director Sotheby s Питер Баткин выходец из Вильнюс

Фигура senior director Sotheby`s весьма колоритна. Предки Питера Баткина — выходцы из Вильнюса и Одессы — в конце XIX века эмигрировали на "родину предков", в Палестину, затем оказались в Германии и почти все погибли в немецких концлагерях. Спастись и перебраться в Англию удалось лишь отцу Баткина, который был, как ни удивительно, подданным Турции. Сам Питер Баткин начал работать на Sotheby`s 23 года назад в качестве носильщика (звучит почти анекдотически, но это действительно так). Потом его взяли в отдел серебра, позже пошел на повышение в бухгалтерию, затем стал — director of Scottish department. Лет десять назад начал заниматься Восточной Европой и Россией, в сфере его компетенции также и Израиль. Сейчас сорокалетний Баткин достиг высшей ступени профессионализма в структуре Sotheby`s — стал аукционистом и проводит аукционы ("стучит") по всему миру.
--------------------------------------------------------
      
Фальшак
       Терпеливые англичане стойко выносили нашествие русских в Лондоне. И "розыгрыши", и мат... А перед вторым днем сотбисовских декабрьских торгов "нанесли ответный удар". Взяли и сняли с торгов, как это в таких случаях говорится, "без объяснения причин" 8 лотов, составивших стринг (группу лотов, родственных по технике, материалу или стилю) авангарда.

       Две композиции Любови Поповой (ориентировочная оценка одной из них — 300-600 тысяч долларов), три работы Эль Лисицкого (самая дорогая — 300-450 тысяч).
       Этот кульбит вызвал шок среди антикварной публики. Ведь это была первая попытка возвращения на рынок русского авангарда — впервые за последние несколько лет после перестроечного бума. Тогда, десятилетие назад, цены на подобные работы достигали сотен тысяч долларов.

       Постепенно цены на русский авангард в мире падали. В основном из-за фальшивок. В конце концов авангард вообще перестал появляться на мировых торгах. И первая же попытка реанимации авангарда на рынке завершилась таким фиаско.
       По официальной версии, представленной фирмой, лоты заблокировал юридический отдел Sotheby`s (который, кстати, имеет в подобных случаях право вето).
       Истинной же причиной в кулуарах считают другое.
       Известно, что подлинность авангардных лотов отказался подтвердить специально приглашенный на "русскую неделю" московский профессор Дмитрий Сарабьянов — крупнейший и едва ли не единственный сейчас всемирно признанный авторитет в интерпретации русского искусства начала XX столетия.
       Любопытно, что его заключение о "неаутентичности" было устным (письменных обязательств такого рода эксперты стараются избегать).

 Тем не менее, одного намека на возможный скандал хватило, чтобы сначала снять с торгов весь авангардный стринг. А затем убрать из Sotheby`s специалистов по России — Джона Стюарта и Ивана Самарина.
       Между тем почти все снятые лоты происходили из коллекции знаменитого русско-английского собирателя и мецената Никиты Лобанова-Ростовского, столь любимого советским культурным истеблишментом в начале перестройки. Все сразу вспомнили, как много работ за долгие годы прошло через коллекцию Лобанова.
       Очень кстати той же зимой подоспела и статья известных борцов с проблемами реституций Константина Акинши и Григория Козлова в солидном американском журнале Art News. Статья по поводу бесчисленных подделок произведений русского авангарда, кочующих из коллекции в коллекцию. Она порядочно нашумела в России и за рубежами. И название ее было соответственно хлесткое: The Fake ("Фальшак").
Словом, похоже, что после этого удара русский авангард оправится не скоро.
      
Советы русскому покупателю
       Итак, британские аукционные дома временно уступили инициативу на рынке старого русского искусства. Sotheby`s разбирается со скандалами и увольнениями. Christie`s никогда и не имел прочных позиций на этом рынке. Сейчас центр "русской антикварной политики" переместился в Москву.
       Уже в конце лета здесь стали появляться (в том числе и на "черном" рынке) высококлассные произведения. Арт-рынок с каждым днем все более активизируется, сейчас настало то самое время, когда можно включиться в этот процесс. Посоветовавшись с компетентными советчиками-экспертами сюда можно вкладывать разнообразные суммы — от нескольких сотен до десятков тысяч долларов. И уверенно ожидать прибыли. Иногда даже немедленной.
       Наиболее "удобным" для капиталовложений художником по-прежнему остается Айвазовский. Цены на его картины растут постоянно. Не слишком удобно только то, что уж очень высока средняя цена его работ. Это самый дорогой русский художник-реалист. Зато и прибыль может оказаться солидной.
       Правда, особенно осторожным следует быть при проверке подлинности его произведений. Айвазовский — самый дорогой, но и наиболее "подделываемый" в России художник.
       Покупать следует только при наличии экспертного заключения на бланке государственного учреждения. Лучше всего, Третьяковской галереи, либо Всероссийского реставрационного центра имени Грабаря, либо Государственного НИИ реставрации.
       Возможны и некоторые экспертизы из Петербурга, но вообще-то к бумагам и работам из этого города надо относиться с особой осторожностью: Петербург — колыбель российского фальшака.
       По-прежнему популярны и привлекательны русские пейзажи. Очень дороги картины Ивана Шишкина, чуть менее дороги работы Алексея Саврасова, Василия Поленова. Сравнительно дешевы пейзажи Николая Дубовского, Станислава Жуковского, Юлия Клевера-старшего.
       Это художники, чьи работы часто встречаются в продаже, "ходят" по рынку. Их легко купить и столь же легко будет продать — спрос на эти имена стабильный. На прибыль можно рассчитывать всегда. Конечно, в разных случаях она будет различной. Если вы выкупите полотно Шишкина, например, за 60-65 тысяч долларов, можете сразу же выставить его на продажу тысяч за 70. А через месяц-другой его обязательно купят.
       Если же вы решитесь на покупку пейзажа, скажем, Ивана Зарубина того же размера за 7-8 тысяч, вполне можете рассчитывать на прибыль в одну-две тысячи при последующей перепродаже.
       Совсем небольшую прибыль можно получить, если ваше внимание привлечет, к примеру, небольшая картинка (19х12) пейзажиста второй половины XIX века Николая Клодта. Вы не должны рассчитывать более, чем на 100-200 долларов. Но зато и вложить вам придется всего 500-700.
       Словом, принцип антикварной торговли тот же, что и в любом бизнесе: купить подешевле, продать подороже. А еще — чем больше вкладываете, тем больше получаете. Сейчас наступило время, когда ваши вложения могут быть особенно успешны.
      

       1. Работа Бориса Григорьева "Васька Пепел" (1922), купленная на аукционе Christie`s за 64 тысячи долларов, теперь украсит коллекцию Галины Вишневской.
       2. Галина Вишневская приобрела и топ-лот другого аукциона. На Sotheby`s ей достался этюд Александра Иванова "Голова старика" за 73 с половиной тысячи долларов.
       3.-4. Скандальные работы декабрьского Sotheby`s. Композицию "Гитара" (1911) приписывали Любови Поповой. "Проун А11" (1920) считался работой Эль Лисицкого. Оба полотна сняты с торгов буквально в день аукциона из-за подозрений в неподлинности.
       5. На последних торгах Christie`s самая дорогая икона стоила всего 11 тысяч долларов — это был "Иоанн Креститель" (Греция, XVII век).
       6. Самый дорогой Айвазовский на последнем Christie`s обошелся покупателю всего в 89 тысяч долларов. "Морской вид с причалом" (1845).
       7. Картина Николая Сверчкова "Тройка с императором Александром III" была продана на Sotheby`s необычно дешево для этого автора. Всего 17 тысяч долларов.
       8. Эскиз костюма для балета "Шехерезада", который приписывают Льву Баксту (1903). Ориентировочная оценка Sotheby's невелика — 28-40 тысяч долларов.
       9. Топ-лот последних русских торгов Sotheby`s — "Композиция с цветами" Натальи Гончаровой (1911). Эта "темная лошадка", приобретенная за небольшую для работы такого класса сумму (61 тысяча долларов), после грамотно проведенной экспертизы может повыситься в цене в полтора-два раза.


Рецензии