Медведицкая гряда

Медведицкая гряда.

Медведицкая гряда – это место, которое очень нравится НЛО. Местные жители больше не обращают внимания большие молнии, которые от деревьев оставляют только пепел. Многие считают, что именно горы притягивают огромные молнии, которые могут уничтожить все живое.
А также в том месте обнаружены туннели под грядой, многие считают их хранилищем людей, живших еще до нашей эры, змей, а также базой НЛО. Самым странным является то, что из одного рудника бьёт радиоактивная вода, а из другого – чистая.

Медведицкая гряда: легенды, версии, реальность
Медведицкая гряда – легендарное место. Здесь, судя по множеству публикаций, происходит самое большое число необъяснимых природных (многие считают - и не только природных) явлений в России. В сезоне 2007 года гряда стала объектом повышенного внимания туристов. За лето лагерь «Космопоиск - 8» - традиционный пункт летнего пребывания уфологов – охотников за Неопознанными Летающими Объектами (НЛО), по ориентировочным подсчётам посетило примерно 200 – 300 человек.
Искривлённые деревья на Медведицкой гряде встречаются в некоторых местах чаще, чем нормальные.
Экспедиция «Космопоиска» 2007 года - 39-я летняя экспедиция - включила в себя и Сбор поисковиков Нижнего Поволжья, состоявшийся 21-22 июля, в котором приняли участие 20 городов России и представители двух стран – Украины и Израиля, отчего экспедиция получила статус международной. Остающиеся после Сбора в лагере наблюдатели – задерживаются на такое время, которое им позволяют их собственные возможности. И потому состав лагеря – это меняющийся коллектив, - кто-то уезжает, кто-то только приезжает. По числу экспедиций можно понять, что лагерь Медведицкой гряды сам превратился в феномен, разгадать который можно, только поняв космопоисковиков. Которых, условно говоря, можно разделить на две категории: обитателей лагеря и его посетителей.
Обитатели – это заметно меньшая часть всех, побывавших в лагере за сезон. Это те, кто пребывает в лагере несколько дней и, хотя бы, стремится более-менее детально ознакомиться с аномальными точками. Таких за сезон наберётся человек 100. Ещё меньшая часть – человек 20-30 - занимается непосредственно исследованиями и изучением гряды, в том числе и замерами с использованием приборов, статистических методов и тому подобными вещами.
Значительная же часть уделяет всё внимание главному, на их взгляд, и наиболее загадочному и спорному артефакту – появлению огней в ночном небе над грядой, предположительно иноземного или параллельного мира. Их основным занятием становится ночное лежание пузом вверх и глазение на небосвод.
И, наконец, третья группа обитателей, - это те, кто просто балдеют, разморённые дневной жарой под 38 градусов, обилием разговоров о непонятных вещах, и собственной ненужностью в этом загадочном месте. Что касается посетителей, то многих из них и туристами назвать нельзя – они  прибывают на гряду «отдыхать», отдыхать «по-русски».
А поскольку в лагере космопоисковиков действует «сухой закон», то такие группы располагаются поодаль, и, как говорится, «отрываются по полной». Никакого отношения к тому, чем занят «Космопоиск», они, естественно, не имеют. А кроме перечисленных разновидностей «поисковиков», появляются в лагере и люди совершенно особого склада. Они называют себя «контактёрами», то есть либо имевшими контакт с «прищельцами» из иных миров, либо умеющие вступать с ними в контакт, а потому обладающие, будто, даром предвидения и прочими бесполезными в лагере качествами. Верят им плохо, и они, разобиженные, долго в лагере не задерживаются.
И уж совершенно экзотическая категория среди участников экспедиций – уфологи, побывавшие, будто, в Тибете, где тамошние монахи открыли, якобы, им «третий глаз», отчего они обрели совершенно необыкновенные способности – от лечения до предсказания событий. Словом - Эрнст Мулдашев наяву. Таким верят и не верят, но стараются не дискутировать – люди они своеобычные, не всегда находящие общий язык с нашим бренным миром. С большим вниманием в лагере относятся к тем, кто искренне полагает, что Медведицкая гряда – это граница между нашим миром и миром параллельным, и именно в этом месте находится неосознаваемый нами пункт перехода из одного пространства в другое.
По этой версии все загадочные явления хоть и не становятся более понятными, зато легко объяснялись. А ещё приживаются в лагере совершенно бескорыстные волонтёры, готовые просто помогать «по хозяйству» - готовить еду, прибирать в лагере, вести учёт продуктов и тому подобное, а также те, для кого уфология стала чем-то сродни религии – энтузиасты, готовые быть в лагере весь сезон, как, например Рустам из-под Оренбурга. Но подобных - единицы. Иногда днём к костру, оставив в стороне свою лошадь, присаживается местный пастух Валера.
Чем-то похожий на цыгана, в белоснежной рубашке, малословный и неторопливый, он обнаруживает необыкновенную для пастуха интеллигентность и живость ума. Валера для лагеря человек незаменимый. Без его кнута стадо коров давно бы затоптала родник, находящийся ниже лагеря метрах в ста, единственный источник питьевой воды и водных процедур. В сезон 2007 года в лагере полторы недели прожила молодёжная студенческая группа из Саратова, назвавшая себя «Космопоиск-Интеграл». Саратовцы в этом сезоне  в некоторые периоды составляли заметную часть обитателей лагеря «Космопоиск – 8». Что случилось, кажется, впервые за все годы.
Всякое таинство требует соответствующего обрамления. И наоборот – обрамление создаёт ореол таинственности. Помните собаку Баскервилей? Идолы и тотемы – фирменный признак лагеря космопоисковиков. Тотемы – жуткие физиономии, вырезанные из сухих стволов деревьев и раскрашенные в меру фантазии, окружают и лагерь, и некоторые палатки. Каменные же истуканы или идолы размещаются у всякого более или менее заметного или общественно-значимого места, как-то умывальник, пункт ночного наблюдения, у палаток, и даже на тропинках к туалету. Силуэт главного идола, напоминающего знаменитых каменных статуй острова Пасхи, украшает даже обложку книги Вадима Черноброва «Медведицкая гряда».
Изготовлен идол обитателями лагеря на месте, где некогда стоял очень добротный дом немецкого колониста, из каменного блока - обломка этого дома, цементной лепнины и фантазии. Получилось здорово. И другие идолы и истуканы, как и тотемы, - рукотворные творения обитателей лагеря, их можно сказать, хобби, превращающие дело исследования таинств в некоторый хэппенинг, при котором таинством становится сам процесс погружения в загадочный мир здешней природы, процесс, возвышающий участника до статуса «посвящённого». А, может, тотемизация способствует снятию внутренней напряжённости, которая в лагере посещает даже самого закоренелого материалиста? Образно говоря, собаку, которая зарыта в гряде, размалёвывают до баскервильного вида.
Понятно, что реальность существования русалок и домовых в этом круге общения не вызывает сомнений – обсуждаются лишь детали встреч и отношений с ними. Но главные дискуссии и обсуждения, всё же, касаются сущностных, с грядой связанных вещей. А гряда, точнее место, так называемое, – вот она, днём и ночью - перед глазами. Из лагеря хорошо видна уходящая вниз долина между возвышенностями. При небольшой фантазии легко представить, как почти под ней, слева направо - от Склона бешеных молний в направлении Оврага опалённых дубов проходит один из тоннелей, где-то у дальней – поперечной возвышенности - пересекающийся с ещё одним.
Говорят, из тоннеля временами доносятся звуки – будто звуки работающих механизмов. Чтобы лучше их слышать, рядом с лагерем в песчаном склоне выкопали даже пещеру. Я полежал там, но безрезультатно, лишь кучу песка получил на голову. Думаю, что «звуки» из под земли – следствие, скорее всего, богатого воображения и психологического настроя, от которого, надо признаться, на Медведицкой гряде трудно отрешиться.
Постоянно увеличивающийся поток туристов - далеко не благо для гряды Он, однако, имеет и плюс: поток порождает надежду на то, что самим фактом своего существования привлечёт внимание к Медведицкой гряде так называемой «большой науки». Привлечёт как к природному полигону, который, возможно, пора оборудовать постоянно действующими наблюдательными станциями, может - со сменяемым персоналом. По-крайней мере один из феноменов гряды того заслуживает. Речь идёт о природном явлении, называемом шаровыми молниями или, более общо – плазмоидами.
Почему именно шаровые молнии, а не Неопознанные Летающие Объекты (НЛО), под которыми многие понимают корабли инопланетян? Да хотя бы потому, что «большая» наука уже давно теоретически и экспериментально занимается шаровыми молниями. Этому феномену посвящены тысячи статей, сотни учёных разрабатывают гипотезы и модели шаровой молнии, десятки крупных лабораторий проводят эксперименты и исследования, направленные на их проверку. А вдали маячит цель - приблизить человечество к пониманию природы этого сравнительно редкого феномена и, главное, к практическому его использованию.
Дело в том, что ряд крупных учёных видит в шаровой молнии энергетический ресурс или, как минимум образец компактной «упаковки» энергии. Не исключено, что поиски в этом направлении – тупик. Но это надо проверить. Проверить же можно лишь путём экспериментальной проверки. Значит, либо необходимо приблизить к себе шаровую молнию, научившись воспроизводить её в лаборатории, либо…приблизить лабораторию к шаровым молниям – к месту, где они рождаются в изобилии сами по себе. А заодно изучить местность и определить, почему именно здесь они рождаются в изобилии и какие необходимы лабораторные условия, чтобы искусственно воспроизвести перспективное для практики природное явление.
Физическими моделями шаровой молнии занимались такие крупные учёные, как советский физик Пётр Капица, американец Питер Хендел, австралиец Джо Лоук, немец Карл Бергер и многие другие. Появились первые сообщения о получении короткоживущих (1 секунда) шаровых молний в лаборатории профессора Г. Шабанова в Петербурге и в Израиле.
В целом наука ещё далека как от понимания природы этого явления, так и его искусственного получения и, тем более, практического использования. Наиболее продвинутым на сегодня представлением о природе ШМ, объясняющим многие её повадки, является, на мой взгляд, гипотеза самарского физика, доктора физико-математических наук, профессора Юрия Ратиса. Но неизвестно ни одной работы по изучению ШМ непосредственно в местах её генерации.
На Медведицкой гряде таких мест, если считать укрупнено, не менее 4-5 – все с собственными экзотическими названиями: «Склон бешеных молний», «Гиблое место», «Пьяная роща», «Силосная яма», и «Овраг опалённых дубов», осмотренный нами этим летом и предложившими это название. Даже экзотика названий будто призывает на гряду исследователей.
Следы появления ШМ здесь исчисляются сотнями, что говорит о высокой частоте и плотности проявления феномена. А это, в свою очередь, повышает вероятность непосредственного приборного контакта и эксперимента с ШМ. Это ведь не такой единичный случай, как Атаевский плазмоид, до последних дней вызывающий сомнения в своей реальности.
Не часто можно слышать рассказ человека, пообщавшегося «лицом к лицу» с шаровой молнией. Тем более в необычайных условиях. И уж, тем более, – в поднебесье. Воспоминания бывшего пилота, а ныне известного социолога и автора интересных публикаций В. Ановруса, опубликованные в предыдущем номере нашей газеты – из этого ряда. И они являются очень убедительным подтверждением того, что территория Медведицкой гряды, расположенной на границе Саратовской и Волгоградской области, обладает многими удивительными и до конца непонятыми природными свойствами и признаками, выделяющими её среди окружающих территорий. Потому она и называется  аномальной зоной.
Один из ориентиров этой зоны указан в рассказе совершено конкретно – это село Каменка Красноармейского района. На карте есть и Большая Каменка, село расположенное недалеко от впадения речки Карамыш в Медведицу. Стоит оно почти на одной параллели с селом Атаевка, часто упоминаемым в связи со знаменитым Атаевским плазмоидом 2006 года.
И, что особенно интересно, так это то, что речка Карамыш, начинающий свой путь у Караульной горы в Волгоградской области и протекающая по  Красноармейскому району Саратовской области, как бы дугой охватывает с севера территорию, которую называют Медведицкой грядой. Ну, и что такого, охватывает и охватывает - скажет любой здравомыслящий человек и будет не вполне прав, особенно если он вдруг вздумает посетить Медведицкую гряду.
Собираясь туда, желательно быть если не во всеоружии, то хотя бы вооружённым знанием некоторых особенностей этого места и вытекающими из этого последствиями. В том числе для здоровья. Учитывая, что поток интересующихся «горячей точкой» с каждым годом растёт, полагаю нелишним изложить некоторые представления о природе появления шаровых и иного сорта молний в этой аномальной зоне. Может быть, это окажется полезным тем, кто попадёт в грозу около лагеря «Космопоиск» в наступающем сезоне.
Среди материалов Всероссийского научного симпозиума, прошедшего в сентябре 2008 года в Саратове и посвящённого 100-летию СГУ, 80-летию члена-корреспондента РАН Глеба Ивановича Худякова и 70-летию члена-корреспондента РАН Дмитрию Ивановичу Трубецкову, увидевшему свет под названием «Проблемы синергетики и эволюции геосфер», есть интересная статья со страшноватым называнием: «Линеаментный анализ Даниловско-Щербаковских структур по космоснимкам Google Earth» саратовского учёного-географа Александра Башкатова. Статья посвящена анализу космического снимка территории в Красноармейском районе, расположенной практически в том районе, где самолёт, пилотируемый В. Ановрусом, подвергся «атаке» шаровой молнии.
Если обойтись без специфической терминологии, каковой специалисты в области синергетики и коэволюции геосфер насыщают свои тексты, то суть статьи состоит в следующем. Развитие долин Нижнего Поволжья (эрозионной сети), определяется разломно-трещинной сетью глубинных блоков.
На границе Саратовской и Волгоградской областей недра представляют как бы двухэтажное строение: нижний этаж – представляет собой кристаллический фундамент, верхний – осадочные породы. Кристаллический фундамент залегает на глубинах от 1000 до 5000 метров. Одним из основных минералов этого фундамента является кварц (используемый, кстати, в технике в пьезоэлектрических устройствах). Кристаллический фундамент разбит на отдельные блоки, которые в своём развитии подвергались и подвергаются подвижкам различных скоростей и направлений, что создало и создаёт различные неровности современной поверхности.
Более того – обуславливает повышенную тектоническую активность, иначе – склонность к местным микроземлетрясениям. Это хорошо показано в работах известного саратовского геофизика А. Огаджанова, на которого ссылается и А. Башкатов. Его кандидатская диссертация так прямо и называется «Физико-геологические модели сейсмогенереирующих неоднородностей земной коры Среднего и Нижнего Поволжья» (2007 г.).
И эта геологическая «вакханалия» выражается в продолжающемся раскалывании блоков и отражении этого глубинного процесса на поверхностном рельефе. Границы геоморфоблоков (линеаментов) прослеживаются в форме более или менее правильных дуг, что, отмечает Башкатов, не редкость в Нижнем Поволжье.
Именно таковой представляется и «дуга» которой речка Карамыш до её впадения в Медведицу, как бы охватывает Медведицкую гряду с севера. Дугообразные линии хорошо прослеживаются на снимках из космоса, что Башкатов хорошо показал и проанализировал на примере Даниловско-Щербаковсих структур. Под этим названием понимается территория, на которой расположены отмеченные на любой топографической карте овраг Тюрьма, район горы Дурман, долины Даниловского оврага, Щербаковская балка.
Эта территория, примыкающая к Волге, располагается непосредственно перед Большой Каменкой (со стороны Волгограда). К подобным местам относятся также и так называемые Саратовский морфоструктурный узел и Донно-Медведицкие дислокации. То есть те самые места, которые привлекают «космопоисковиков», в том числе и во всё большем числе саратовцев, и которые доставляют большие неприятности самолётам, пролетающим над ними. («Зеленный Саратов»).


Легенды о дивных птицах и татарах
Существуют разные предания о названии Бабаинского озера, расположенного в Алексеевском районе. По одному из них, когда-то на озере обитали дивные птицы - бабы. Они были очень красивы, но вот голоса их были неприятными, поэтому охотники их извели, но память о красоте птиц осталась в названии озёр.
Согласно другому преданию, во времена монголо-татарского ига татары вели через эти места много русских девушек и женщин, да только от жестокого обращения, холодной погоды заболели многие из них, стали обузой для войска хана, поэтому и приказал он избавиться от них. Собрали всех больных и немощных и утопили в первом из попавшихся водоёмов. Вот и осталось с тех пор название - Бабинское озеро.


Рецензии