Уже и сам он, как деревья, белый...
Видимо, оттого, что наступает новая зима, зима 2025 года, и скоро через своё окно я увижу заснеженные деревья, мне всё чаще вспоминается стихотворение Евгения Евтушенко " Окно выходит в белые деревья..." Мерно идут строки в голове, одна за одной, одна за одной, а перед глазами сменяющиеся, как в кино, кадры: учебная аудитория, встревоженные студенты, профессор у доски, он же - в раздевалке, разговор с гардеробщицей тётей Машей, скрип двери внизу, деревья и снег, "мягко падающий в тишь", удаляющаяся фигурка преподавателя, прильнувшие к окну суденты, и где-то на переферии неясный образ жены профессора, ушедшей от него... По сути дела перед нами часть сценария в рифму...
И захотелось повнимательнее рассмотреть содержание стиха, вдумчиво вникнуть в него...
"Белые деревья" были написаны Евтушенко в 1955 году, он только что отучился в Литинституте, но, видимо, всё ещё мысленно пребывал в нём... Мне в этом году исполнилось пять лет, ему было двадцать восемь. Сами стихи мне попались в одном из купленных сборников, когда мне стукнуло семнадцать и я сама уже была студенткой историко-филологического факультета Волгоградского пединститута. Они меня сразу задели и судьбой героя, и красотой поэтической формы, и я долго была под их впечатлением...
Вот они:
"Окно выходит в белые деревья..."
Окно выходит в белые деревья.
Профессор долго смотрит на деревья.
Он очень долго смотрит на деревья
и очень долго мел крошит в руке.
Ведь это просто -
правила деленья!
А он забыл их -
правила деленья!
Забыл -
подумать -
правила деленья!
Ошибка!
Да!
Ошибка на доске!
Мы все сидим сегодня по-другому,
и слушаем и смотрим по-другому,
да и нельзя сейчас не по-другому,
и нам подсказка в этом не нужна.
Ушла жена профессора из дому.
Не знаем мы,
куда ушла из дому,
не знаем,
отчего ушла из дому,
а знаем только, что ушла она.
В костюме и немодном и неновом,-
как и всегда, немодном и неновом,-
да, как всегда, немодном и неновом,-
спускается профессор в гардероб.
Он долго по карманам ищет номер:
"Ну что такое?
Где же этот номер?
А может быть,
не брал у вас я номер?
Куда он делся?-
Трет рукою лоб.-
Ах, вот он!..
Что ж,
как видно, я старею,
Не спорьте, тетя Маша,
я старею.
И что уж тут поделаешь -
старею..."
Мы слышим -
дверь внизу скрипит за ним.
Окно выходит в белые деревья,
в большие и красивые деревья,
но мы сейчас глядим не на деревья,
мы молча на профессора глядим.
Уходит он,
сутулый,
неумелый,
какой-то беззащитно-неумелый,
я бы сказал —
устало-неумелый,
под снегом,
мягко падающим в тишь.
Уже и сам он,
как деревья,
белый,
да,
как деревья,
совершенно белый,
еще немного -
и настолько белый,
что среди них
его не разглядишь.
Поначалу мне бы хотелось рассмотреть всех действующих лиц этой истории. На первом месте, конечно же, профессор математики с его переживаниями, затем студенты в аудитории как коллективный образ, и среди них один, кто передал нам состояние любимого преподавателя и у доски, и в гардеробе, и за дверьми учебного заведения.
Учащиеся от кого-то знают (видимо, об этом осведомлён уже весь институт) о случившемся и, скорее всего, обсудили ситуацию ещё до прихода в класс профессора.
Налицо человеческое сострадание и сочувствие со стороны студентов:
"Мы все сидим сегодня по-другому,
и слушаем и смотрим по-другому,
да и нельзя сейчас не по-другому,
и нам подсказка в этом не нужна."
И "она", кто разбила семью, сделав несчастным бывшего мужа,- "жена" - других наименований у этой женщины в стихотворении нет. Мы не читаем явного осуждения в её адрес, поскольку "не знаем,отчего ушла из дому", но именно она причина человеческого горя перед глазами студентов, и никакого прощающего её момента ей не отведено. Конечно, и разлучник - ещё один герой за кадром.
В раздевалке под лестницей дежурит тётя Маша. Если наедине со студентами у доски профессор словно потерял дар речи, забыв об их присутствии и долго глядя в окно, то с тётей Машей у него произошёл обмен репликами по поводу пропавшего и найденного номерка, а также своего старения. Причём дана только речь профессора, а что ему говорила гардеробщица, можно лишь догадываться: тётя Маша успокаивает преподавателя, отрицает факт его старения, возражает ему. Сколько ей лет? Кого в те годы нанимали на такую должность? Конечно, она не молоденькая, скорее всего - подрабатывающая пенсионерка.
Утверждать, что профессор окончательно раскис в данной ситуации, наверное, нельзя. Он "очень долго мел крошил в руке", находясь у доски, что говорит о его внутренней душевной борьбе, и тёте Маше он отвечает довольно-таки напористо: "Не спорьте, тетя Маша,я старею." Интересно, что это единственная в стихотворении героиня названа по имени... А почему такое имя?.. Не все же гардеробщицы были Машами...
Но вернёмся в класс. Профессор решает пример на деление, но правила деления "забыл". В чём выразилась ошибка? Он не написал ответ?.. Хотя отсутствие ответа не является ошибкой, - скоре всего, он написал неправильный ответ. Почему вообще Евтушенко, учившийся на филологическом факультете Литературного института, избрал героем своего стиха именно математика? Выбор в пользу точной науки сделан, я думаю, не случайно: тема "ошибки" и "деления" нужна поэту, чтобы и брошенному мужу, и студентам, и читателю наглядно показать, что житейская ошибка может привести к разделу, размежеванию. Возможно, что брак профессора и был ошибкой и для него, и для его супруги. И вот результат. Произошедшее в семье профессора как снег на голову, хотя данная история не исключает порядочности и того и другого супруга. Но вот как трудно заглянуть в душу даже близкого человека...
Теперь хотелось бы поговорить о предметах и вещах в данном стихотворном тексте. Доску и её назначение я уже не раз упомянула; мел в руке необходим, чтобы его долго крошили и чтобы он засыпал собою и без того немодный и не новый костюм героя. Создаётся впечатление, что если мел поддаётся измельчению безо всякого сопротивления, то номерок в гардеробе начинает играть с профессором в прятки, вот почему герой "долго по карманам ищет номер". И это момент какой-то психологической разрядки и для персонажа, и для читателей, напряжённо следящих за происходящим. Вопросы:
-Где же этот номер?
А может быть,
не брал у вас я номер?
Куда он делся?- тоже из разряда растерянности и даже психологической самозащиты, но ведь если бы он забыл номер в раздевалке, то, несомненно, "поскакунчик" был бы под рукой у тёти Маши.
И снова о костюме:
"В костюме и немодном и неновом,-
как и всегда, немодном и неновом,-
да, как всегда, немодном и неновом,-
спускается профессор в гардероб."
Особенно переживающий эту ситуацию студент как бы выходит за ним из аудитории и не только сообщает, куда направляется профессор, не только слышит разговор между ним и гардеробщицей, но и сосредотачивается на том, как выглядит его одежда. Если таков костюм, то каким же должно быть полученное пальто? Скорее всего таким же: "не модным и не новым". А ведь зарплата профессора спустя 10 лет после войны и уже тогда не была маленькой. Наверное, тратил её всю на свою жёнушку, а себе отказывал...
От описания старенького костюма, испачканного в мелу, ещё больше сжимается сердце не только у только вступающего во взрослую жизнь ученика, но и у видавшего виды читателя.
Ну, и осталась дверь внизу, что заскрипела (видимо, тоже жалобно), когда герой вышел в белые деревья. Студенты слышат этот скрип, потому что их классная дверь осталась открытой...
Да, и окно: молодёжь гурьбой столпилась у этого окна, в которое профессор долго смотрел на деревья, а они смотрели на него. Снежная природа словно звала его к себе, обещая успокоение, что, может быть, и начало происходить. Высокое единственное окно, судя по всему, расположено слева от доски над полом и далее больше окон нет, так как аудитория с партами поднимается кверху. И хотя, по душераздирающим наблюдениям из окна того же юноши-студента, профессор "и сутулый, и неумелый, и беззащитный, и усталый", но вот он сливается с белыми деревьями, растворяется в белой пустоте...
Кстати,странно, что никто из студентов не решился проводить учителя, наверняка и сердобольные девушки были в группе, но вот как-то вот так...
Однако всё содержание стиха, весь его картинный ряд, просто вопиет о необходимости людей быть ответственными за судьбу близкого, доверившегося тебе человека, о человечности и о порядочности.
И последнее: зачем нужны триединые повторы в каждой строфе и какое они производят впечатление. Я уже писала вначале, что стихи производят медитативно- завораживающее воздействие, думаю, во многом благодаря этим повторам, что создаёт ощущение скорее всё же драмы, нежели трагедии .
P.S.
Эти евтушенковские строки пали мне на сердце ещё и потому, что в нашей студенческой жизни также был любимый профессор. Он читал нам курс по устному народному творчеству и вёл у нас литературный поэтический кружок, где мы под его руководством разбирали и анализировали собственные стихи, помещаемые в студенческой газете "Учитель". Помню, как некоторые восторженные студентки умилялись его внешнему облику: костюм на нём был не старый, но мешковатый, а стоял он на кафедре носками внутрь, как мальчик, хотя был уже пожилым человеком...У него была надёжная семья, однако жизнь он прожил совсем не сладкую, но главное - наш профессор до самозабвения любил своё дело и был очень внимателен и духовно щедр к нам, своим студентам.
30.11.2024.
Свидетельство о публикации №124120101414