Кориолан. В окружении предателей
И сегодня мы поговорим о трагедии Уильяма Шекспира «Кориолан».
Как известно, действие в шекспировских пьесах довольно часто переносили в другое время.
И, надо сказать, получалось недурно, если люди подходили к этому делу по-настоящему серьёзно.
Итак, трагедия «Кориолан» основана на жизни римского воина и полководца Гая Марция Кориолана, и действие этой пьесы, что примечательно, перенесли в наши дни.
Вместо древнеримских доспехов — современная броня и камуфляж, а вместо мечей — чёрные автоматы.
Кстати, прозвище «Кориолан» Гай Марций получил за взятие города Кориолы.
Главный герой уважаем среди товарищей, любим родными, пользуется авторитетом у сограждан, за исключением разве что своих политических оппонентов — народных трибунов.
Ещё Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» описал жизнь этого римского полководца.
Главным событием его жизни, которое, по всей видимости, привлекло Плутарха и впоследствии английского драматурга, было его изгнание из Рима и переход в стан врага.
Но несмотря на крайне неуступчивый характер, Кориолан также обладает и положительными чертами.
Вот так описывает его образ Плутарх:
«Его во всех отношениях сильный, могучий ум внушал ему горячее и пылкое стремление к прекрасному; но его страшная вспыльчивость и не знавшая меры гневливость делали его человеком, с которым другим было трудно жить в мире. С удивлением смотрели на его равнодушие к чувственным наслаждениям и деньгам, на его любовь к труду, его, как выражались, умеренность, справедливость и мужество и не любили его вмешательства в государственные дела из-за неприятного нрава его и олигархических замашек».
Главная мысль этого произведения мне видится в том, что у человека, как ни посмотри, предательская природа.
Он может думать, что спасает себя, или думает, что спасает, и поэтому подставляет другого.
Предатель — Менений Агриппа, предателями также являются обычные граждане Рима, потом сам Гай Марций и, наконец, его мать.
К слову говоря, всё окружение Кориолана состоит из предателей:
фальшивая супруга, фальшивый сын, фальшивые товарищи, фальшивый отец и фальшивая мать.
Мать Кориолана, по сути дела, стала убийцей собственного сына.
Впрочем, как и его мнимый отец.
В фильме нет, а в самой пьесе говорится, что друг Кориолана Менений был для него всё равно что родной отец.
Этакий образ современного правителя в представлении итальянского философа Макиавелли.
Образ Кориолана стал воплощением человека, который несмотря ни на что намерен следовать своим путём.
При этом он совершенно лишён той изворотливости, присущей многим политикам, способности участвовать в политических интригах, бороться за власть, в отличие от того же Менения, который всегда готов идти на компромисс и играть, что называется, на публику, лишь бы заполучить желаемое.
Собственно, это неумение подстраиваться, считаться с мнением коллектива и приводит Кориолана к изгнанию и закономерному трагичному финалу.
Представления об этой непростой исторической фигуре, конечно же, разнятся.
Изначально Кориолан, который борется против плебса, не выказывает особого расположения и к патрициям.
Он противопоставляет себя не только низшим слоям общества, но и своему окружению.
Он категорически не выносит никакой похвалы в свой адрес и тотчас же удаляется, как только начинают восторгаться его добродетелями и подвигами:
«Скорей я стану нежиться на солнце,
Почесывая голову под звуки
Тревоги боевой, чем праздно слушать
Слова хвалы делам моим ничтожным».
В результате изгнанный Римом Кориолан, ставший чем-то вроде козла отпущения, пришёл к тем самым вольскам, с которыми ещё недавно вёл ожесточённую войну.
И повёл их армию прямиком на Рим.
Эта орда остановилась неподалёку от стен города. Из-за численного превосходства врага, римляне в ужасе стали молить Кориолана о пощаде.
Но Кориолан в своём решении был непреклонен.
До тех пор, пока к нему не подошла так называемая тяжёлая артиллерия — римские женщины, среди которых были его жена и мать.
Их слёзы в конце концов растрогали героя, и он решил отказаться от задуманного.
Стоит отметить, что у Шекспира и Плутарха вольски после этого его убивают.
Однако, по мнению Тита Ливия, этот человек дожил до глубокой старости и умер естественной смертью, что по тем временам считалось большой редкостью.
И, резюмируя всё вышесказанное, можно сказать, что нигде у Шекспира противостояние между господствующей властью и простым народом не показано так рельефно, как в «Кориолане».
В других его пьесах это было лишь одной из тем, и подобное противостояние, скорее, служило фоном главного действия, нежели являлось основой конфликта.
Даже есть давняя традиция рассматривать «Кориолана» как выражение антидемократизма Шекспира.
Но это вовсе не значит, что мы, читатели и исследователи творчества английского драматурга, должны отождествлять автора с его трагическими героями.
Да и потом, история мировой литературы и так знает достаточно примеров несовпадения между общим демократизмом творчества писателей и их личными политическими убеждениями.
Кориолан: в окружении предателей (эссе)
Свидетельство о публикации №124112907343