61. Семиаршинный богатырь Магома
Мать ушла из дому, боясь как-бы он не съел и её. Сосед
дал два мешка муки и послал в лес за дровами. Магома съел
муку, съел быков, свалил весь лес, а в упряжку загнал
диких кабанов. В ауле испугались и кадий надумал услать
богатыря в Африку за львиным мясом для его больной матери.
Магома исполнил это в три дня, вернулся в аул и стал соби-
раться на девов-великанов. Ему готовят оружие, и он трижды
его испытывает, пока не удовлетворяется железной дубиной
весом в пятьсот пудов.
В пути Магома встречает Хайбара и Эльбурана- двух великанов,
умеющих рвать дубы с корнем и ровнять горы руками. На привале,
когда друзья по очереди готовят обед, спутников Магомы
осиливает старичок- ростом в аршин, с бородой в два аршина*2.
Он вяжет их волосом. Когда очередь готовит пищу доходит до
Магомы, старичку не удаётся перехитрить богатыря. Магома
забрасывает его в небо,но старичок падает на деревья,
спасается и исчезает в бездонном колодце.
Магома собирается в погоню. Друзья спускают его на канате
в пять вёрст. Внизу за тремя дверьми Магома находит трёх
девушек и на коленях у них трёх спящих драконов- трехголового,
пятиголового и семиголового. Убив драконов и завладев их
сокровищами и девушками, оказавшимися дочерями царей, Магома
приказывает Хайбару и Эльбурану поднять всё это наверх.
Они обманывают друга и, завладев сокровищами и царевнами,
оставляют Магому на дне колодца.
Одна из девушек успевает предупредить юношу, что в наземное
царство можно пробраться на белом джейране, но Магома по
ошибке садится на черного и попадает в черный подземный мир.
Там, в городе, где нет воды, он освобождает подземного царя
от дракона, сторожащего источник и поедающего невест.
Подземный царь сообщает богатырю тайну- путь в наземный мир
знает только попугай*3
Магома сидит под деревом и случайно спасает птенцов попугая.
Благодарная птица решила вынести юношу из подземного царства.
В предстоящий сорокадневный путь заготовляют семь буйволов,
семь тендыров* хлеба и семь бурдюков воды. Однако пищи для
попугая в полёте не хватает и Магома отрезает куски своего
мяса.
Сказка кончается в родном ауле богатыря свадьбой Магомы и
расправой с Хайбаром и Эльбураном: таким изменникам, которые
на добро отвечают злом, на этом свете- не место!
Указатель-301-В (три царства; золотое, серебряное и медное)
Сюжет этот очень распространен на Кавказе. Соответствия:
азербайджанские сказки: "Младший царевич", начало другое
(Аз. тюрк. ск.), "Царевич" (Сб. материалов XXXV). "Мелик-Мамед"
(Сб. мат. XIII), "Богатырь Гасан", только вторая часть
(Сб. мат, XXI), "Мелик-Мамед и Мелик-Шумшид", вторая часть
(Сб. мат. III); грузинские сказки: "Судьба", только путешествие
в подземный мир (Сб. мат. X), "Кажанди", вступление другое и
вместо старика с бородой- священник (Сб. мат.XVIII),
"Ястреб-золото", только путешествие под землю (Багрий II),
"Пашкундж" вступление другое и вместо попугая мифический Паскундж-
существо с туловищем льва и крыльями орла (Гр. ск.); мингрельские
сказки:"Слепой царь" и "Яблочный великан", только путешествие
в подземный мир. (Сб.мат.XVIII, XXXIII); армянские сказки:
"Коровий сын",- вступление- рождение от чудесного яблока
(Сб. мат. IX), "Хыр-хыр-Кёса"(Сб. мат. XIII), "Дев и царский
сын"- Отдельные элементы второй части,
"Царевич Клхазан" абхазская сказка, "Нарт Сасырка"- только ср.
часть, путешествие в подземное царство(Абх. ск.); имеретинская
сказка "Чудесный джейран", отдельные элементы из путешествия в
подземное царство; как и в грузинской сказке "Паскундж",
спасает героя птица Паскунджа; адыгейские сказки: "Сын медведя",
"Есмуко Есхот"- Только подземное царство (Макс.)
Сюжет301-В встречается и в турецких сказках.
Из Дагестанских материалов публиковалась только аварская сказка
"Медвежье ухо".
Дагестанские параллели в рукописных материалах Института:
Кумыкская сказка "Медведь Али" и ногайская "Камыр-батыр".
Имеется вариант и в лезгинских списках: сказка "Попугай".
*1- Так героя называют в других вариантах этой сказки. В нашей
записи- просто Магома.
*2- Ср.-мужичок с ноготок, борода с локоток.Великанов,
спутников Магомы ср. с силачами Вырвидуб и Вернигора из
русской сказки.
*3- Попугай- Тютю-куш- нередкий персонаж в лезгинском
фольклоре. Но сказка представляет его не маленьким
бессильным попугаем, а могучей птицей. Здесь по характеру
это- орёл из русской сказки, выносящий героя из подземелья
на вольный свет.
Свидетельство о публикации №124120304945