Семантическое пространство поэзии
Итак.
Нужно ли, для того, чтобы стать поэтом, глубокое знание ритмики стиха? Не просто понимание того, что стихи держатся на ритме и мелодии, а умение отличать друг от друга все эти разновидности пресловутых ямбов, хореев и прочих амфибрахиев? Отвечаем сразу, без обиняков: нет, чтобы быть поэтом, умение различать даже экзотические амфимакр и бакхий, никак вам не помогут стать "властителем дум". Да, для того, чтобы писать литературоведческие исследования и защищать диссертации, все это, наверное, неизбежно. Иначе как можно внести элемент измерения в поэзию? Как иначе "поверить алгеброй гармонию"? Вот и приходится определять в чужих строках закон чередования ударных и безударных гласных и бесконечно подсчитывать число тех или иных слов в тезаурусе поэтов.
Так и появились бесчисленные пособия на тему "как стать поэтом", которые потрясали своим объемом. Тот же классический труд В. Жирмунского (заметим, очень добротное и любовно написанное исследование) содержит более 600 страниц! Ну как тут сохранить отзывчивость к своему стихийному Вдохновению, даже если ты одолел это фолиант!
Но в настоящее время приходит понимание того, что измерять нужно не формальное соответствие кем-то введенным рисункам стиха (стопы, метры, рифма), а нужно пытаться измерить (да-да, измерить, вычислить!) близость к тому впечатлению, которое стих был призван породить. Новое понимание и расширение математических корреляционных методов позволяет нам судить о том, что же получилось у автора в результате его творчества, какие координаты занимает конкретный опус в семантическом виртуальном пространстве. И эта оценка гораздо важнее, чем формальное соответствие "школьным" стихотворным размерам и строгости (или, наоборот, нестрогости) рифм. Координаты в семантическом пространстве - это одновременно место стихотворения в сознании современников, в их жизни и, в конечном итоге, если хотите, в Пантеоне бессмертной Эвтерпы!!
Свидетельство о публикации №124112907580