Обзор Сергея Чернова по Осеннему туру

Сергей Чернов - поэт.
Больше об эксперте: http://stihi.ru/2024/08/31/7563
Страница на сайте:  http://stihi.ru/avtor/provintsial

… и вот только совсем недавно я понял, чего бы я смог натворить, если бы в свои 20+ лет учил и сдавал историю искусств и теорию стихосложения, а не сопромат и строительную механику. И это недостача, которую в этой жизни возместить я уже не успею.
Но просто История(а не история искусств) приводит примеры того, как сражения иногда выигрывали те, кто сумел какие-то недостатки превратить по ходу дела в достоинства. Почему и мне не попробовать сделать то же самое? - спрашивается в задачнике.
Итак приступим, благословясь.
.
 Вся суть строительной механики сводится к тому, что конструкция здания/сооружения должна:
1).выдержать внешнюю нагрузку.
2).передать эту нагрузку + нагрузку от собственного веса + нагрузку от находящихся в/на этом здании/сооружении объектов и субъектов той поверхности, на которой оно, здание/сооружение, находится. 
Внешних нагрузок всего две: ветер и снег.
Конструкции могут быть очень разными: от навеса для сена до небоскрёба Бурдж-Халиф.
Поверхности могут быть тоже очень разными: от песка и глины (надо бить сваи, иначе всё пропало) до скальных пород.
Теперь попробую-таки применить эту схему к разбору стихотворения, представив что:

1). Тема стихотворения - это внешняя нагрузка.
2). Форма - это конструкция, которую автор выбрал для этой темы.
3). Моё восприятие - эта та поверхность*, которой конструкция и пытается передать
тему + себя(конструкцию/форму) + свои(конструкции/формы) особенности.
.
* “поверхность” - это не совсем точно, разумеется, т.к. моё восприятие есть скорее многоэтажный подвал под конструкцией стиха, чем просто поверхность: воспринимаю-то я текст умственно(своим опытом и чужим, литературным), чувственно(на слух, на цвет, на вкус, на запах…), инстинктивно (инстинктами естественными и приобретёнными) и… и как-то ещё.
Причём, “количество этажей в подвале” вовсе не обязательно зеркалит “количество этажей над землёй”:
иногда два-три четверостишья могут обнаружить во мне столько подвалоэтажей, что можно со счёта сбиться.
.
И как же это я, не имея филолог. образования, буду определять, выдержала ли форма предложенную ей тему? - в основном, на слух.
Он у меня есть. Также сделаю попытки сравнить какие-то стихоформы с формами музыкальными, если сходство будет ну совсем очевидным.

01 Ирина Пахомова Викторова «Арбатский сувенир» http://stihi.ru/2023/06/08/2406
.
Тема серьёзная, евангельская: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
Апокалипсис. 3-15.
Конструкция такая же, как этот арбатский акриловый значок - незатейливая, здесь полное соответствие. Хорошо это или плохо? - для кого как. Ко мне лично это стихо прикоснулось именно как поверхности, к подвалам не пробралось. 
.
02 Жанна Лебедева «Аличе» http://stihi.ru/2024/07/19/2708
.
Тема: нечто трансцендентное, находящееся на стыках этого, видимого, мира и каких-то других миров. Форму не осилил, наверно слуха не хватило - mea culpa. Так как это что-то, чего я определить/осилить не смог, то оно и застыло в воздухе надо мной, почти не касаясь.
.
03 Юрий Чигринов «Купите Блока» http://stihi.ru/2007/07/09-1512
.
Тема: здесь их больше, чем одна. Скажу только, что моя училка русского в средних/старших классах попала к нам школу потому, что работая на кафедре теории литературы БелГУ, поссорилась с тамошним большим начальством(это я узнал через годы после окончания школы),
соответственно, ей было ну никак не до нас, особенно первое время. Она частенько просто смотрела в окно, не читая ни Блока, ни кого либо ещё.
Просто смотрела. Многие приличные поэты считают нарративные стихо чуть ли не личным оскорблением, а я грешным делом люблю историю в стихе, но сделать рассказ/какой-то сюжет поэтичным очень сложно, не все это могут. Здесь это сделано, и неплохо.
Форма: связана с много/разно-темьем напрямую: много есть того, за что я цеплялся, спотыкался, в паре-тройке мест - падал. Помогают ли цепляния-спотыкания-падения лучшему освоению пространства темы? - вживанию в него? - вряд ли: ссадины и синяки от цепляний-спотыканий-падений мешают это сделать. Тема пробралась до каких-то нечётных этажей моих подвалов, пропуская чётные. А я всё же более ценю “цельность, простоту и точность высказывания”, здесь этого не было.
*** если допустить здесь сравнение музыкальное, то можно сказать, что это (условно) free jazz, а вот если бы те же темы играл бы здесь Miles Davis (modal jazz), то они, темы, заняли бы все мои этажи, чётные и нечётные: у него переходы от теме к темы всегда оправданы и стройны,
они как бы незаметны, ты не цепляешься, не падаешь. ***
.
 04 Марина Русова «отраженье»  http://stihi.ru/2024/08/24/6307
.
Тема: стиховзгляд на “есть только миг между прошлым и будущим”.
Форма: проста, соответствует восторженности взгляда, но есть два “но”:
1. третье четверостишье
“отражает яблоню и грушу
и за ними близлежащий лес
будто ты заглядываешь в душу
глянув в отражение небес”

IMO совершенно лишнее по двум причинам: а) описание того, что “отразилось в зеркале” может быть разным у разного читателя, пусть у каждого оно будет своё. б) из-за него, из-за наличия этого третьего четверостишья, я должен поднапрячься, чтобы понять, что в “и себя увидишь в нём” - В НЁМ, это в “зеркале” из второго четверостишья.
*** поэтому, если позволите, мне вариант без 3-го катрена понравился бы куда больше:
протекает кровля и в разводах
нависает низкий потолок
мы живем венецией на водах
через мелкий пруд наискосок

заросло всё ряской и осокой
камышом у берега легло
но такое видится высоко
в отраженье зеркала его

и себя увидишь в нём но краток
этот миг когда ты навсегда
убираешь личный отпечаток
отойдя от берега пруда

будто и не быль а просто небыль
будто не жила ты а пока
только рябь колышется на небе
только ветер носит облака ***

2. рифма “небыль-на небе” - это апперкот, после которого если не нокаут, то нокдаун точно))).
.
Восприятие: простое и надёжное, такую песню хорошо могла бы спеть Людмила Зыкина, мне могло бы понравится кмк.
.
05 Жиль Де Брюн «votre maison qui est si magnifique» http://stihi.ru/2023/07/31/4689
.
Тема: примерно та же, что одна из главных тем(если не главная) в фильме А.Тарковского “Страсти по Андрею”, а именно - “Литьё Бориской колокола, литьё на авось, то бишь и как бы тема - о тайне творчества”, задумано прекрасно, сделано прекрасно, только жаль, что в реальности-то Царь-колокол так никто никогда и не услышал, а история была примерно/именно о нём.
Форма: доверительная (как и многие стихи у Ричарда), сразу же возник перед глазами дядя Митя из кино “Любовь и голуби”. Впечатление весёлое, но сложное: готическая мыльня - это где-то в чём-то - то же, что колокол Бориски, да и дядя Митя весел и удал конешнош, но реальная жизнь рядом с алкоголиком не всегда весела, скажем так.
.
06 Денис Барамзин «Святоносский маяк» http://stihi.ru/2009/12/30/1988
.
Тема: тема маяка такова, что может обрастать деталями, которые не только попадают в его свет, но и светят сами.
Форма: я бывал в командировках на Баренцевом море, и местность - серые скалы и чёрные волны - вполне соответствует тому графическому рисунку, который сделал из строчек своего стихотворения Денис, именно так. Соответствует ей, этой местности, и неторопливый стиль повествования. Всё совпадает.
Воздействие: чувственно - да, потому что разбудило воспоминания почти сорокалетней давности: летнее солнце, которое не заходит и показывающееся на  каких-то три-четыре часа зимнее, бакланы, не дающие летом спать итд; умственно - да, потому что и сам брался за эту тему; короче - просочилось оно и заполнило собой самые глубокие этажи моего подвала, а то, что у звёзд-маяков тоже есть смотрители, стало открытием.
.
07 Дариэль Инан «Рассмешите кота» http://stihi.ru/2024/05/25/3076
.
Тема: коты и (даже) котищи - темища!))
Форма: отменно прикольная, что указывает на такое же, отменное, ЧЮ у автора.
Резюме: как хорошо, что у Земли есть выбор:
- три кита;
- хвост кота;
- то, что сказал Галилей.
.
08 Зинаида Палайя «Золотой скарабей http://stihi.ru/2024/08/30/5295
.
Тема: „Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать её”. Л.Толстой
Форма: строгая.
Так как данное поэт. высказывание сплошь в символах, то и рискну отнести его к символизму, а это жанр, в котором всё должно очень точно, а тут много неточностей:
.
1. “Готовы свечи на краю кануна пересчитать дежурную печаль.“ - коль печаль дежурная, то я это понял так, что народу в церкви мало, будний день, только “самые дежурные” здесь, и обычно люди ставят свечки ближе к центру, а не на край, то бишь, не связываются у меня дежурная печаль с краем кануна чисто по житейской логике.
2. ”не Божья дудка – дудчатый тростник.” - “дудчатый” тростник я умом одолеть не смог (да и слух чё-то это слово резануло).
3. “Подвесь на ниточке сквозь гомон адский звук золотым жуком и отпусти.“ - а). как можно отпустить то, что уже подвешено на ниточке? - перерезать ниточку? - зачем было тогда просить этот звук подвешивать?
- б). к кому здесь обращается ЛГ? - к смерти или к Богу? - дело всё ещё у кануна происходит или уже вовне? - вопросов много с лишком.
.
Последний катрен хорош.
.
09 Алексей Прохоренков «Песенка не...» http://stihi.ru/2024/08/25/2979
.
Тема: приворот.
Форма: напев/ песня, у которой есть припев:
“Стройся, лунная дорожечка,
потихоньку, понемножечку,
я приду в рассветный час
возродить собою нас.”
Впечатление: как-то не сильно я поверил во все эти приходы и возрождения, но верю, что автор верит. Наверно если бы эти стихи согласился взять, и написать на них музыку, и спеть это, к примеру, Андрей Мисин, то мб и я поверил.
.
10 Игорь Гонохов «О любви бессмысленно писать» http://stihi.ru/2022/06/03/3995
.
Тема: (тема тем) о любви.
Форма: романс, причём буквально:  Romance имеет в переводе такие значения как а) романтика и б) рыцарский роман, и в стихотворении есть и романтика и рыцарь.
Впечатление: кроме романтического - вкусовое: в центре абрикос, рядом ветчина и гранаты, и из него, из этого вкусового впечатления, прямо-таки виден Санчо Панса: его хорошо и жадно жующий рот, его крупный нос, а это-то ведь, как есть, фото Евгения Леонова.
Прогуглил я “это фото”, и оказалось-таки да, была в 72-м году постановка “Человек из Ламанчи” в театре Маяковского, и думаю, А.Гончаров не отказался бы взять эти стихи, а Е.Леонов - прочитать, абрикосно, как надо - хорошая мизансцена могла бы получиться. 
.
11 Арина Яковлева «Протозамысел» http://stihi.ru/2024/08/20/3621
.
Тема: “Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.”
Форма: повествовательная.
Резюме: и у эпиграфа и у финала одна суть: оба назидательны.
.
12 Любовь Левитина «У погасшего костра» http://stihi.ru/2014/03/28/6303
.
Тема: история угасшей/угасающей любви.
Форма: сожаление о…
Мысли о: мужчина в паре мужчина-женщина должен любить чуточку сильнее, это основа всего, основа мироздания: ведь вначале
“Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною”, и только очень сильное чувство (любовь Творца) смогло оживить Землю (женщину), наполнить её видом и смыслом. Живу я уже достаточно долго, и всегда в семьях/парах видел и вижу, что если мужчина любит чуть сильнее, он всегда явно или не очень явно, но заботлив, всегда немного подкаблучник. Бывают исключения, я имею в виду, когда женщина любит сильнее и ей, рано или поздно, рывком или волоком, удаётся-таки влюбить в себя мужчину до нужного состояния, но для этого нужны или какие-то тектонические события, или долгие годы, чтобы “творец” понял в конце-то концов, что лучше и надёжнее(!) никого рядом нет. Однако, и тектонические события и долгие годы могут быть вполне благополучно забыты, что видимо и случилось в истории нашей ЛГ.
.
13 Елена Бородина 13 «Тридцать седьмой» http://stihi.ru/2024/01/25/6328
.
“и тридцать лишь седьмой, сугубо личный,
по улице с оркестром шел за мной.” - это про меня, с той лишь разницей,
что год другой: я родился в 59-м, деда не стало в 48-м, т.е. мы друг друга никогда не видели.
Из придирастики: коль скоро стихи про “тридцать лишь седьмой”, то “Из Рима все дороги, как водится, вели назад в” НКВД, не в УГРО.
.
14 Елена Элентух «Пойдём в леса» http://stihi.ru/2021/10/18/5317
.
Тема: зелёная.
Форма: автор явно носит партийную форму заявленной темы.
Впечатление: не очень:
а) поиск дров в лесу - занятие конешнош интересное, но необычное.
б) “коты звериные”, наверно, хорошо могут быть поняты однопартийцами, мной нет.
в) певчие птицы всё же не курлычут, а поют кмк.
.
15 Анна Васильевна Савицкая «Романовка http://stihi.ru/2024/05/29/2613
.
Тема: бритая макушка в первой части напомнила кадры из “Зеркала” А.Тарковского, поэтому пусть и темой будет “зеркало”.
Форма: чуть больше ста лет назад были исполнены первые пьесы атональной музыки Арнольда Шёнберга, в которых “музыкальному тексту” автор позволил не звучать в одной тональности, а быть вполне свободным от неё, то бишь, барокко-классицизм-романтизм накрывались медным тазом, и если (спрашивается в задачнике) в музыке можно, то почему в поэзии нельзя? - так и значит-таки можно.
Словом, сравню-ка я верлибр с атональной музыкой, но… но такое дело, что всё же и всё-таки самый исполняемый композитор в мире - Моцарт (в США - Бетховен). ;
Впечатление: верлибры я или принимаю такими, какие они есть, целиком, или не принимаю вовсе, здесь не так: первая часть - да, остальное - мимо.
.
16 Созерцающая Много Раз «Пушкин» http://stihi.ru/2014/12/15/1719
.
Тема: грустная(история).
Форма: не грустно о грустном (захотелось тут же продолжить, но – на злобу дня:
“там, за облаками, там, за облаками - Трамп, трамп-тарам, трамп-тарам))
Впечатление: возникло сильное желание пойти от конца к началу:
.
Было светло. Был ветер
и травы — за прядью прядь —
сплетал, и бежали дети
ватагой его встречать.

Будущие пииты,
были ему они
быстрым мельканьем ниток
в кошкиных лапах. Дни

мчались вдоль этих игр,
пели цветной юлой,
было пространство мигом,
время — большой горой

с шумными ручейками,
с брызгами мыслей в них...
Их и сегодня память
держит с пометкой "миф".
.
17 Радио-Активен «Москва в Булгаковских тонах» http://stihi.ru/2024/04/08/2327
.
Тема: человек смертен и иногда внезапно.
Форма: гротеск.
Восприятие: давно в Москве не был, потому мне трудно сказать, насколько сейчас в ней чувствуется присутствие Мессира и Ко, но думаю - прохаживаются они по ней когда-никогда.
.
*** я бы поменял “тебе” на “ему” в предпоследней строчке:
Чиновник, например, залезет в джип,
(Любитель быстро ездить, пьяный малость),
И кажется ему, что жить и жить,
Но Аннушка уже спешит за маслом… ***
.
18 Борис Балицкий «опять коленки - кошки - пенки, или - мадонна утренняя» http://stihi.ru/2017/01/13/8528
.
Тема: эротика.
Форма: домашняя.
Резюме: есть такое мнение))), что настоящий поэт должен написать в жизни своей
хотя бы одно эротическое стихотворение: вот оно, зачётное.
Впечатление: мягкость тона намекает мне на то, что автор человек добрый; скорее всего)).
.
19 Евгений Аксельрод «Разговор с морем» http://stihi.ru/2012/08/09/3739
.
Тема: “синяя вечность”.
Форма: песня.
Впечатление: сам по себе текст ничем не хуже текста магомаевской “Синей вечности” (автор текста Г.Козловский, текст – ИМО – оочень средний, а песню можно слушать и слушать).
.
*** на страничке есть ссылка на аудиофайл песни на эти стихи, я послушал: тс музыка, исполнение песни очень, оочень сильно проигрывают “Синей вечности”, а сравнение здесь напрашивается само собой, т.к. тексты об одном и том же.
Выводы сделайте сами. *** 
.
20 Геннадий Акимов «Дориан» http://stihi.ru/2015/01/01/2655
.
Тема: Апокалипсис от самого истока.
Форма: апокриф.
Впечатление: так всё-таки укус, пусть ласковый, но был! – ага, теперь многое становится на свои места, а то была какая-то тихая непонятка с этими тридцатью монетами. Иуда человек образованный, из небедной семьи, казначей общины (в каком-то фильме по теме он-таки там – да, казначей, да и евангельская история с дорогим миро это, пожалуй, подтверждает), правоверный иудей, верящий в приход Мессии, поверивший в то, что перед ним Он, и тут на тебе: вся эта человеческая и религиозная высота, на которую он взобрался, обменена на какую-то горсть серебра.
Нескладуха. А если-таки допустить, что: Бес/вампир был нежен и ласковый укус был незаметен, что “кровь красная, человеческая, стала после Его укуса ярко-красной” и в человеке поменялось очень много что если не всё, то вот тогда вопрос цены уже становится не важен, не в цене уже дело, а в том, что зомби это зомби. Я принял это.
*** И просто интересно, – существовал ли в означенное время и/или в ближайшие лет 100-150 после него похожий апокриф? ***
Восприятие: всеми этажами подвала.
Резюме: образно, на русском языке; образы не мешают/противоречат друг другу, но лучше помогают видеть мне ту старинную башню, которая есть их дом ; одно из лучших стихотворений на данную тему.
.
Гена, на моей страничке (С. Богомолов) в “ссылках на другие ресурсы” был только один Апокриф, теперь их два:
Апокриф-1 http://stihi.ru/2005/10/28-1349
Апокриф-2 http://stihi.ru/2015/01/01/2655
.
21 Ульяна Валерьевна «Хочешь сахару?» http://stihi.ru/2024/09/05/3641
.
Тема: про солнце и его подсолнухи.
Форма: подсолнечная.
Впечатление: в общем, хорошее. Единственная придирастика(очень личная, мои тараканы): страсть как не люблю в стихах, когда нежность-итд усугубляют с помощью эспрессо-латте-капучино-итп, а когда с ними ещё и рифмуют, то это выстрел (мне) в ухо, в правое. Поэтому добраться этому стихо до моих самых глубоких подвальных этажей боль в ухе помешала, но до верхних оно добралось. 
.
22 Сергей Смирнов-Ямбург «Фонарь» http://stihi.ru/2023/11/29/4473
.
Тема: об одном фонаре.
Форма: короткая строка.
Впечатление: я люблю, когда автор не только технически хорош в письме короткой строкой, но когда из его короткой строки вырастают длинные смыслы. Здесь это есть, и потому в разное время суток, под разное настроение любое из этих четверостиший может стать основным в предложенной нам истории.
.
23 Владимир Ворожба «Взболтать, не смешивать» http://stihi.ru/2023/02/24/6729
.
Тема: боевик.
Форма: сценарий.
Впечатление: так и вправду сейчас что-то-таки начнётся.
.
24 Домбовар «пеш» http://stihi.ru/2024/09/18/3224
.
Тема: что-то восточное, но это не точно.
Форма: сценка из одного фильма, очень всем знакомого.
Впечатление: можно было бы и вправду подумать, что это стихопересказ сценки из “Бриллиантовой руки”: Никулин на арбузной корке бац! Чёрт побери! – но финал говорит мне о том, что это кино о нынешних реалиях и там не всё  смешно.
Интересные образы, единственный, который не зашёл, это:
"Запачканный углём
         щербатый тротуар
зевает в этажи,
         как сохнущая рыба."
– щербатым может быть рот, в котором большие(видимые отдельно, сами по себе) зубы, а о рте сохнущей рыбы(пусть даже он открыт) я не могу сказать “щербатый”, да и даже если не в щербатости дело, здесь какая-то невнятица, какая-то аляповатость образа, особенно на фоне всех остальных, выверенных, хорошо работающих на целое стихотворение.
Зашёл на страничку, почитал пяток стихотворений, интересный автор.
.
25 Лариса Лыжнева «Август. Сад» http://stihi.ru/2023/11/19/7766
.
Тема: яблочная.
Форма: точное измерение яблока, черенка, ветки и всего, что вокруг.
Впечатление: вроде бы в каждой строчке сплошь геометрия, но каким-то образом это не помешало тому, чтобы яблоки, минуя лестницы, неизвестным неевклидом, оказались на многих этажах моего подвала.
.
26 Михайлова Виктория Якутия «Уточки» http://stihi.ru/2023/06/11/5859
.
Тема: успешная бессонница.
Форма: ночная.
Восприятие: очень понравилась “чернильница бессонной ночи”, прямо настолько, что захотелось взять у какой-то из уточек перо, обмакнуть его в эту чернильницу и тоже накропать что-нибудь такое же, бессонное.
.
27 Надежда Новицкая «Лисичкин хлеб» http://stihi.ru/2024/07/27/45
.
Тема: «Забирай только воспоминания, оставляй только следы»
Форма: походная
Впечатление: песни Визбора, Кукина, ещё чьи-то(свои в конце концов) у костерка, дружба, взаимовыручка, турпоходные любови, перераставшие в семьи и – остававшиеся там, у костерка, всё это греет, конечно же, и лисичкин хлеб из детства греет, но боюсь, и то, и другое - уходящая натура. Увы. Есть интернет, общение в нём для многих-многих-многих становится более естественным, нежели общение вживую, про общение на природе, с природой я уже и не говорю.
Восприятие: хорошее, ностальгическое, но – не до нижних этажей.
.
28 Дмитрий Куваев «переводы» http://stihi.ru/2024/03/04/1798
.
Тема: антивоенная.
Форма: мирная.
Восприятие: хорошая трансформация образов: от очень личного/персонального созерцания до невозможности слушать, как страдает женщина, до некоего социального/гражданского обобщения. Хорошие стихи по мне, но есть напёрсток дёгтя в этот трансформатор:
.
“Тело выцвело, замерло, сморщилось, чтоб
поутру замело его в снежный сугроб,
постепенно замёрзло и, льдисто блестя,
суть вселенной познало, уснув как дитя.”
.
– грамматика нарушена: “замело его” – страдательный залог, “замёрзло” и “познало” – действительный, и смотрите, что получается, если убираем вторую строчку:
.
Тело выцвело, замерло, сморщилось, чтоб
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
постепенно замёрзло и, льдисто блестя,
суть вселенной познало, уснув как дитя.
.
т.е. не по-русски вышло, и это тормозит (особенно в такой хорошо выстроенной системе образов).
Здесь “чтоб” сыграло злую шутку, тут надо, чтобы после него глаголы шли или в страдательном залоге, или в действительном. Да и “снежный сугроб” – масло масляное. Словом, надо чё-то как-то покрутить это место, технически это несложно сделать, ну навскидку:
.
Тело выцвело, замерло, сморщилось, чтоб
за бессонную ночь превратиться в сугроб,

постепенно замёрзнуть и, льдисто блестя,
суть вселенной усвоить, уснув как дитя.
.
– коли нравится это, то вот – пожалуйста, коли выбивается из вашей, автор, образной системы, то можно придумать что-то ещё.
.
*** предвидя возражения, что мол, “выцвело, замерло, сморщилось” – действительный залог,
а затем “замёрзло” и “познало” – тоже действительный, и здесь всё норм., скажу, что автору всегда видней, но иногда глаз замыливается, а я читал незамыленным глазом. ***
.
29 Татьяна Шадуя «Тень птицы» http://stihi.ru/2024/08/14/2133
.
Тема: тревожная.
Форма: убаюкивание тревоги.
Впечатление: надежда убаюкать тревогу в унисон размеренному стрекотанию цикад,
набросить причину этой тревоги на плечи ветру – очень тонкая, тонюсенькая, но она есть в этом стихо, эта надежда. И у меня она всё никак ещё не сходит на нет, шевелится. 
.
30 Александр Крупинин «Над кондитерской Вольфа восходит звезда Каллипига...» http://stihi.ru/2024/08/15/6309
.
Тема: о некоторых событиях в прошлом, которые, в общем-то, оплодотворили и выносили эмбрионы того, что мы наблюдаем сегодня.
Форма: вздох.
Впечатление: 1). без сладкого в жизни тяжело. 2). стало интересно, что там и как сейчас в Актюбинске, прогуглил, и оказалось, что город-то сейчас называется Актобе;, а область по-прежнему Актюбинской, то бишь, Санкт-Петербург/ Ленобласть и Актобе/ Актюбинская область - полные топобратимы, мб именно поэтому-то все покупатели и уехали отсюда – туда(?).
Восприятие: вздохов о прошлом сейчас много, и разных, поэтических и застольных, с кашлем и без, холодных и горячих, вздох Александра добрался до каких-то моих этажей, не до всех, наверно потому, что некоторые из них уже заняты другими, для меня более насущными, вздохами.
Такое время.
.
31 Алексей Ленивец «Купаж» http://stihi.ru/2024/10/20/8151
.
Тема: “невыносимая лёгкость бытия”.
Форма: без затей.
Впечатление: хорошо, что она иногда посещает, такая лёгкость, она помогает и способствует, а не мешает и разрушает.
В качестве ассоциации всплыл мульт
http://mover.uz/watch/BTkc3OBj :
тамошний инопланетянин и местный помогающий нейронно солнцу жук – практически близнецы-братья)).
.
32 Дмитрий Близнюк «untitled» http://stihi.ru/2024/10/23/2421
.
Тема: личное в надличном.
Форма: если выше я сравнил верлибр с атональной музыкой, то верлибры Близнюка сравню с музыкой А.Шнитке, стиль которой сам он назвал полистилистикой, настаивая на том, что этот стиль не просто механическое поочерёдное использование разных стилей, но объединение их вокруг некоего смысла, некоторой музыкальной идеи.
У Дмитрия основной смысл, как правило, это тема тем – “любовь”, просто земная любовь мужчины и женщины.
Восприятие: тексты Близнюка или заходят в меня полностью, или не заходят совсем. Этот зашёл полностью, и когда так происходит, то мне слышатся рифмы в некоторых местах, в которых их явно нет, строчки кажутся равными и упорядоченными, словом, автор делает так, чтобы я шёл за ним след в след, не глядя по сторонам.
Словом, полистилистика в действии).
Особо понравилось:
.
наша кровь пульсирует - гибкие черви
вагонов метрополитена
скользят по гулким тоннелям.
.
– именно это место подсказало мне название темы – “личное в надличном”.
.
33 Линда Ангелина «Сны осени» http://stihi.ru/2024/10/24/3997
.
Тема: осенняя хандра.
Форма: медитативная.
Восприятие: где-то чуть ближе к середине возникло ощущение, что в мир чувственный, в мир иллюзий ЛГ должен каким-то образом просочиться мир внешний, так и произошло, надежда на окончание хандры появилась).
.
34 Марсэр «недалеко до пробужденья...» http://stihi.ru/2023/09/26/3592
.
Тема: о вьюнке, растении ядовитом/психотропным/наркосодержащем, но поэтическом.
Форма: импрессионизм.
Впечатление: музыкально – это Дебюсси, какой-то из его этюдов: “нежный сон в наиве зелени”.
.
35 Ирина Зяблева «222» http://stihi.ru/2024/06/22/1078
.
Тема: о вине.
Форма: эх, тачанка!
Восприятие: в общем-то, я люблю залихватские стихи, эти таковы, но…  мои фундаментные блоки
начали чуть двигаться в стороны друг от друга от некоторого противоречия между – промежуточным – утверждением:
“Налей вина. Увы, в нём правды нет.”
и финалом:
.
“Я пью вино - и вечность говорит
Со мной о вечном всеми языками.
Перевожу любовь на оригами,
Пангейский, марсианский и санскрит.”
.
который говорит мне, что самая что нинаесть правда посещает автора как раз-таки в процессе пития вина.
Как и откуда появилось это противоречие? – у меня только два варианта:
А).“Эзоп одумался”;
Б).“Остапа понесло”, слишком залихватски пустил тачанку в поворот.
И оба не очень: а). Эзоп всегда изначально крепко думает с тем, чтобы потом не одумываться;
б). тачанка – штука непростая: лошади, повозка, пулемёт – чуть недоглядел и бац! – по своим случайно стрельба пошла.
.
*** строчка “Того, что создал Гога и Магога” - ИМХО - должна выглядеть или так “Того, Кто создал Гога и Магога”, или так “Того, кто создал Гога и Магога”: всё-таки Бог/бог это Кто/кто, а не что. ***
.
Звучит хорошо, а это – много.
.
36 Наталья Малинина «Шар» http://stihi.ru/2024/10/31/8040
.
Тема: поиск выхода из безвыходного положения.
Форма: мольба.
Воздействие: чистота интонаций, безупречный русский, в результате шар стал и моей головой
(пусть не на всё время, но на какое-то). Спасибо за стихи, Наташа!
.
37 Яна Краско «Морок» http://stihi.ru/2024/09/04/6387
.
Тема: “неясный край”.
Форма: стилизация; короткая строка.
Впечатление: вроде бы всё и ничего, но рифма “реальность-лекарство” напоролась на штыки часовых моего слуха, и они её не впустили в меня. После нескольких рюмок чая с часовыми могу предложить строчку, которая кмк не будет выбиваться из заявленного стиля:
.
Сон-травой краплена здесь карта.
Воду талую пью — лекарство
от видений из дальних мест.
Край неясный во мне, окрест.
.
Ну и в финале, после всех высказанных опасений и страхов, снег должен бы обещать не таять ЗАДОЛГО до весён всех.
.
38 Светлана Тимашева «Живой» http://stihi.ru/2024/02/15/6807
42 Дмитрий Мальянц «Амальгама» http://stihi.ru/2024/07/27/1875
.
Пишу об этих двух стихотворениях одновременно, т.к. есть у меня некоторое рассуждение о войне
как о метафизической и физической катастрофах: воюют не старики – молодые, они же и погибают, не выполнив (или недовыполнив) то, что было им предначертано – это первая часть катастрофы, вторая – родители хоронят детей или смотрят за детьми-инвалидами остаток жизни, что не естественно, так не должно быть, должно быть наоборот: дети хоронят родителей или смотрят за ними. 
Это метафизика.
Если Вернадский-Леруа… и Ко правы, и то, что получило название “ноосфера” действительно имеет место быть, то бишь (упрощая), население Земли и сама она являются единым ментальными и чувственным организмом, то ставшие столь частыми природные катастрофы – эти землетрясения, наводнения, лесные пожары etc – могут быть её, Земли, реакцией(страданиями) на эти нескончаемые войны. 
И это физика.
Впечатление: если я правильно всё понял, стихи Светланы о погибшем сыне, стихи Дмитрия о ставшем инвалидом молодом парне.
Восприятие:
1. “Живой”: первое и последнее шестистишья очень хороши, безупречны: действительно и “просеивает память небыль-быль у изголовья”
– всё придумывает всякие сослагательные истории, что могло бы быть если бы…, и действительно – “какого чёрта”...
Не смог я осилить “луны молочный зуб” и то, как нож линии горизонта, которая всегда внизу(ну совсем внизу), может разрезать высь.
Чуть тормознуло звучание здесь:
.
“Куда бы нос свой ветер ни совал,
как воробьи срываются слова”
.
– на мой слух явно лучше:
.
“Куда бы ветер нос свой ни совал,
как воробьи срываются слова”
.
– звонкие “в” и “р” усиливают звук вначале обеих строк, и поэтому  звучит отчётливее, да и синтаксис сразу становится правильным: звук подсказал).
.
2. “Амальгама”: звук, образность, рифмы – всё по мне, всё хорошо, единственное не стопроцентное(для меня лично) место, это:
.
“Река, что помнит каждый свой изгиб” – начинаешь гадать, то ли это река детства, то ли река возле больницы, то ли река, над которой была та самая “серая некрасивая туча”, с которой наш ангел и упал. И всё бы ничего, т.к много мест в стихо построены на многих смыслах, т.е. всё в одном стиле, но тормознувшись на этих “многих реках”, а затем дойдя до рифмы(хорошей) “изгиб-гипс”, как-то невольно подумалось, - а не для этой ли хорошей рифмы эта река здесь появилась? Технически что-то сделать здесь не сложно, главное, чтобы образ нашёлся, который сработал на усиление так,
как работают остальные – конкретные, очень конкретные, сразу запоминающиеся – образы, на фоне которых “река” – что-то очень общее, не местное.
.
39 Бонгард Друидов Чайкин Андрей «У настоящей любви нет конца (из фольклора жительниц острова Лесбос)» http://stihi.ru/2014/03/10/2705
.
Тема: голова в периоде.
Форма: анекдот.
Вспомнил самый короткий - из школьных ещё времён - анекдот: “Колобок повесился”.
*** по приколам можно отдельный миник сделать, но это - к В.Ворожбе: он как-то очень хорошо умеет давать тему) ***
.
40 Алан «Разводы» http://stihi.ru/2022/04/20/2701
.
Тема: о ней.
Форма: объяснительная.
Впечатление: в первые годы своей релокации (как сейчас это называют) мне очень резало слух уничижительное “рашка”, раздражал ответ на вопрос кому либо из моих друзей/знакомых, более ранних, чем я, понауехавших  – “о чём-то жалеешь?” – “только об одном, что не смог уехать раньше”, и то, что “как здесь всё хорошо, как там всё было плохо” итддд, но чуть позже, привыкнув к юридической простоте и комфорту местной жизни, то бишь, поняв “как здесь реально в этих двух смыслах хорошо”, перестал раздражаться: всё увидев, поняв и приняв, отпустив ностальгию, которая первые годы просто-таки выедала нутро, стал думать так же, только пожалуй, без уничижительных наклеек. Это я к тому, что
.
“Указательным пальцем руки,
Или всё же большим пальцем ноги.”
.
для меня лично относится к этим двум фазам релокантской жизни: 1.ностальгийная и 2. после неё, когда ностальгия мал-помалу утихает.
.
*** Александр, курок нельзя спустить – это часть ударного механизма стрелкового оружия, его можно взвести, и кмк это слово лучше сюда подходит
и по определению, и по звуку, и по смыслу. Послушайте сами:
.
“Вот только не знаю, как правильно взвести курок -
Указательным пальцем руки,
Или всё же большим пальцем ноги.” ***
.
Восприятие: многими этажами.
.
41 Ира Изюмина «Капает» http://stihi.ru/2024/08/31/6769
.
Тема: недостаточно быстро съедаемое мороженое.
Форма: замедленная съёмка.
Впечатление: девочка очень даже может стать сталкером, сможет провести ЛГ туда, где будет видимое объяснение её, девочки, молчания, но это будет уже совсем другое кино.
.
43 Елена Евгеньевна Лещинская «У меня не осталось...» http://stihi.ru/2024/10/03/5889
.
Есть такой композитор Роберт Шуман, знаменитый, исполняемый, но вот у меня с ним до недавнего времени происходило вот что:
начинаю слушать, через какое-то время ловлю себя на мысли, что не идёт в меня его музыка, рассыпается на какие-то фрагменты, которые у меня не соединяются в целое, т.е. если совсем честно, я воспринимал его музыку, как музыкальные упражнения, или лучше сказать, лабораторные работы. И только совсем недавно, слушая что-то из него в машине, чуток-таки проникся, что-то начало входить, начал воспринимать. Так же и с этими стихами Елены Лещинской: рассыпаются они, кусочки пазла как лежали горкой, так и лежат, образы не соединяются в 3D-картинку. И тут дело, я так понимаю, опять же во мне: я вроде слышу, что это стихи, но ничего поделать с собой не могу, не время ещё, наверное, мб чуть позже освою и их. Это, пожалуй, всё, что я могу сейчас сказать.
.
44 Марина Изергиль «Плясовая» http://stihi.ru/2024/03/18/2860
.
Тема: о трудностях выбора спутника жизни.
Форма: стилизация.
Впечатление: вот поэтому-то белое, типа самое умное и привередливое, население шарика и убывает, и убывает, и убывает каждый год – то ей что-то не то, то ему что-то не так. И я вот не исключение из, такое жеж привередо, типо дерево-кустики-цветочки посадить и любоваться,  любоваться.
.
45 Татьяна Комиссарова «***» http://stihi.ru/2023/08/23/5586
.
Тема: “ещё не вечер”.
Форма: не вечерняя.
Воздействие: какие-то этажи моего подвала умиротворились-таки.
.
46 Ольга Бесснежная «Каникулы» http://stihi.ru/2022/05/12/2054
.
Тема: детские фото.
Форма: дачная.
Впечатление: если б не бабули наши, каникулы не были бы каникулами.
.
47 Марина Чиркова «в котах» http://stihi.ru/2024/08/08/1735
.
Тема: тема №2 после “темы тем”.
Форма: семейство кошачьих  по порядку, а не по Дарвину.
Восприятие: по ходу чтения всплывало всякое:
1. у Сфинкса тело кошки.
2. ласковое обращение любовников “киса моя”.
3. в детстве дома у нас жил кот Дурак, который был чрезвычайно хитрым, если не сказать умным.
4. мартовский ночной ор рядом с домом, пойти бы разогнать, да неохота вставать…
Понравился кот Диссер)).
Двенадцать лучших (отмечу -- сегодня; позавчера или послезавтра эта дюжина могла бы быть иной, но на сегодня она такая):
.
Денис Барамзин «Святоносский маяк» http://stihi.ru/2009/12/30/1988
Дариэль Инан «Рассмешите кота» http://stihi.ru/2024/05/25/3076
Игорь Гонохов «О любви бессмысленно писать» http://stihi.ru/2022/06/03/3995
Созерцающая Много Раз «Пушкин» http://stihi.ru/2014/12/15/1719
Геннадий Акимов «Дориан» http://stihi.ru/2015/01/01/2655
Сергей Смирнов-Ямбург «Фонарь» http://stihi.ru/2023/11/29/4473
Домбовар «пеш» http://stihi.ru/2024/09/18/3224
Алексей Ленивец «Купаж» http://stihi.ru/2024/10/20/8151
Дмитрий Близнюк «untitled» http://stihi.ru/2024/10/23/2421
Марсэр «недалеко до пробужденья...» http://stihi.ru/2023/09/26/3592
Наталья Малинина «Шар» http://stihi.ru/2024/10/31/8040
Дмитрий Мальянц «Амальгама» http://stihi.ru/2024/07/27/1875


Рецензии
Сергей, приветствую! Отличный обзор, спасибо. Ну меня ты глубоко копнул... и соответственно, много чего накопал) теперь я апокрифист! - звучит, однако))

Геннадий Акимов   12.12.2024 20:15     Заявить о нарушении
Привет-привет, пропажа, а то думаю, пропал куда-то чел).
Звучит-звучит, и не только это)). Тебе спасибо за стихи!

Сергей Валентинович Чернов   12.12.2024 21:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.