Формула жизни Часть 2

Рассудочная формула придёт
К порядку истинных явлений,
И будет выше жизни нападений,
Когда в себя всю жизнь вберёт,
Загадочное утверждая наперёд,
Не опасаясь спорных возражений.

***

Для рассудка истина
бывает — антиномия,
Но это лишь сначала
такая вот история.

Красота антиномий
завораживает.
Избегание антиномий
настораживает.

•••••••••••••••••••••••••
Антиномия — это
противоречие
между двумя
взаимоисключающими
положениями, каждое
из которых доказуемо
логическим путём.

•••••••••••••••••••••••
Мир трагически
прекрасен в своей
раздробленности.
Его гармония — в его
дисгармонии,
его единство — в его
вражде. Таково
парадоксальное
учение Гераклита...
   «На чем основано
преимущество греческого ума?» — спрашивает один историк эллинской мысли. — «Тайна удивительного преуспевания, — отвечает он, — заключается в сочетании противоположностей. Чрезвычайное богатство творческой фантазии и рядом с ним всегда бодрствующее сомнение, пытливое, не отступающее ни перед каким дерзновением; могущественная способность к обобщениям в соединении с острой наблюдательностью...»
Павел Флоренский

Рассудочная формула
тогда и только тогда
может быть превыше
нападений жизни,
если она всю жизнь вберет в себя, со всем её много–образием и со всеми её наличными и имеющими быть противоречиями, рассудочная формула может быть истиною тогда и только тогда, если она, так сказать, предусматривает все возражения на себя и отвечает на них. Но, чтобы предусмотреть все возражения, — надо взять не их именно конкретно, а предел их. Отсюда следует, что истина есть такое суждение, которое содержит в себе и предел всех отменений его, или, иначе, истина есть суждение само–противоречивое.
Безусловность истины с формальной стороны в том и выражается, что она заранее подразумевает и принимает свое отрицание и отвечает на сомнение в своей истинности приятием в себя этого сомнения, и даже — в его пределе. Истина потому и есть истина, что не боится никаких оспариваний; а не боится их потому, что сама говорит против себя более, чем может сказать какое угодно отрицание; но это само–отрицание свое истина сочетает с утверждением. Для рассудка истина есть противоречие, и это противоречие делается явным, лишь только истина получает словесную формулировку. Каждое из противоречащих предложений содержится в суждении истины и потому наличность каждого из них доказуема с одинаковою степенью убедительности, — с необходимостью. Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Другими словами, истина есть антиномия, и не может не быть таковою.
Впрочем, она и не должна быть иною, ибо загодя можно утверждать, что познание истины требует духовной жизни и, следовательно, есть подвиг. А подвиг рассудка есть вера, т. е. само–отрешение. Акт само–отрешения рассудка и есть высказывание антиномии. Да и в самом деле, только антиномии и можно верить; всякое же суждение не–антиномичное просто признается или просто отвергается рассудком, ибо не превышает рубежа эгоистической обособленности его. Если бы истина была не–антиномична, то рассудок, всегда вращаясь в своей собственной области, не имел бы точки опоры, не видел бы объекта вне–рассудочного и, следовательно, не имел бы побуждения начать подвиг веры.
Павел Флоренский


Рецензии