Мечты о звуках господина Н
Сборник содержал 44 стихотворения юного Некрасова, который по недолгом размышлении принял к сведению совет Жуковского: ни к коем случае не печатать ранние стихи под своим именем.
Среди отрывочных биографических данных о Некрасове имеется, между прочим, упоминание, что небольшой багаж поэта, с которым он приехал в Петербург, составляла в том числе заветная (поэтам это будет близко и понятно) тетрадка стихов. Полагаю, что почти у каждого стихотворца такая тетрадочка была (у меня — в синем ледериновом переплете) и всем известно, как она появлялась. Поэт вносил в нее все, что было, по его мнению, лучшего среди его «гениальных» созданий. Делалось это с той или иной степенью регулярности по мере накопления материала, в тетрадку входили, таким образом, стихотворения, различные по времени, по настроению, по стилю…
Критик М. Барро справедливо подметил: «От сероватых страниц сборника «Мечты и звуки» повеет лишь холодом и плесенью, чем-то чуждым, как от старинных фолиантов на непривычного человека. Но тот, в ком интерес к известным произведениям Некрасова тесно связан с интересом к личности этого писателя, тот не пожалеет времени, потраченного на знакомство с забытыми произведениями поэта».
Близится прекрасный повод вспомнить о первом сборнике Николая Алексеевича Некрасова — день рождения поэта 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове Винницкого уезда.
Еще младенцу в колыбели
Мечты мне тихо песни пели,
И с ними свыклася душа.
Оне, чудесной жизни полны,
Ко мне нахлынули как волны,
Напевом слух обворожа.
Изгнанник. 1840 г.
Сборник, вопреки ожиданиям Некрасова, был замечен критикой, ибо в это время так немного выходило отдельных изданий стихов.
«И потому да не дивятся читатели, — замечал критик Менцов, в «Журнале Министерства Народного Просвещения» — если мы будем судить г-на Н.Н., т.е. Некрасова (критик счел возможным разоблачить таинственные инициалы) снисходительнее, нежели, может быть, следовало бы: похвалами умеренными и справедливыми мы имеем целью ободрить его прекрасный талант и поощрить к дальнейшим трудам в пользу отечественной словесности». Далее рецензент осыпал похвалами отдельные вещи сборника, защищал юного автора от возможных упреков в подражательности и, в благожелательном заключении, предрекал Некрасову завидную популярность и даже весьма почетное место в пантеоне русской литературы, с тем условием, что он будет «развивать свое природное дарование изучением творений поэтов, признанных великими от всего просвещенного мира, и чтением лучших теорий изящного».
«Особенность подобных г-ну H. Н. поэтов и писателей вообще, — говорилось в рецензии другого критика, г-на Галахова, — заключается в том, что они суть нечто до тех пор, пока не издадут полного собрания своих сочинений: тогда они становятся ничто. Название «Мечты и звуки» совершенно характеризует стихотворения г. H. H.: это не поэтические создания, а мечты молодого человека, владеющего стихом и производящего звуки правильные, стройные, но не поэтические».
А самый убийственный приговор вынес В. Белинский в «Отечественных Записках», который безжалостно попенял молодому поэту, что если проза может еще удовлетворяться гладкой формой и банальным содержанием, то «стихи решительно не терпят посредственности. Вы видите по его стихотворениям, что в нем есть и душа, и чувство, но в то же время видите, что они и остались в авторе, а в стихи перешли только отвлеченные мысли, общие места, правильность, гладкость и — скука. Прочесть целую книгу стихов, встречая в них все знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки, много-много, если наткнуться иногда на стих, вышедший из души в куче рифмованных строчек, — воля ваша, но это чтение, лучше сказать работа для рецензентов, а не для публики. Посредственность в стихах нестерпима. От мысли, на которые навели вас «Мечты и Звуки» г-на Н.Н».
Подавленный неудачей Некрасов в дальнейшем Некрасов не только не включал стихи из сборника «Мечты и Звуки» в собрания своих стихотворений, но сам скупал попадавшиеся ему экземпляры и безжалостно уничтожал их.
А между тем в сборнике, безусловно были стихи-предвестники, достойные пера будущего поэта. Взять хотя бы эти строки из стихотворения «Ночь»:
Я не сплю, не сплю — не спится,
Сердце грустию томится, Сердце плачет в тишине,
Сердце рвется к вышине,
К безмятежному зеиру,
Где одетая в порфиру,
Блещет яркая звезда.
Ах, туда, туда, туда —
К этой звездочке унылой,
Чародейственною силой,
Занеси меня мечта!
#Некрасов #Мечтыизвуки
Свидетельство о публикации №124120304421