заимствовано В. Невяровичь Т. Шевченко-для Архива
Три источника и три составные части украинского яз Владимир Невярович
Тарас Шевченко с детских лет попал под жестокие бичи мук и страданий, как нравственные, так и физические. А его художественные и поэтические дарования долгое время не могли иметь даже права на гармоничное развития и совершенствование. Это была жизнь беспризорника, которому не на кого было рассчитывать, кроме как на себя самого; ему приходилось бороться порой за элементарное биологическое существование и выживание. Мальчик пас овец, прислуживал у дьячка-учителя, у которого и познал азы рисования, служил казачком-лакеем. С 1829 году он попадает слугой в дом своего барина - помещика Павла Васильевича Энгельгарда (1798-1849), человека православного, но польских шляхетских кровей, вероятно, и внушившего пареньку свой болезненно обостренный негативизм по отношению к «москалям» и «кацапам». Разглядев у юноши незаурядный дар к рисованию, Энгельгард, проживая уже в Вильно, отдал Шевченко на обучение портретисту и преподавателю местного университета Яну Рустему. С переездом (вместе с хозяином) в 1831 году в Петербург, Шевченко продолжил обучаться живописи, теперь уже у художника Василия Ширяева, человека грубого и своенравного. Дальнейшие, совершенно удивительные, зигзаги судьбы способствовали всё же раскрытию яркого таланта юноши. Через своего земляка-малоросса, художника Ивана Максимовича Сошенко(1807-1867), он познакомился со светилами русского изобразительного искусства: Карлом Павловичем Брюлловым(1799-1852) и Алексеем Гавриловичем Венециановым(1780 -1847); а также с весьма влиятельными особами: выдающимся музыкальным деятелем и композитором графом Михаилом Юрьевичем Виельгорским(1788-1856) и конференц-секретарем Академии художества Василием Ивановичем Григоровичем(1786-1841), - тоже, кстати, уроженцем Малороссии.
Очарованные дарованиями юного художника-крепостного, все они, включая корифея русской поэзии Василия Андреевича Жуковского, стали предпринимать усилия по выкупу молодого одаренного человека из крепостной зависимости. Энгельгард, почувствовав повышенный интерес российских светил к своему крепостному, которого видел в будущем своим домашним художником-портретистом, долго не соглашался, требовал непомерно большие деньги за сделку. Тогда было решено организовать лотерею, чтобы собрать необходимую сумму денег, заявленную помещиком. Специально для лотереи Карлом Брюлловым был написан портрет Жуковского, который был выставлен на продажу. И тут мы сталкиваемся с первым удивительным, едва ли логически объяснимым фактом, на который обратили внимание многие исследователи. Речь идет о Государыне Императрице Александре Федоровне, не только горячо поддержавшей саму идею проведения лотереи, но и внесшей лично 400 рублей денег. Приняли участие в проведении той лотереи, организованной графом Виельгорским, и некоторые другие представители Императорской Семьи, в частности, Наследник Престола В.К. Александр и В.К. Елизавета Павловна. Они внесли по 300 рублей.
Таким образом, всего было выручено 2500 рублей. Именно за эту сумму и был выкуплен в апреле 1838 года у крепостника Энгельгарда двадцатичетырёхлетний Тарас Григорьевич Шевченко, вскоре после того приступивший к обучению в Академии Художеств в качестве свободного гражданина и ученика самого Брюллова. Сам факт, что в освобождении будущего светоча и духовного вождя Украины решающую роль сыграли члены Царской Семьи, обычно умалчивается в литературе, посвященной Шевченко, как и умалчиваются некоторые лица, которые помогали молодому дарованию встать на ноги. Прошло всего несколько лет, и в «благодарность» Царственным особам в поэме «Сон», созданной Шевченко в1844 году, нашли место запальчивые строки грязного, глумливого и пошлого поэтического пассажа:
"...Цариця-небога,
Мов опеньок засушений,
Тонка, довгонога,
Та ще, на лихо, сердешне
Хита головою.
Так оце-то та богиня!"
Ещё в более резких тонах вспомнил свою благодетельницу поэт в 1860 году. 19 октября, на следующий же день после смерти Императрицы, злострастное вдохновение бывшего крепостного выплескивается в такие мерзкие и постыдные строки:
Хоча лежачого й не б'ють,
То і полежать не дають
Ледачому. Тебе ж, о суко!
І ми самі, і наші внуки,
І миром люди прокленуть!
Не прокленуть, а тілько плюнуть
На тих оддоєних щенят,
Що ти щенила. Муко! Муко!
О скорбь моя, моя печаль!
Тебе, о люту, зацькують!
Да уж, тут не только лежачего, но и мертвого не пощадили! Что ещё можно сказать?.. Мерзко, пошло, цинично и бесчеловечно!
Свои первые стихи Шевченко начинает писать в Петербурге. Вот как сам он вспоминает об этом: «О первых литературных моих опытах скажу только, что они начались въ томъ-же Летнем саду, въ светлыя, безлунныя ночи. Украинская строгая муза долго чуждалась моего вкуса, извращеннаго жизнью въ школе, въ помещичьей передней, на постоялых дворах и в городских квартирах ; но когда дыхание свободы возвратило моимъ чувствамъ чистоту первыхъ летъ детства, проведенныхъ подъ убогою батьковскою стрехою, она — спасибо ей — обняла и приласкала меня на чужой стороне”. Упражнения в стихосложении приносят скоро ощутимые плоды. Есть, правда, достоверные сведения, что долгое время малограмотное стихотворчество Тараса Григорьевича искусно правили такие мастера слова, как Кулиш, Гребенка и некоторые иные благодетели.
Шевченко, в силу своих идейных убеждений, решается писать стихи только на малорусском наречии и с 1843 года пишет их только по-малорусски...
Политические стихи поэтического гения Украины удосужился после ареста Шевченко в 1847 году прочесть сам Император Николай I. Вот как повествует об этом знаменитый русский критик Виссарион Белинский в своем письме к В.П.Анненкову (XII, 1847):
„ Наводил я справки о Шевченке и убедился окончательно, что вне религии вера есть никуда негодная вещь. Вы помните, что верующий друг мой говорил мне, что он верит, что Шевченко — человек достойный и прекрасный. Вера делает чудеса — творит людей из ослов и дубин, стало быть, она может и из Шевченки сделать, пожалуй, мученика свободы. Но здравый смысл в Шевченке должен видеть осла, дурака и пошлеца, а сверх того, горького пьяницу, любителя горелки по патриотизму хохлацкому. Этот хохлацкий радикал написал два пасквиля — один на Государя Императора, другой — на Государыню Императрицу. Читая пасквиль на себя, Государь хохотал, и, вероятно, дело тем и кончилось бы, и дурак не пострадал бы, за то только, что он глуп. Но когда Государь прочел пасквиль на Императрицу, то пришел в великий гнев, и вот его собственные слова: «Положим, он имел причины быть мною недовольным и ненавидеть меня, но Ея-то за что?»
За участие в Киевском Кирилло-Мефодьевском обществе, имевшем политическую антигосударственную окраску, Шевченко, как известно, был строго наказан и сослан по рекрутской повинности солдатом в Оренбургский край, без права рисовать и писать. Строгость наказания была во многом обусловлена его антицарскими пассажами, с которыми лично ознакомился Государь Император. Дошедшие до нашего времени дневники и письма Шевченко повествуют о больших нравственных мучениях художника и поэта, не имевшего возможность в должной степени развивать свои дарования и таланты. Однако времена солдатчины (с 1847 по 1857 гг) не стали бесплодным периодом в жизни Шевченко. В этот период им были созданы, к примеру, повести на русском языке: „Княгиня”, „Художник”, „Близнецы”, а также некоторые другие произведения. Находясь на службе в солдатах, Шевченко многое переоценил, некоторые строки его писем свидетельствуют о покаянных чувствах ссыльного художника и поэта. «Преступление мое велико — я это сознаю въ душе , — писалъ он графине Анастасии Ивановне Толстой (отъ 22-го апреля 1856 г.), — но и наказание безгранично»... Освобождение Шевченко состоялось 22 августа 1857 во многом благодаря стараниям и ходатайству «москальской» семье Толстых: вице-президента Академии Художеств графа Федора Петровича(1783-1873) и в особенности его супруги, большой любительницы и ценительницы искусства Анастасии Ивановне Толстой(1817-1889). В 1858 -1859 гг в доме Толстых поэт всегда находил дружеский приют и убежище...
Свидетельство о публикации №124120500120