Лондон. сотбис.. Russian salesСамарин и Стюарт

По-прежнему наилучшим предметом инвестиций в живопись является любимый художник "новых ценителей" старого русского искусства — Иван Константинович Айвазовский. Цены на его живопись в последние полтора года стабильно растут. Сначала они вырастают на Западе, а потом пытается подтянуться и внутренний российский рынок.
       22 октября 1994. На аукционе "Альфа-Арт" в Москве холст "Дорога на Ялту" (35х40) продан за 15 тысяч долларов.
       11 марта 1995. "Альфа-Арт" предлагал "Морской вид" даже меньшего размера (22х28), уже с предварительной оценкой 20-25 тысяч долларов.
       15 июня 1995. Sotheby`s в Лондоне продает такую же маленькую картину "Тихое утро. Корабли под греческим морским флагом" (17х23) за 24 тысячи.
       В России в легальном обороте "айвазовских" осталось мало, и только 18 мая 1996 г. фирма "Магнум Арс" продала на закрытом аукционе гуашь "Вид на Везувий" (32х45) за 42 тысячи.
       Наконец, на последних по времени лондонских торгах Christie`s в июле 1996 года "Морской пейзаж с причалом" (31х57) ушел за 89 тысяч долларов.
--------------------------------------------------------
      
Июль... Лондон..."Russian sales"...
       Конечно, и без главных действующих лиц — организаторов и собирателей сотбисовской коллекции Самарина и Стюарта — летние "russian sales" состоялись. А ведь могли и сорваться.
       Сейчас зал любых "русских торгов", особенно наиболее престижных лондонских, более чем на две трети заполнен русскоязычной публикой. Частью это наши бывшие сограждане, ныне французские, германские и английские дилеры старого русского искусства. Но в большей степени — нынешние наши соотечественники. Коллекционеры, частные дилеры, представители антикварных фирм и аукционных домов, просто любители искусства и люди, интересующиеся арт-тусовками.
      
       В декабре прошлого года на Sotheby`s-Christie`s "солировала" наша именитая соотечественница Галина Вишневская. Ее гипертрофированная активность позволила ей почти что оптом скупить лучшие экземпляры портретной живописи на обоих аукционах.
       На Christie`s Вишневская приобрела "Портрет казака" кисти Ильи Репина за 40,5 тысяч долларов, картину Бориса Григорьева "Васька-Пепел" за 64 тысячи и "Портрет женщины" Кузьмы Петрова-Водкина за 104 тысячи. На Sotheby`s ей удалось выиграть топ-лот аукциона — этюд Александра Иванова "Голова старика" за 73,5 тысячи, а еще крупную подборку великолепных миниатюр (самая дорогая из них — работа художника конца XVIII века Августа Ритта "Портрет Колышева" — ушла за 24,5 тысячи долларов). Итого, по самым приблизительным подсчетам, оперная дива накупила тогда произведений искусства более, чем на 300 тысяч долларов.
       Примами последних июльских торгов были "покупающие" представители состоятельных российских семейств. В зале были замечены, например, и m-me Березовская, и m-me Гусинская. Правда, они действовали значительно скромнее m-me Вишневской. Они, конечно, приобретали что-то, но, в основном, скромные сугубо интерьерные вещи.
      
       Дата летних "русских торгов" всегда выпадала на середину июня. Обычно они закрывают мировой антикварный сезон. Нынешним летом они попали бы как раз перед первым туром голосования на президентских выборах в России.
       Интересно, что поначалу британцы совершенно не приняли во внимание грядущих обязанностей нашего электората. И лишь за пару месяцев до времени "Ч" стали судорожно суетиться, пытаясь угодить законопослушным россиянам. В результате англичане вынуждены были более чем на месяц продлить свое рабочее время. Каких-то особых успехов это им не принесло.
      
Вот некоторые абсолютные цифры продаж последних лондонских аукционов:
       Самая дорогая икона на Christie`s — "Иоанн Креститель" XVII века — стоила 11 тысяч долларов (а в декабре 1995-го на том же аукционе цена иконы "Святые Флор и Лавр" XVI века была в 20 раз больше — 205 тысяч).
       В июле на Sotheby`s продали "Тройку с императором Александром III в санях" Николая Сверчкова всего за 17 тысяч (в прошлом декабре другая "Тройка" того же автора стоила на том же Sotheby's вчетверо дороже — 71 тысячу долларов.
      
       Причин относительного неуспеха летних "русских торгов" несколько. Одна в том, что первое полугодие 1996 года вообще было неудачным временем для российского антикварного рынка.
       Не было ни крупных продаж, ни серьезных предложений. Все ждали, куда пойдет страна после выборов Президента. От этого, естественно, зависело, можно ли будет снова вкладывать деньги в произведения искусства. Ведь при неблагоприятном исходе выборов картины невозможно было бы даже вывезти из страны. К тому же лето — традиционно "мертвое" время в антикварной торговле.
       Сыграл свою роль, конечно, и неожиданный уход Самарина и Стюарта. С их именами многие годы была тесно связана деятельность русского отдела Sotheby`s. Этот скандал на время отвернул от фирмы многих старых клиентов.
       Словом, в ближайшее полугодие "властителями российских умов" британские аукционные дома не будут. Цены в Лондоне были очень обычные, часто даже ниже, чем в Москве. Вещи вполне ординарные. Один из известных московских коллекционеров в частной беседе сказал: "Если бы у меня был антикварный магазин, я бы, конечно, скупил все оптом". То есть — не было суперлотов, не было выдающихся вещей.
       Впрочем, оговоримся. Была такая вещь. Но — одна.
       Единственное произведение, которому можно без всякой натяжки дать приставку "супер", выставлялось домом Sotheby`s. Большая "Композиция с цветами" с подписью Натальи Гончаровой, датированная 1911 годом. Особого доверия у покупателей авангард на Sotheby`s, видимо, не вызывал. Поэтому ориентировочная оценка работы оказалась невысока — 23-38 тысяч долларов.
       Было очень похоже, что вещь действительно подлинная, что это одна из трех известных по литературе "орхидей", написанных Гончаровой в начале 1910-х гг. Сохранившаяся на обороте холста этикетка подтверждает, что это та самая работа, которая выставлялась осенью 1913 года в знаменитой берлинской галерее "Der Sturm".
       В борьбу за "Композицию" Гончаровой на Sotheby's рискнули вступить лишь несколько человек. Окончательная цена лота выросла вдвое, достигнув 61 тысячи долларов. Лот выиграл один русско-французский дилер (наш бывший соотечественник, ныне работающий во Франции).
       По некоторым сведениям, эта картина скоро окажется в России, чтобы пройти повторную атрибуцию в Третьяковской галерее. А если уж и здешние эксперты подтвердят ее подлинность, цена полотна может вырасти раза в полтора.
      
Здесь русский дух, здесь...
       Атмосфера летних лондонских торгов была сухой и деловой — "в английском стиле". В зале присутствовали в основном русскоговорящие покупатели. Однако не было (не побоимся этого слова) широты русской души и проявлений славянского темперамента. Как было во время легендарной "русской недели" декабря 1995-го.
       Тогда в декабре дом Sotheby`s просто сразил российских торговцев и собирателей. К текущему аукциону была приурочена целая "культурная программа" в старом добром советском стиле: научные мероприятия чередовались с черной икрой, расстегаи — с помпезными раутами в российском посольстве и Townhouse.
       А в аукционных залах были активны нынешние и бывшие русские, скупая вещи, в основном, с целью их последующей перепродажи в Москве. Очень широко применялась обычная для России (но непривычная для Англии) система "предварительного разыгрывания" лотов. Еще в Москве основные лоты, представляющие интерес, были распределены покупателями между собой.
       Обычно это происходит так. Например, представитель аукционного дома, зная, что куратор банковской коллекции интересуется, скажем, портретами, предлагает: "Мы не будем с вами торговаться по такому-то и такому-то лотам. А вы за это отдадите нам такой-то лот". Схема срабатывает, если в игру не вмешивается посторонний покупатель (типа m-me Вишневской).
      
       Случаются при этом и курьезы. Так обманула московские декабрьские "расклады" великолепная работа Михаила Нестерова "Княгиня Ольга" (Sotheby`s, ориентировочная оценка 9-12 тысяч долларов). Многие отказались от попыток побороться за нее еще в Москве. Прошла точная информация, что на эту вещь уже есть покупатель, который соглашался "подняться" до 90 тысяч. Никому не хотелось оспаривать такую высокую цену. В результате на аукционе работа ушла всего за 21 тысячу долларов.
      
       Вспоминается еще один образчик русского темперамента. На торгах Sotheby`s в декабре за один из лотов торговались двое. Некий русско-немецкий дилер и сам директор Sotheby`s по России и Восточной Европе Питер Баткин (Баткин, который обычно сам "стучит молотком", то есть является аукционатором, на этот раз спустился в зал и послушно поднимал палец, как рядовой покупатель). Лот внезапно, неожиданно для всех увеличивался в цене. Никто не уступал. Наконец, Баткин выиграл. И во время секундной паузы, в полной тишине над залом раздалось характерное русско-немецкое "Ах,... твою мать".
      
--------------------------------------------------------
      


Рецензии