Велимир Хлебников
И город спит, и мир заснул,
Устав разгулом и торговлей...
Чистая поэзия пары строк. Всё предельно ясно и понятно. Читая, не понимаешь почему поэта относят к "сложным". На самом деле, если вы хотите практиковать или изучать русскоязычную поэзию, то Хлебников должен идти одним из первых.
Свобода приходит нагая,
Бросая на сердце цветы,
И мы, с нею в ногу шагая,
Беседуем с небом на "ты".
Трудными могут быть ноябрьские дожди или зима - это я могу принять, но не отказ от изучения столь сильного поэта, которого следует осваивать с самых младших классов, начав с лёгких иллюстрированных выборок о птицах. В профиль же поэт порой интересней, чем в фас:
О чём поёшь ты, птица в клетке?
К выборке также можно добавить рисунки Веры Хлебниковой, сестры поэта. Во славу лёгких времирей! Орнитология и взаимосвязь людей и птиц частенько упоминаются в произведениях автора. Как часто взлететь хотели вы? Экспериментируя над этим, художник М.Шагал рисовал приближённые, но интересные фантасмагории по произведениям Велимира.
При жизни поэт был странником и нередко скитался среди голых деревьев, различных ворот с решётками и переходов оттуда сюда посредством звукописи (языковая техника песни):
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик...
Это то же, что для музыканта новый музыкальный строй - поэтическое средство, техника.
Юный поэт лыс и несколько светло-печален, эту чёрточку он пронесёт сквозь всё своё творческое паломничество:
Я не знаю, Земля кружится или нет,
Это зависит, уложится ли в строчку слово...
В ранние годы ВХ рисовал, и некоторые его рисунки сохранились, и их наверняка можно обнаружить где-нибудь в миру. Самого же автора можно встретить на рисунке его сестры, где он самым загадочным образом предстал в мордовской шапке, ну и конечно же в строках:
Мои глаза бредут, как осень,
По лиц чужим полям...
На фотографии Кульбина поэт принимает уже полноценно-печальный образ, и , честно говоря, это мне нравится меньше, но все мы люди - живая плоть и кровь:
Гонимый - кем, почём я знаю?
Вопросом: поцелуев в жизни сколько?
Румынкой, дочерью Дуная,
Иль песнью лет про прелесть польки, -
Бегу в леса, ущелья, пропасти
И там живу сквозь птичий гам...
В десятых годах прошлого века ВХ примкнул к футуризму (создав будетлянство) вместе с Вл. Маяковским, братьями Бурлюками, А.Кручёных и др. Совместно они издавали сборники, манифесты, и многие интересные вещи, расходящиеся с классическими тропами. Пролить немного визуального света на это самобытное явление помогут загадочные рисунки П.Филонова и К.Малевича.
В рукописях Хлебников мог вместе с подписью совершенно спокойно оставить несколько силуэтов птиц или бивней мамонта, а духовную составляющую автора всеобъемлюще демонстрирует следующее небольшое стихотворение:
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И каплю молока.
Да это небо,
Да эти облака!
Подобные строки близки мне наиболее, ввиду их одновременной лаконичности и необъятности.
Футуристы устраивали вечера и лекции, тематика которых была чрезвычайно интригующей и заманчивой: чугунные крылья, чистые законы времени,словотворчество, перископы будущего или современность - как плавильный горн. Повестка дня невероятна, и всё же попытаемся найти нечто общее между футуризмом и следующими строками:
Ветер - пение
Кого и о чём?
Нетерпение
Меча быть мячом.
Люди лелеют день смерти,
Точно любимый цветок...
Здесь суть, видение, опять же, внежанровая, без всяких -измов, чистая поэзия. Футуризм - скорее чтобы легче было идти, бытовать, чтобы чувствовать (хотя бы иногда), что ты не один. Но когда ты смотришь на сохранившуюся фотографию Хлебникова с Есенином и Мариенгофом, ты понимаешь, что с определённого момента поэт всегда один, даже если вокруг него люди, с которыми он пытается взаимодействовать. Это непреодолимое качество реальности, и со временем найти единомышленников становится всё труднее, хотя жизненная ситуация может выстраивать необходимость этого. Тогда возможны варианты.
Велимира необходимо читать и изучать, чтобы люди не забывали о том, что они люди, а не застывшие гипсовые или картонные маски. Прочти Кавэ-кузнец, Каменную Бабу, Испаганского Верблюда... Даже если ты не всё поймёшь, не влюбиться в эти шедевры поэтического искусства невозможно. Меня, в своё время, эти творения и некоторые малые (из творчества А.Хвостенко/Аукцыона) просто опрокинули. Прочитав тогда Верблюда, я почти ничего не понял, но был пленён. Это поэтическая волшба! Хлебникова пленила чернильница, а меня - чернильница и Хлебников. А Зангези пленил весь мир.
Прижизненным товарищем ВХ был Маяковский, издававший частично его вещи. Маяковский называл Хлебникова учителем (см. его статью "Умер Велимир Хлебников"), а многие другие современники называли Хлебникова безумным гением, и это некоторая проблема, но всё же для лучших он был новатором и просто замечательным поэтом:
Есть письма - месть.
Мой плач готов,
И вьюга веет хлопьями,
И носятся бесшумно духи.
Я продырявлен копьями
Духовной голодухи,
Истыкан копьями голодных ртов...
Ни у одного из поэтов нет "нормальной", приемлемой судьбы, и все мы живём лишь в меру своих сил и возможностей.
Некоторое вступительное слово о поэте прозвучало, и теперь можно перейти к "Свояси", по сути, творческой автобиографии, позволяющей оценить кругозор, вариативность и тематику творений автора. Сразу бросается в глаза, что поэта стратегически беспокоят две ключевые вещи - Пространство и Время. Вопрос Пространства решается географически, вариациями места действия произведений: Греция, Персия, Азия, Африка, Крым, славянские поселения; и использованием коренных и традиционных наречий для обогащения поэтического языка (неологизмы). В том числе это качество изначально придаёт трудность для восприятия произведений, но и незабываемую красоту, уникальность. Вопрос Времени решается непосредственным перемещением действия произведений в необходимое время, и использованием сохранившихся исторических источников (например "Слово о полку Игореве"). Позже тематика Времени расширится и приведёт поэта к работе с числами, к числовым закономерностям (см. "Доски судьбы"). Стоит заметить, что сам поэт выделяет три своих произведения: Дети Выдры (Азия), Девий Бог (славяне) и Ка (Африка).
К проблематике Времени можно отнести и следующие загадочные слова поэта: "... родина творчества - будущее. Оттуда дует ветер богов слова". Ещё существенное предостережение поэта: "Желание умно, а не заумно понять слово привело к гибели художественного отношения к слову". С тех пор прошло 100 лет, и на мой взгляд, озвученное "художественное отношение" к слову является одной из центральных проблем для современного поэта и писателя. Современная литература будет такой, какой сделаем её мы сами, потому что кроме нас её делать больше некому. Да, проблема объёмна, и возможно, неподъёмна, и всё же... В качестве дополнения можно сказать, что "художественное отношение" - задача техники/стилистики, выбор пишущего человека. Допустим, тематика - "Боль", но можно сказать - "Мне плохо, и я умираю...", а можно - "И сумрак вёл меня по краю...", или как делал это Велимир - "И огненное Я пылало в темноте...". У нас только и есть это "художественное отношение", как основной столп, и потеряв его, можно потерять и поэзию, и творчество целиком. То есть это то, над чем точно стоит работать.
Ещё одно веское утверждение поэта было гораздо лучше воспринято современной поэзией: "Заклинаю художников будущего вести точные дневники своего духа: смотреть на себя как на небо и вести точные записи восхода и захода звёзд своего духа". Практически все поголовно сейчас только этим и занимаются. Это вторая центральная тема для пишущего современного человека. Сейчас это действительно необходимо.
В итоге, мы получили двойку - художественное отношение и дух, и вряд ли наше положение в скором времени изменится, так как "Два - движет!".
16 нояб. 22
Свидетельство о публикации №124120104252