23и4ЛегендыоНадир-шахе
С завоеваниями Надир-шаха(1735-1742 годы) ахтынцы
связывают название реки Самур (кюринцы называют её
иначе. Кулан-вац - Серединная река) В легенде о стоянке
Надир-шаха (якобы, близ Ахтов, верстах в десяти к
Дербенту) рассказывается, как лезгины принесли шаху
в знак покорности шубу из меха выдры - по ирански:
Самур (водяная собака).
"Где она у вас водится?"- спросил шах.
-"Вот в этой реке".
-"Хорошо, пусть она так и зовется: Самур".
Подарки, однако, не спасли лезгин от произвола
завоевателя. Шах Надир жёг аулы, казнил людей, и
лезгинские воины ушли в горы, чтобы заманить туда
иранцев. Но шах не пошёл за ними, и,как говорит предание,
согнал на рат* всех женщин и детишек в Ахтах.
Люди бежали, но их валили точно снопы и молотили
копытами коней. Ослы ревели, чуя запах горячей крови и
даже куры были так испуганы, что роняли помёт.
Ахтынские воины решили отомстить. С помощью рутульцев
и кази-кумухцев они разбили войска Надира, а его нукеров
и военачальников связали и растерзали харманами* на том
самом току, на котором он погубил ахтынских женщин и детей.
Походу Надир-шаха в Дагестане посвящена и песня,
записанная в 1931 году в Курахе у 120-летнего старика Хакима.
Песня- эпическая. Повествует о разгроме Надир-шаха.
Песня начинается так:
В жерле* долины каравансарай*
В пламени рушится, эй народ!
С глазами собачими к нам гяур*
Взбешенный из Ирана идёт.
Эй, серкеры*, помогите! Аман!
Путь преграждайте,- девы* пришли.
Огромное дикое стадо,
Кабаны в черных латах пришли.
Дальше песня говорит о том, как поднялись все против шаха.
И вот иранцы уже за Дербентом. Они разбиты, и песня
кончается так:
За Дербентом бурлило море,
У стен забил кровавый поток.
Эй, Надир, хвастун, погоди-
Ты забыл здесь свои шалвары*
*Рат- гумно, площадка для обмолота.
*Харманы- молотильные диски с огромными каменными шипами.
*В жерле- в пасти, в начале.
*Каравансарай- постоялый двор.
*Гяур- неверный.
*Серкер- пастух, владелец.
*Девы- драконы.
*Шалвары- штаны.
Свидетельство о публикации №124113001646