К 205 летию со дня рождения поэта и писателя Я. П
Снится мне: я свеж и молод,
Я влюблен, мечты кипят...
от зари роскошный холод
проникает в сад
( Стихотворение « Качка в бурю".
-
Приближается славный юбилей нашего знаменитого на весь мир поэта рязанца Якова Петровича Полонского. Мне думается, нет таких людей, которые не знали бы и не слышали романса на стихотворение Якова Полонского « Песня цыганки». Это стихотворение исполняется обычно под гитару, и песня имеет название: «Мой костер в тумане светит». Но прежде чем рассказать историю этого и других романсов напомню краткую биографию Якова Петровича. Итак, Яков Полонский (1819–1898) — знаменитый русский поэт и публицист, работы которого возможно не были столь значительны для русской литературы, как скажем, творчество Лермонтова или Пушкина. Но на литературном небосклоне было бы пусто без стихов и прозы Якова Петровича Полонского. Кто же такой Яков Полонский? Он в одном лице и поэт, и художник, и писатель.
Родился Яков Полонский 7 (19) декабря 1819 года в Рязани. По окончании Рязанской гимназии он поступил в Московский университет, где обучался на юридическом факультете. Яков был из семьи обедневших дворян. На жизнь себе он начал зарабатывать ещё в студенческие годы, будучи преподавателем у детей из богатых семей. Большое влияние на его творчество оказали его друзья-литераторы, Тургенев, Некрасов, Фет, и другие классики русской литературы. Это теперь они классики, мэтры русской словесности, а для Полонского эти люди были просто друзьями. К их творчеству и к ним самим литератор относился с трепетом и восхищением, он искренне уважал таланты товарищей по творческому цеху.
По моему мнению, стихи мастера слова Полонского богаты не только зримыми образами того, о чем пишет поэт, но строки его еще и музыкальны при чтении вслух, а также несут в себе некую силу и тайну живописи. Почему я так считаю? Стихи нашего земляка — рязанца описывают не только увиденную им природу, но и чувства и душевные переживания поэта, ибо он рисует не только словами, увиденное в Спасском — Лутовиново (имении Тургенева) и на Кавказе, где он бывал.
Я.П. Полонский любил рисовать и умел это делать с юности. Вот что писал Тургенев о даровании поэта и его увлечении живописью: «К живописи применяется то же, что и к литературе, — ко всякому искусству: кто все детали передаёт — пропал; надо уметь схватывать одни характеристические детали». Данною цитату привела немного не полностью, так как соглашаясь с мастером слова Тургеневым И.С, считаю, что каждый человек, читая произведения поэта и рассматривая его живописные полотна имеет свою точку зрения, свое восприятие тонкостей искусства рисования у Якова Полонского.
Когда всматриваешься в пейзажи, написанные поэтом в Спасском — Лутовинове, то через картины ощущаешь летний аромат трав, легкость летящих как ласточки облаков и, словно бы, реальное присутствие двух друзей: Тургенева и Полонского на лугу, а рядом с этими русскими литераторами идет серая собака Тургенева Серко. Знатоки живописи и профессионалы мне скажут, что Яков Полонский не Репин, не Левитан, или Коровин, чья живопись имеет мировую известность, скажут, что создатель картин « Серко» « Караван сарай в Тефлисе», « Душет», «Гагаринская станция» и других живописных полотен Я. П. Полонскоий не столь уж и известен. Известны они и детально изучены только специалистами-художниками и биографами жизни и творчества литератора. Но, как я полагаю, для детального исследования рисунков поэта ещё настанет время, открыться простому зрителю и читателю творчеству поэта еще только предстоит.. У картин Якова Петровича, с моей точки зрения, притягательность не во внешней простоте, а в другом: некая скрытая философия жизни присутствует в его пейзажах и портретах, в частности, в портрете его друга Ивана Сергеевича Тургенева.
Что это за философия? Хрупкость и вечность природы, а одновременно и места человека в окружающей природе не как властителя, а как уникальной частицы природы и бога. И человек, как божие творение, должен и может созидать душой и творческой работой, в нашем случае созидать мир внутри себя и вокруг себя рисуя картины. Яков Петрович Полонский именно живописец — созидатель мира человеческой души, то есть внутреннего мира. Конечно, мнение о живописи Полонского, о его полотнах и гравюрах может и должно сложиться разное. Писатель нашего времени А.И. Солженицын восхищался стихами Якова Петровича Полонского «Качка в бурю». Солженицын посвятил поэту рассказ: «Прах поэта». В этом рассказе говорится о первом захоронении поэта в Ольговом монастыре. Вот коротко цитата из рассказа Солженицына «Прах поэта»: «Теперь деревня Льгово , а прежде древний город Ольгов стоял на высоком обрыве над Окою. Это место, как свое единственное, приглядел Яков Петрович Полонский и велел похоронить себя здесь». Далее в рассказе Солженицына «Прах поэта» говориться о том, что в то время когда Солженицын бывал в Ольговом Монастыре, в его полуразрушенном помещении находилась тюрьма, и когда путники спросили надзирателя о том, где же могила поэта Полонского, то жена надзирателя ответила, что мол поэта перезахоронили.в Рязани.
Но, поговорим не о кончине Якова Петровича, а о таланте его, как художника и мастера слова. Хочется поразмышлять о том, что думал сам Яков Полонский о стихах. своих. Известно из достоверных источников, что поэт очень любил стихотворение «Колокольчик», ставшее романсом. Это стихотворение написано им 1854 году. Писатель Достоевский считал стихотворение «Колокольчик» «отражением русской жизни». Прочитав это стихотворение Якова Петровича Полонского думаешь какое оно грустное и даже пессимистичное какое -то …. Оно повествует о судьбе девушки, которая ждет любимого. Но в этом произведении музыка души самого Полонского, его, может быть внутренние переживания о своем бытии и, возможно, малой известности при жизни среди поэтов России.
Однако, я рассуждаю не о том, что Якову Петровичу не доставало литературной славы и известности при его жизни, а о том, что Полонский не получил должного признания как автор своих картин, как художник и автор гравюр и карандашных набросков. В Спасском — Лутовинов семья Полонского, его жена и дети, а также Иван Сергеевич Тургенев провели лето 1881 года. Яков Петрович в то время ходил на костылях, так как падение с лошади в молодости Полонского обернулось для него травмой ноги и писатель хромал. Однако, недуг Якова Полонского не помешал поэту писать картины. Им создано более 30 картин, большинство из которых находятся в Спасском Лутовиново. Например, «Усадебный дом Тургенева» (1881 г.), «Часть террасы дома и собака Тургенева Серка» ,« Церковь и школа»,
«Поляна в парке» и многие другое.
Вот как сам Полонский описал свой первый этюд «Усыпальницы И.И. Лутовинова»: «С этой часовни я сделал мой первый этюд в Спасском, — вспоминает Полонский,— я писал с натуры издали, с верхнего балкона, в очень дурную, пасмурную погоду, и неудачно — первый блин вышел комом». Дело в том, что в то время когда поэт писал свой первый этюд с этой усыпальницы, там было старое кладбище с покосившимися крестами. Но только ли печаль, боль и грусть была в картинах Полонского? По — моему мнению нет, не только. На каком основании я считаю так? От картин Полонского «Пруд Савиной», «Поповский пруд» веет покоем и любовью к России и к ее природе. Тонкое восприятие окружающего мира исходит от живописи поэта. Его картины актуальны и востребованы и в наши дни, так как в них отображены и русская старина ушедших от нас веков, и дух милой России. Некоторые читатели повествования моего возразят мне мол, и Лермонтов картины писал, и Валерий Брюсов, и Пушкин хорошо рисовали. Полонский не единственный художник и поэт, не единственный, но уникальный в том, что литературное творчество поэта и в его полотнах отражается. Слова же стихотворений становятся картинами. О талантах Полонского можно говорить и писать бесконечно. А знаете ли вы, что Я. П. Полонским написано либретто к опере Петра Ильича Чайковского «Черевички»?
В заключении моего повествования о писателе Я. П. Полонском скажу, что время произведения поэта, писателя и художника Якова Петровича Полонского не только не делает устаревшими и архаичными, но что и простой обыватель, и художник, и поэт, и даже театральный актер найдет в произведения его нечто актуальное для сегодняшнего дня. Композиторы П.И Чайковский и Ю.Н. Тынянов дружили с Яковом Полонским, и музыкальность стихотворений поэта не вызывала у композиторов никакого сомнения. Вот фрагмент из либретто Полонского к опере Чайковского « Черевички», которая написана последним в 1885 году Итак цитата кратко: Текст либретто на старославянском:
ЯВЛЕНІЕ ПЕРВОЕ.
Изъ калитки на улицу выходитъ СОЛОХА, озирается и прислушивается; потомъ — Б;СЪ изъ пекла.
Солоха.
Ой, какъ св;титъ м;сяцъ ясный,
Какъ далече видно!
Всю бы ночь я прогуляла,
Да на людяхъ стыдно!...
Ой! да кабы въ чистомъ пол;
Мятелица выла, —
Я-бы хату затопила,
Гостя-бъ залучила...
Помоги мн;, бравый хлопецъ,
Запереть ворота,
Да зайди хоть на часочекъ,
Коли есть охота!
Стихотворения Якова Полонского написано 18 романсов, среди которых Среди которых « Птичка» « Молитва» « Моей Молоденькой соседке « И другие музыкальные произведения Многократно талантливый поэт Яков Петрович Полонский заслуживает признания моих современников и открытия его как уникальной личности нашего времени. Закончу свой рассказ так:
Предзимье тучи ходят стаей
И облетела вмиг листва
Поэта лира золотая
через века свежа жива
И словно мех из горностая
Меня в предзимье согревают
поэта вещие слова
30 ноября 2024
Мурадова Наталья
Конец статьи.
Свидетельство о публикации №124120302804
Стоянцева Галина 11.12.2024 03:55 Заявить о нарушении
Наталья Мурадова 13.12.2024 10:47 Заявить о нарушении