Возврат в средневековье

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли.
 Не поклоняйся им и не служи им», - написано в одной из главных заповедей в Библии (Втор.5:6-21).

Если войдёшь в любой христианский храм, то сразу обнаружишь нарушение этой заповеди. Иконы с изображением Христа, Богоматери и святых угодников - непременный атрибут православных храмов. Католики икон не признают, но скульптура Богоматери всегда украшает их храмы. Большое почитание у христиан занимают реликвии. Их ассортимент очень широк: от личных вещей Христа и его матери до мощей людей, объявленных святыми по решению высшего духовенства.

Большинство  христианских реликвий находится в определённом храме, они прославляют его своим присутствием. Так, мощи трёх волхвов, покоятся в золотом ларце в специально построенном для этой цели огромном католическом соборе в немецком городе Кёльне. Терновый венец демонстрируется каждую пасху в часовне Сент-Шапель в Париже. Туринская плащаница хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в итальянском городе Турине. По необъяснимой причине появились лоскуты плащаницы и в других храмах. Об этом сообщила историк Л.И. Емелях в своей книге «Происхождение христианского культа»:
«По данным официальной статистики католической церкви, в разных местах земного шара в настоящее время хранятся 1234 гвоздя, которыми был прибит Иисус Христос, и более 2000 лоскутков савана, в который было завёрнуто тело Христа, снятое с креста».
Копьё, которым был проколот Христос римским центурионом Лонгином во время казни, было обнаружено аж в четырёх экземплярах. Каждое копьё получило название от места нахождения: Венское, Армянское, Ватиканское и Краковское.

Есть реликвии, которые путешествуют по странам, приводя в трепет верующих. Таким экспонатом явился поясок Богородицы, который был привезён в Россию из Греции в октябре 2011 года архимандритом Ефремом. Кстати, после возвращения на родину этот священнослужитель был обвинён греческим правосудием  в «присвоении денежных средств, отмывании грязных денег и даче ложных показаний».
Но вернёмся к пояску. Владимир Путин, будучи в ту пору премьером, встречая в аэропорту Санкт-Петербурга христианскую святыню, уверял присутствующих, что народ в ней остро нуждается. «Будет, кстати, хорошо, если Пояс помогает решению демографической проблемы», - подчеркнул  Владимир Путин. Что же получается? Не от руководства страны народ должен  ждать помощи, а от пояса матери Христа!
РПЦ воспользовалась благоприятными условиями, наступившими в нашем разнузданном обществе для пропаганды христианской веры, и профессионально организовала паломничество к «чуду-поясу» во многих российских городах. И народ откликнулся  - к ковчегу с реликвией выстроились многотысячные очереди. Кто же не хочет получить здоровье, и даже новое потомство, всего лишь притронувшись к христианскому «чуду». Современная медицина давно всех разочаровала.
Сегодня мы наблюдаем усиленную клерикализацию нашего общества, в результате которой многие россияне попадают под влияние христианской пропаганды и принимают активное участие в церковных мероприятиях.

Неужели мы опустимся на тот низкий уровень средневековья, о котором рассказала Л.И. Емелях. Для наглядности приведу выдержки из её исследовательской работы.
 
«В средние века в Западной Европе во многих христианских храмах показывали «молоко богородицы». Около пятидесяти церквей Франции, Испании и Италии гордятся тем, что обладают этой «драгоценной жидкостью». Исследования состава «молока богородицы» показало, что оно состоит из размельчённого и разбавленного в воде галактита, разновидности мела.
- Если древние греки поклонялись волосам богинь, то христианские монахи не без выгоды для себя демонстрировали верующим волосы богородицы, перья архангела Гавриила, луч рождественской звезды, которая привела волхвов к младенцу Иисусу. Ступени лестницы на небо, которую праотец Иаков видел во сне.
В «Трактате о реликвиях» один из реформаторов христианства Жан Кальвин писал, что духовенство фабриковало «святыни», применяясь чуть ли не к каждой строчке Писания. Монахи показывали верующим след ноги Адама, щепки от Ноева ковчега, манну небесную, пелёнки Иисуса Христа.

- В начале 19 века в Париже был издан трёхтомный «Критический словарь реликвий». Из него можно узнать, что в нескольких испанских городах имелись головы и перья петуха, который запел, когда Петр отрёкся Иисуса. В некоторых церквях хранились даже «следы Христа», будто бы оставленные им на земле при вознесении. «Слеза» Христа оказалась у монахов – бенедиктинцев во Франции. Они нажили на ней огромное состояние. В Лотарингии священники показывали верующим сено, будто бы лежавшее в яслях, где родился Христос. В Италии в одной из генуэзских церквей среди прочих святынь хранились хвост того осла, на котором Иисус въехал в Иерусалим, и чаша, из которой он пил перед арестом.
В сотнях храмов показывали волосы, кровь, пот и пуповину Христа. В Генуе в каждой церкви были куски «креста господнего» и гвозди, которыми он был прибит, в Милане – два пальца апостола Петра, в Риме – в соборе Петра – терновый венок, в Аахене – рука богородицы. В Тире – её пояс, якобы исцеляющий больных.

- Не только католическое духовенство обманывало верующих «коробочками со вздохом Иисуса». Архиепископ Новгородский, посетивший в конце 10 века царьградские «святые места», перечисляет увиденные им реликвии: пелена младенца Христа, лоханку, в которой он мыл ноги своим ученикам, труба Иисуса Навина, от звуков которой пали станы Иерихона, доски от Ноева ковчега. В византийских православных храмах хранились и такие святыни, как нож, которым Авраам собирался заколоть своего сына Исаака в жертву Богу, струна от арфы царя Давида, дуб, которым Самсон убил 1000 филистимлян, деготь, которым Илья пророк смазывал свою колесницу, очаг, на котором Иосиф-плотник пёк хлеб, и т. д.

Особенно много реликвий было в Иерусалиме, где паломники могли видеть щель, из которой доносились стенания грешных душ, мучающихся в аду, окно, через которое влетал к деве Марии во время благовещания архангел Гавриил, яму, в которую был врыт крест Христа при распятии. В средневековую Россию паломники привозили из Иерусалима кусочки креста, на котором был распят Иисус, «млеко пресвятые богородицы», щепки от гроба господня, «тьму египетскую», заключённую в пузырёк.
В Нижегородском печерском монастыре в 14 веке была икона богородицы с крестом при ней, в котором находились: палец Христа, молоко богородицы, часть камня, с которого Христос взобрался на осла, отправляясь в Иерусалим. В 18 веке императрица Екатерина первая купила у греческих паломников за 1000 рублей кусок несгораемого полотна якобы от ризы богоматери.
В 1882 году в №10 «Исторического вестника» была опубликована статья Н.С.Лескова «След ноги богородицы в Почаеве». Писатель побывал в Почаеве и осмотрел «след ноги» богородицы. «Никакого маломальски отчетливого подобия следа ноги человека здесь не заметно, - писал Лесков, - а видна темноватая поверхность сплошного камня гранитной породы, и посреди ее площади есть значительная продолговатая впадина». «Рядом со впадиной стоит бак с колодезной водой, которую монахи бойко разливают в бутылочки с рисунком «стопы» и продают пастве».

- Многие из реликвий хранились в православных храмах даже в двадцатые годы нашего века. В мае 1923 года в Москве на Втором всероссийском поместном соборе православной церкви обновленческий протоиерей А.И.Боярский говорил, что духовенство показывает в разных храмах большое количество частиц от мощей Авраама, Исаака, вифлиемских младенцев. Волосы Христа, молоко богородицы.

- христиане превратили в центры культа могилы святых, воздвигнув над ними часовни и храмы. Стремясь собрать с верующих как можно больше денег, духовенство изготовляло мощи святых. Поэтому в разных церквях Западной Европы оказалось 30 туловищ святого Григория, 18 голов и 12 рук святого Филиппа, 2 туловища, 8 голов, 6 рук и ног святой Анны, 5 туловищ,6 голов, 17 рук и ног святого Андрея, 4 туловища и 8 голов святого Стефана, 20 туловищ и 26 голов святого Юлиана, 30 туловищ святого Панкратия, 15 рук святого Иоанна Златоуста. В среднем на 10 святых приходилось 60 туловищ и 50 голов. Даже от святого Иоанна Крестителя осталось 12 голов, 7 челюстей, 4 плеча, 9 рук, 11 пальцев, которые показывали в разных храмах. Один католический священник воскликнул, прикладываясь к голове Иоанна Крестителя: «Слава богу, это уже пятая или шестая голова Иоанна Крестителя, к которой я прикладываюсь в моей жизни».

- Православные священники также ухитрялись показывать мощи одного и того же святого в одно и то же время в разных городах. Тело святого Меркурия, воина Смоленского, показывали в Смоленске и в Киеве, а тело святого Феофила – в Новгороде и в Киеве. В Киево-Печерской лавре была секретная мастерская по изготовлению мощей. В 1910 – 1916 гг. лавра продала духовенству для церквей разных городов около тысячи частичек мощей.

Монахи изготовляли мощи любого святого, даже если его останки погибли. В Никольской летописи сообщается о пожаре во Владимире в 1491 году, во время которого «церковь Пречистые Рождества в монастыре внутри града выгоре, и тело Великого князя Александра Невского сгоре» (Полное собрание русских летописей, т.12, СПб., 1901, стр. 229). То же самое говорится в других летописных сводах. А начиная с 18 века духовенство стало уверять, что мощи Александра Невского хранятся в Александро-Невской лавре в Петербурге. Когда же в 1919 году рака Александра Невского была вскрыта, то там оказалось 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же в раке были две одинаковые кости одной, правой ноги.
В 1918-1920 гг. было вскрыто в присутствии духовенства много рак с мощами. Из 63 вскрытых гробниц с «мощами святых» 2 оказались пустыми, 16 – с гниющими и мумифицированными трупами, 18 – с обгорелыми костями, куклами из картона, кирпичами, гвоздями и другими материалами, в 27 в беспорядке лежали кости. При вскрытии «нетленных мощей» Александра Свирского, Саввы Звенигородского были обнаружены восковые куклы, в раке Питирима Тамбовского – металлическая кукла, Евфросинии Суздальской – матерчатая кукла. «Мощи» Артемия Веркольского состояли из угля, перегорелых гвоздей и мелкого кирпича».

Хотелось бы закончить эту работу рассуждениями писателя-просветителя 18 века Вольтера:
«Сколько их, этих ризниц, где вы увидите лоскутки платья Девы Марии, засохшие капли ее молока, перхоть с ее волос! И разве не в церкви Пюи-эн-Велэ до сих пор бережно сохраняется как святыня кусочек крайней плоти Ее Божественного сына? [...] Я мог бы привести вам еще двадцать подобных примеров. Покраснейте и попытайтесь исправиться!»

НА ФОТО:
Очередь для поклонения поясу богородицы в Москве в ноябре 2011 года.


Рецензии
Спасибо, Любава, за интереснейший, просветительский материал.
Да, религия - это мощное оружие для одурманивания масс. Добра!

Людмила Гусева 3   04.12.2024 16:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Людочка, за отклик и общность мнений.
С дружеским теплом!

Любава 8   04.12.2024 17:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.