К 155-летию Мирры Лохвицкой

Рецензия на «Прекрасный очерк о Мирре Лохвицкой» (Елена Маркушева)

Вывалили на наши головы столько сумбура. Выставили бедную Мирру голой перед людьми на всеобщее обозрение. Все её интимные тайны обсмаковали. Не пойму, для чего? На благоговение это не похоже, даже на элементарное уважение не тянет, скорее потрещать, посплетничать и насладиться унижением другого человека. Читайте лучше её родственника Пландовского о Мирре. А вот о трёх пажах вы ошиблись. Это Теффи перевела, а не Мирра в 1910 году, когда Мирры уже 5 лет как не было. Всё смешали в кучу. Песня о трёх пажах. Из цикла «Изумруд», сб. «Семь огней». Опубл.: 1910. Источник: Тэффи. Семь огней. — СПб.: Шиповник, 1910. — 120 с.; Н. А. Тэффи.
И причём здесь "Женщина, расколдовавшая женщин". Кто их заколдовал? Какой-то нелепый штамп. Женщины и до нее уже были весьма раскованны, не Средние всё-таки века. Возьмите Щепкину-Куперник, Изабеллу Вилькину, лесбиянку Allegro, актрису Яворскую и многих других. Да и, смотря какие женщины. Дворянки и разночинки - дочки почётных граждан и сословно неопределённые, что её читали, - вот они были раскованны и до Лохвицкой, и более её. Известно, что Мирра в жизни была очень застенчива. А крестьянки, фабричные работницы и мещанки были, либо безграмотны, либо задавлены нищетой и работой на выживание. Им было не до чтива. Они тоже были раскованны, только закованы в рабство своей нужды. Они Лохвицкую и не знали. Им было не до поэзии. Они составляли 70% официальных проституток империи. А Мирре недавно исполнилось 155 лет. Она - ангел в человеческой плоти. За 35 лет родила 5 сыновей, написала такие стихи, словно россыпи драгоценных камней нашей литературы. Я считаю, не об интимных эпизодах ее биографии надо сейчас смаковать страницы. Она, бедняжка, много настрадалась от этого при жизни, так какого ж рожна мы будем ее в гробу терзать бедные останки? Я считаю, она заслужила, чтобы издали наконец полное собрание её сочинений, чтобы ее стихи были в учебнике литературы, чтобы ей поставили памятник в Петербурге (Москву она не любила), чтобы ее могилу облагородили на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре, чтобы ее именем назвали улицы в городах-миллионниках, а не всяких там Урицких и Володарских, убитых евреев-комиссаров, которые нам вообще не нужны сейчас никоим образом, чтобы ее пьеса "Бессмертная любовь" ставилась в московских и петербургских театрах, хватит извращенского репертуара или высосанного из пальца от незнания, чтобы ещё придумать. Не надо ничего придумывать. У нас классик закопан под прахом забвения. Так раскопайте. Спасибо Татьяне Александровой за то, что она откопала, как археолог, забытое сокровище русской литературы.


Рецензии