Огненные змеи
«У огненного змея голова шаром, спина корытом и длинный-предлинный хвост – иногда до пяти сажен. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает, виден от земли не свыше сажени…» – так описывали незваного гостя в конце XIX века жители деревень Архангельской губернии. Как вылетал «змей» с кладбища, видели очень редко, но знали об этом все. В полночь никто из них не рисковал подойти к погосту…
Еще в ХIX веке ученые-этнографы обратили внимание на «поразительное распространение» рассказов об «огненных змеях», которые бытуют практически у всех народов. Особенно популярны они в Восточной Европе и на Балканах – там, где в XVIII веке разразилась невиданная эпидемия вампиризма.
В современной литературе по фольклору в основном делают упор на другом, более красочном и выигрышном аспекте «огненных змеев» – способности вступать в половую связь с опечаленными утратой близкого человека людьми или, точнее, внушать им идеальную иллюзию близости с недавно умершим или (иногда) «писаным красавцем». Однако нет-нет, да и мелькнут тревожные нотки – любовницы «змеев» начинают чахнуть и тихо сходят в могилку вслед за умершим родственником.
«Устойчивым компонентом текстов этого типа», то есть историй про «змеев» или любвеобильных покойников, «…является мотив о том, что от такой любви женщина худеет, бледнеет, чахнет, болеет, теряет жизненные силы, становится замкнутой, молчаливой и умирает или находит способ избавиться от вредоносного любовника», – пишет этнограф Л. Н. Виноградова, первой заметившая связь между вампиризмом и «змеями».
«В южнославянской традиции мотив о сексуальных связях демонических существ… соотносится прежде всего с мифическим огненным змеем и, кроме того, с вампиром – умершим мужем. По единичным свидетельствам, летающий змей мог проявлять и признаки, сближающие его с вампирами. Так, в некоторых быличках губительные для женщин последствия любовной связи объяснялись тем, что он высасывает из нее кровь, поэтому женщина бледнеет, чахнет и умирает…».
«У южных славян мотив половой связи с демоническим существом обычно также соотносится с вампиром, а кроме него, с персонажами типа змея», – подтверждает это наблюдение этнограф Е. Е. Левкиевская. – «Змей летает в виде огненного шара, веника, снопа и рассыпается искрами над тем домом, где живет его жертва… Любовь вампира, змея и самодивы (женский вариант «змея») в балканских сказаниях имеет для человека одни и те же последствия… «Любовь» мифологического существа к человеку однозначно прочитывается как результат вампиризма… Характерно, что в некоторых быличках подчеркивается, что мифологический любовник не вступает со своей жертвой в собственно сексуальные отношения, а просто ложится рядом с ней и сосет из грудей молоко или кровь – мотив, характерный для вампира».
Снова и снова в фольклорных записях встречаются слова типа: «Она сохла, сохла, да и умерла» или «И станет как человек и каждую ночь ложится с ней. И становилась она худая, страшная, пожелтела. Ходил, ходил, да и задушил ее».
«Многие женщины, особенно в местах, живущих отхожим промыслом, передают священникам на исповеди, что их отсутствующие, а часто и умершие мужья являются к ним въяве и спят с ними, т. е. вступают в половое сношение, – записал этнограф С. В. Максимов в конце XIX века. – Сплошь и рядом не только вдовы, но и замужние женщины, войдя в доверие с любознательными школьными учительницами, рассказывают им о своих похождениях подобного рода со всеми подробностями. Более 20 сообщений этого рода получено нами из разнообразных местностей России. Изучающим деревенский быт или наблюдающим его по обязанности соседства часто доводится получать указания даже на те избы, куда летят огненные змеи и на тех женщин, с которыми они находятся в плотском сожитии.
Рассказы подобного рода чрезвычайно распространены, причем бросается в глаза удивительное однообразие частностей этого явления и его печальных, нередко трагических последствий. Хотя сама основа этого стойкого поверья лежит, несомненно, в существовании того явления природы, которое называется «огненными метеорами», но в глазах темного люда оно получило вид и характер верования в нечистую силу…».
Максимов, автор известной книги «Нечистая, неведомая и крестная сила», считал, что «змей» посещает «исключительно таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях».
Любопытно, что если ближайшие родственники видят призрак «в натуральную величину» и признают в нем своего мужа, брата или сына, то посторонние люди, как правило, не видят вообще ничего или, в редких случаях, видят «нечто», напоминающее туман или «зыбкий черный столб». Однако в форме летящего по небу «огненного змея» это явление были способны наблюдать все свидетели. Это можно было бы счесть очередным мифом, порождением богатой народной фантазии, если бы точно такие же события не происходили в наши дни! («Криптозоология»).
Таинственные животные в Волгоградской области. 2
Месть огненного змея
За свою двухтысячелетнюю историю христианство так и не сумело одолеть веру народа в бесчисленных фантастических чудищ, населяющих леса, болота, омуты. Особый страх вызывали ужасающие существа, приходившие с кладбищ. Там обитали не только упыри и вампиры, но и... огненные змеи.
«У огненного змея голова шаром, спина корытом и длинный-предлинный хвост - иногда до пяти сажень. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает, виден от земли не свыше сажени...» - так описывали огненного кладбищенского гостя в конце XIX века в деревнях, расположенных в Архангельской губернии. Как вылетал змей с кладбища, не видел никто, но знали об этом жители всех окрестных деревень. Поэтому в полночь никто из них не рисковал подойти к кладбищам. По мнению людей, нечисто там было. То в ясную звездную ночь вспыхивали на кладбище зарницы, то верхушки деревьев освещал колеблющийся красноватый свет.
Виделся людям огненный змей, или, как его чаще называли, «летучий», «налетчик», по-разному. Одни рассказывали о светящемся круглом предмете, окруженном ореолом света и разбрасывающем вокруг себя искры. Другим он напоминал раскаленный сноп, третьим - горящий клубок шевелящихся веревок.
Покружив над лесом, змей медленно летел к одной из близлежащих деревень. К той самой, где недавно схоронили покойника. И горе той семье, которая не успела или не захотела прочитать молитву, ограждающую человека от всякой нечисти. Змей находил этот дом, падал на крышу и исчезал в трубе. А потом обязательно что-нибудь да случалось в отмеченном нечистой силой жилище: то скотина заболевала, то стуки каждую ночь слышались, а то, бывало, баба ведьмой становилась. Но чаще всего появлялся огненный гость у одиноких женщин, недавно схоронивших мужа. Причем выбирал змей только ту, которая долго и сильно тосковала о потерянном дорогом для нее человеке.
Вот как рассказывает о посещении огненного змея одна жительница Орловской губернии: «Умер у меня старик, а я и давай тосковать. Места себе не нахожу. Так вот и хожу как оголтелая. Как-то ночью сижу у окна и тоскую. Вдруг как осветит: подумала я - пожар, вышла на двор. Гляжу: старик-покойник стоит передо мной, шляпа черная, высокая, что носил всегда по праздникам, сапоги новые, армяк длинный и кушаком подпоясан. С той поры и начал ходить...». Женщина знала, что муж умер, но все-таки тоска по близкому человеку заставляла ее обманывать себя и верить, что он каким-то чудесным образом жив. («Криптозоология»).
Свидетельство о публикации №124120101616