Внимательно читаем слова святителя Григория Неокес

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ НЕОКЕСАРИЙСКИЙ О ТОМ, ПОЧЕМУ ИДЕТ ВОЙНА И ВСЕ ЛИ СПАСУТСЯ.

С богословским наследием святителя Григория Неокесарийского, память которого церковь празднует 30 ноября, знакомы разве что специалисты. Даже в семинариях в курсе патрологии его труды не изучаются углубленно. Да и нашим прихожанам имя святителя Григория Неокесарийского, в отличие от Иоанна Златоуста или Григория Богослова, тоже мало известно. В этой публикации я рассмотрю два других аспекта учения Григория Неокесарийского и святителя Григория Нисского, одно из которых говорит о современной жизни нашего общества, а другое расскажет о частном мнении святителя касательно вечных мук, что тоже, я думаю, будет интересно нашим читателям.
О важности единства людей друг с другом.
Святитель Григорий очень много писал о душе и путях ее спасения. Душа, в отличие от тела, простая. Ее простота дает возможность получения единства с прОстым Богом, т.е. достичь обОжения. Но для души важно не только влечение к Богу, как к цели и смыслу своего бытия, но и влечение к другой душе, как сродной ей и единодушной. Жизнь, как в земной Церкви, так и в небесной, немыслима без взаимоотношений людей друг с другом. Индивидуального рая быть не может, потому что одним из важных элементов счастья спасенного человека видеть других людей счастливыми. Любовь, как главный принцип бытия жизни будущего века, по своей сути есть дарение себя другому. Для христианина желание спасения другого человека важнее, чем достижение своего личного счастья и даже индивидуального спасения. Этот дух всеобщей соборности определяет и жизнь Церкви на земле, высшим выражением молитвенного приношения которой есть Литургия, т.е. «общее дело».
Из этой богословской сентенции следуют важные выводы. Близость к Богу напрямую связана с близостью людей друг к другу и наоборот. Чем больше люди удаляются друг от друга, тем больше они удаляются и от Бога. Уделение – это не просто разобщение и прекращение каких-то дружеских отношений. Оно имеет свой дальнейший вектор движения, перерастая постепенно в агрессию, вражду и ненависть, высшим проявлением которой есть убийство людей друг другом. Война людей — это, по сути, война с Богом и богоустановленными правилами человеческого общежития.
Тогда и теперь.
Я еще помню то время, когда в городах люди знали тех, кто живет в их подъезде и ходили друг к другу в гости. Они собирались на улице, общались, а если у кого была нужда, то помогали чем могли. То же самое было по селам и деревням. Человек жил в окружении живого мира природы. Животные, деревья, птицы, растения были частью нашего быта.
Интернет в корне изменил принцип жизни людей. Они не только перестали видеть друг друга и здороваться с соседями, но и жить естественной, нормальной человеческой жизнью, став частью информационной сети, которая находится под контролем дьявола. Полная самоизоляция, «работа на удаленке», разобщение и разделения людей друг с другом – вот идеал жизни в новом мировом порядке. Если жизнь в раю — общая радость, то жизнь в аду – индивидуальное мучение. И это не образное сравнение, житие преподобного Макария Великого так и описывает адские муки грешников.


Рецензии