Vi-vii. лезгинские маани и колыбельные

44-53. Маани- Самый распространенный вид лезгинской
песни. Четырехстрочные, обычно несвязанные друг с другом
куплеты (строка традиционно восьмисложная) амебейной
композиции, они соответствуют русским частушкам и
исполнялись главным образом женщинами.
 Характер подобранных в этом сборнике лезгинских маани
виден из оглавления.  интересно отметить отражение в
частушке отходничества в Баку. Чаще всего это- печаль
разлуки с милым:

       По степной дороге пойду-
       Пусть как солнце ты предо мной.
       Лихорадка в казарме схватит тебя-
       Я-б хотела быть у головы твоей.

       Ты уехал в Баку, милый,
       Недоступная это глазу страна.
       Что-ж не достанусь тебе, не горюй-
       После смерти всё в мире проходит, милый.

 Отражено в песнях и тяжелое положение дореволюционного
бакинского рабочего-лезгина, оторванного от семьи.
Вот образец:
 51. Письмо рабочего.- Это- обычные маани. Но со строфами,
связанными друг с другом. Песня эта(по форме такая же, как
и песни Етим Эмина и Сулеймана Стальского), бытует в аулах,
как безымянная. Однако, в прошлом она имела своего автора-
известного дореволюционного лезгинского поэта рабочего-
отходника Гаджи Ахтынского:

       Если спросишь, как я живу-
       Сердце печалью встревожишь, друг.
       Не кори что ответил так-
       Дни гнетущие ныне, друг.

       Этот город Баку- не для нас,
       Съеденное, выпитое- отрава для нас,
       Только жалобы здесь для нас,
       Рыдания и стоны, друг.

       Этот Баку- огромный базар,
       Вышки, вышки, и в центре двор,
       Этот Баку- точно тюрьма,
       Родину мне-бы увидеть, друг.

       Когда письмо в аул принесут,
       Соберитесь, друзья, почитать.
       Голову подоприте рукой,
       Слова грусти пусть будут, друг.

       Невмоготу здесь больше страдать,
       Черноволосый, я стал седым.
       Молод ещё, а жил как старик,
       Точно нищий живу я, друг.

 52. Песни об икринце Бубе.- Они представляют интерес,
Как отражение в фольклоре абречества- своеобразной формы
борьбы горцев с произволом и гнетом царских колонизаторов.
Буба, родом из курахского аула Икра, действовал в лезгин-
ских районах в начале нашего столетия. Народ воспевает его 
подвиги и удалые набеги. Интересно, что наряду с песнями
такого характера, в отдельных аулах есть и строфы, выра-
жающие отрицательное отношение к "разбойнику Бубе"- он, де,
убил того-то, он, де, заставил плакать аул.


Рецензии