эмоциональная окраска и направленность смыслового значения.
******************************************************

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» построен на чередовании картин войны (заграничного похода русской армии и войны 1812 года) и мирной жизни общества в период 1805-1820 годов. Одной из замечательнейших сцен «мирной жизни» является описание первого бала Наташи Ростовой, состоявшегося 31 декабря 1810 года. Наташа Ростова - одна из любимейших героинь автора.

Предлагаю вашему вниманию отрывки из романа:

«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по-гречески]».

 «Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту».

«В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах — музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта-то была та самая манера, которая более всего шла к ней ...»

«Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно-поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе.
 Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская — у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть! » — думала она. — «Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мною» . .... Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, — сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе, и занося руку, чтобы обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой. «Давно я ждала тебя», как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей проявившейся из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастья. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо. Князь Андрей любил танцевать, и желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих».

Прочитав отрывки из произведения Л.Н. Толстого  «Война и мир», вы окунётесь в чудесный, волшебный мир Новогоднего бала, на котором впервые была Наташа Ростова. Здесь зарождается любовь к ней князя Андрея Болконского. Прекрасные наряды, красивый зал, музыка, цветы, танцы…

19 век… как давно это было! Сколько поколений отделяет нас, людей 21 века, живущих в век скоростей и высоких технологий от века кринолинов, вееров, вальсов и томных взглядов. Как было бы неплохо ненадолго окунуться, погрузиться в то время!
«Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи!»

«Лишь только вальс нам дарит этот миг,
И только он сейчас разъединяет…
Листая время, как страницы книг,
Забытым чувством снова опьяняет…

 И кто подскажет, как спастись сейчас?
Я отвести уже не смею взгляда…
А вальс кружит, кружит, как в первый раз…
Душа безбрежной музыкой объята»

*** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***

Сегодня, в преддверии Новогоднего торжества, хочу предложить Вам написать стихотворение «Бал».

От автора принимается ОДНО новое или опубликованное ранее стихотворение, которое сам автор считает его лучшим, объёмом до 40 строк в авторской разбивке, написанное на русском языке, НЕ содержащее нецензурную лексику, пропаганду насилия, пьянства и наркомании, расовую, межнациональную или религиозную неприязнь.
*************************************************
На конкурс принимаются стихи по предложенной теме. Это может быть вальс не балу, описание красивого интерьера помещения, музыки, нарядов, волшебства новогодней ночи, огней, блеска зеркал. Это не обязательно описание бала Наташи Ростовой, но можно  написать стихотворение и по прочитанным отрывкам.

*************************************************
ЗАЯВКА оформляется отдельной рецензией в этом посте и должна включать в себя:

- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ стихотворения, в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице;
- АДРЕС электронной почты.
ПОДАВ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, что ознакомились с "Правилами
проведения и участия в конкурсах площадки" - http://stihi.ru/2012/02/12/12233

****************************************************

 ЗАЯВКИ принимаются  с 05.12.2024 года до набора 25-30 стихотворений, или до 27 декабря 2024 г. до 20-00 мск.

 ГОЛОСОВАНИЕ "народное", БЕЗ ОЦЕНОК, для участников конкурса - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ.

Победителей ждут призы:

за 1 место – 1200 с/б
за 2 место – 1000 с/б
за 3 место – 800  с/б
за 4 место - 500  с/б

 Лично от ведущей будет особый приз Автору нового стихотворения, которое вызовет восторг использованием художественных приёмов.

**********************************************
ПРИМЕЧАНИЕ:
Чтобы о наших конкурсах узнало как можно больше читателей, просьба ко ВСЕМ АВТОРАМ:
при размещении рецензии-заявки на участие в конкурсе – нажать на кнопочку "понравилось". При публикации произведения на своей странице - желательно давать ссылку на этот конкурс.

***********************************************
Участие в конкурсе бесплатное, однако,  мы с благодарностью примем любую спонсорскую помощь на развитие площадки "Гуси-Лебеди"
 (на логин - gusilebedi1).
****************************************************

Ведущая конкурса – НАДЕЖДА ТУМАНОВА.


Рецензии
Уважаемые Авторы!Прием произведений на конкурс завершён!

Надежда Туманова   28.12.2024 19:04     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.