Ииуй, царь Израиля

«Когда пришло к ним письмо (от Ииуя), они взяли царских сыновей, и закололи их — семьдесят человек, и положили головы их в корзины, и послали к нему в Изреель».
(4-я Царств. 10: 7)
«Но Ииуй не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца. Он не отступал от грехов Иеровоама, который ввёл Израиля в грех».
(4-я Царств. 10:31)

    Чем больше я читаю Ветхий Завет, тем отчетливей видна роль того или иного персонажа для судеб Израиля и Иудеи. Я уже писал в серии «Патриархи, цари и пророки Израильские» практически о всех персонажах, так или иначе связанных с деятельностью царя Ииуя, а теперь видна его центральная роль как в борьбе с религиозными направлениями, отличающимися от почитания Бога Яхве, так и в ослаблении Израиля и, в конечном итоге, покорении Израиля ассирийцами.

   Ииуй (Яхве - это он) - 10-й израильский царь. Сын Иосафата, основатель пятой династии Израиля. Родился он около 882 годы до н. э., царствовал в течение 28 лет, 841-814 годы до н. э.
   Всё, что тогда происходило с Израилем (северным царством после разделения единого Израиля на Израиль и Иудею), нам сейчас очевидно: с севера Израиль начали прибирать к рукам сирийцы (амореи), кроме того, в регион началась экспансия Ассирии, причем в Библии некоторые важнейшие исторические события остались неотраженными. Салманасар III учинил битву с объединенными силами Сирийских царств и Израиля при Каркаре в 853 г. до н.э. В ассирийских источниках есть о битве Салманасара, где он якобы разбил 12 царей. Известно, что во главе Израильской армии был тогда царь Ахав, о судьбе которого см. ниже. Но израильтян видимо тогда интересовали исключительно вопросы идеологической борьбы и они безжалостно уничтожали самих себя, что подробно отражено в библии (о чём ниже), а между тем крах Израиля как государства был не за горами: в 841 году до н.э. Салманасар осадил Самарию (Шомрон) и Ииуй признал себя вассалом Ассирии и начал выплачивать дань (на фото 1 царь Ииуй, поклонившийся Салманасару. Обелиск, выполненный из черного песчаника, экспонируется в Британском Музее Лондона).
   После ранения в сражении с сирийцами царя Иорама, Елисей при ещё живом царе помазал на царство над Израилем Ииуя (4 Цар. 9:6). Затем Ииуй собственноручно застрелил из лука израильского царя Иорама (4 Цар. 9:24) и иудейского царя Охозию (4 Цар. 9:27).  Он уничтожил в Самарии культ Ваала (4 Цар. 10:28) и преследовал идолопоклонство, но тем не менее поддерживал ересь в виде культа золотого тельца в Бет-Эле и Дане, а также сам ходил на высоты, то есть, почитал Астарту. Теперь подробнее об идеологической борьбе в Израиле при царе Ииуе.
    Отец Ахава, Амврий, «делал неугодное пред очами Господа и поступал хуже всех бывших перед ним. Он во всем ходил путём Иеровоама, сына Наватова, и во грехах его, которыми тот ввёл в грех Израильтян, чтобы прогневлять Господа, Бога Израилева, идолами своими». Тем не менее, он выкупил гору Сион и основал новую столицу Израиля, Самарию, в новом месте, не связанном ни с одним коленом Израиля, ни с одним местом поклонения.
    Пришедший ему на смену Ахав «делал неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала, царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему.      Сидон – древний финикийский город, а финикийские города были важнейшей частью древнего мира и дали жизнь множеству колоний по всему Средиземноморью, в частности, Карфаген был основан колонистами из финикийского города Тира. По своему экономическому развитию в то время Финикийцы и Филистимляне значительно опережали Израиль и Иудею. Израильтяне объясняли свои территориальные потери тем, что недостаточно верили в Господа (Саваофа), женитьба Ахава была скорее всего обоснована военными и экономическими причинами: постоянные войны с Сириянами (амореями) ослабляли и так уже разоренный Израиль.
   Что конкретно делал Ахав? «И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа, Бога Израилева».   
    Иезавель верила в Ваала и в богиню Астарту, которая приносила любовь, красоту и детей. Астарта была богиней семьи в Тирско-Сидонском царстве. Об Астарте у меня уже был очерк, см. http://stihi.ru/2022/06/24/359. Богине Астарте сидонцы посвящали специальные священные рощи – высоты, и по праздникам на высотах собирался народ, приносил жертвы и занимался священной любовью. Культ Астарты был распространен по Ближнему Востоку, и даже в самые строгие религиозные времена поклонения евреев богу Саваофу в Израиле и Иудее, народ, разбив и разломав жертвенники Ваалу, высоты не трогал, напротив, постоянно ими пользовался по праздникам. Но после выхода Иезавель замуж за Израильского царя Ахава, она стала насаждать в Израиле свои религиозные взгляды, то есть поклоняться Ваалу и других заставлять.
      Два слова о раскладе религиозных предпочтений в двух еврейских царствах: Иудее и Израиле: в то же время в Иудее остались евреи, поклонявшиеся богу Саваофу, который спас всех евреев, и Иудеев, и весь Израиль, из египетского плена. И Евреи заключили Договор (Завет) с богом Саваофом, что он выведет их из плена, а они его станут считать своим единственным богом из рода в род.  Тем не менее, сразу же при подходе к Заветной земле, они взбунтовались (формально потому, что Моисей слишком долго разговаривал с Богом на горе Сион) и тут же по предложению Аарона собрали свои золотые кольца и браслеты и сплавили себе золотого тельца. Тут много неясностей, но вроде бы сам Аарон и смастерил золотого тельца, по тексту: «И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской!» (Исх. 32:1—4). В Аггаде высказывались разные мнения относительно того, в чём заключался грех создания золотого тельца, и был ли телец изображением египетского бога Аписа (что означало полный отказ от культа единого Бога). Но сейчас это не важно, с точки зрения тогдашних почитателей Яхве это было грехом однозначно.
      После завоевания Земли ханаанеев, возникло мощное Израильское царство (Саул, Давид, Соломон), но снова Соломон под конец жизни впал в поклонение идолов, и Господь только дал ему доцарствовать несмотря на его грехи, помня раба своего Давида, а уже сын Соломона, Ровоам, расплатился за грехи отца: за ним остался Иерусалим и земли колена Иуды (царство Иудея), остальные же евреи образовали царство Израиль. Так что, часть евреев осталась верна богу Саваофу, а другая часть - решила поклоняться другим богам, в частности, богу Ваалу, законы бога Саваофа перестали выполнять, и даже про его субботы забыли. Тут важное значение имело место поклонения: если некто поклоняется Яхве, он должен был идти для молитв в Иерусалим. Цари Израиля пытались решать эту проблему по-своему, царь Израиля Иеровоам I, отделившись от сына Соломона, иудейского царя Ровоама, воздвиг в своём царстве двух золотых тельцов: одного в Бейт-Эле (Вефиле), а другого в Дане. Формально они символизировали подножия трона Яхве. Этим тельцам жители царства поклонялись как богам.
      Что изменилось в Израиле при Иезавели (о царице Иезавели подробнее см. http://stihi.ru/2021/10/15/298): многих пророков божиих извела Иезавель, многих священников изгнала из Израиля, так что поклоняться богу Саваофу в Израиле стало невозможно. Одно из свидетельств: «… когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою».   (3 Царств 18:4)
       Здесь как раз борьбу с ней вел Илья-пророк (подробнее об Илиея Фесвитянине см.
http://stihi.ru/2021/08/03/321), а затем его последователь пророк Елисей. (подробнее о Елисее см. http://stihi.ru/2021/09/29/745) И было слово Господне к Илии Фесвитянину: «пойди навстречу к Ахаву, вот он в винограднике Навуфея и хочет взять его во владение.  И скажи ему: «Так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство? ... На том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь».
   Также и о Иезавели сказал Господь: «псы съедят Иезавель за стеною Изрееля. Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные».
     Далее, Господь забрал Илию-пророка в огненной колеснице, а вместо него остался Елисей, божий человек. Почему он забрал его именно тогда – большой вопрос, да и вообще, к Елисею у читателя возникает масса вопросов, например, зачем это он напустил медведиц на детей, и медведицы эти детей растерзали? (Детишки насмехались над плешивым Елисеем). При этом попросил об этом Елисей Господа, и якобы тот пошел ему навстречу, что трудно себе даже представить. Итак, пророк Елисей (через мальчика-послушника) помазал в цари Израильские Ииуя, человека верного Господу и знающего военное дело. И сказал Господь Ииую: "И истребишь ты дом Ахава, чтобы отмстить мне за кровь рабов моих пророков и за кровь всех рабов Господних, падших от руки Иезавели. И погибнет весь дом Ахава, и истреблю у Ахава мочащегося ко стене, и заключенного, и оставшегося в Израиле"… "Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее».
   Прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лицо свое, и украсила голову свою, и глядела в окно.  Когда Ииуй вошел в ворота и поднял лицо свое к окну, сказал он: «Выбросьте ее». И выбросили ее. И брызнула кровь её на стену и на коней, и растоптали её. И пришел Ииуй, и ел, и пил.  И сказал: отыщите эту проклятую и похороните ее, так как царская дочь она.  И пошли хоронить ее, и не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук. И сказал он: таково было слово Господа: «на поле Изреельском съедят псы тело Иезавели». "И будет труп Иезавельский на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель".
    Ииуй должен был истребить весь род Ахава, а у Ахава было семьдесят сыновей в Самарии. И написал Ииуй письма, и послал в Самарию к начальникам Изреельским. Короче, отрубили начальники головы семидесяти сыновьям Ахава, положили в корзины и отправили Ииую в Изреель. Ииуй же объяснил им, «… что не падет на землю ни одно слово Господа, которое Он изрек о доме Ахава; Господь сделал то, что изрек чрез раба Своего Илию. И умертвил Ииуй всех оставшихся из дома Ахава в Изрееле, и всех вельмож его, и близких его, и священников его, так что не осталось от него ни одного уцелевшего».
(4 Царств 10:1-11). Так что, семью героя и защитника Израиля от наступающих ассирийцев Ииуй уничтожил на корню. Зачем?
   Со жрецами Ваала он поступил так: собрал служителей Ваала со всего Израиля в дом Ваала, и после всесожжений и обрядов он сказал начальникам: пойдите, бейте их, чтобы ни один не ушел. И поразили их острием меча и бросили их скороходы и начальники, и пошли в город, где было капище Ваалово. И вынесли статуи из капища Ваалова и сожгли их.  И разбили статую Ваала, и разрушили капище Ваалово; и сделали из него место нечистот, до сего дня».
   Ииуй истребил Ваала с земли Израильской. Впрочем, от грехов Иеровоама, который ввел Израиля в грех, от них не отступал Ииуй, - от золотых тельцов, которые в Вефиле и которые в Дане. Ииуй «не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца», как уже и было написано.
    Безжалостная кровавая идеологическая бойня из-за истуканов разного рода привела к ослаблению Израиля. Ииуй, в отличие от своих предшественников, не поддерживал дружеских отношений с иудеями, которые оказывали значительную помощь Израильскому царству в войнах. Поэтому амореям (Сириянам) за короткое время удалось присоединить к своему царству, под предводительством своего царя Азаила, Васан и Галаад (4 Цар. 10:33). Так колено Гадово, Рувимово и Манассиино были отторгнуты от Израиля.
А потом пришли ассирийцы и забрали вообще всё. В 841 году до н.э. Салманасар осадил Самарию (Шомрон) и Ииуй признал себя вассалом Ассирии.
    Тут можно по-всякому рассуждать, но тенденция ясна: в Израиле произошла попытка консолидации общества вокруг культа Яхве, которая привела к ослаблению государства и его гибели, но это не первая и не последняя такая попытка, их было несколько, то в Иудее, то в Израиле. Всё началось по серьёзному только при Ездре: в частности, было введено наследование по материнской линии, и евреи начали соблюдать «чистоту крови». Это привело к возникновению настоящего иудаизма и обособлению евреев, а дальше всё было запрограммировано:последовательно Маккавеи, Ирод Великий, разрушение римлянами Второго Храма, восстание Бар Кохбы, гонения Адриана. Фактически, движение иудеев к консолидации наткнулось на железные римские легионы, и идея единого бога как государственной религии придет к римлянам только при Константине.
Я продолжаю серию: «Патриархи, пророки и цари Израильские»
Фото:
Царь Ииуй поклоняется Салманасару, Обелиск, выполненный из черного песчаника, экспонируется в Британском Музее Лондона.

1.12.2024


Рецензии