Солярис и пять чувств

Да что ж такое? Какое же это развлечение для туристов, если гости служат для обитателей исследовательской станции молчаливым укором совести, возвращая из подсознания воспоминания о постыдном и прежних грехах?
http://stihi.ru/2024/11/29/2410


"Надо что-то делать. Во-первых стоит проверить топологию места события. Что-то мне это место очень сильно напоминает земное. Конечно, мы с Хинри Нигелланом оба земные, даже не земноводные. Поэтому  и его, и моё восприятие, обе точки зрения как бы в обычной плоскости." - так размышлял Майк Фаренгейт, попивая облепиховый чай в своей спальной капсуле. При этом его клон продолжал что-то делать, кажется играл с Хинри в "17 мгновений весны".
http://stihi.ru/2024/11/29/4511
И это было правильно. "Без движения долго нельзя оставаться на Солярисе, окаменеешь быстрее, чем на Земле. Потому что дома любые мысли и идеи порождаются чувствами, а единственным источником знаний является внешний мир, который человек постигает с помощью органов чувств. А на Солярисе - наоборот". - Майк как-то резко устал от этих неопределённостей, точнее - неопределимостей. Вышел на улицу подышать свежим воздухом. И нашёл бутылку с надписью "Виски Стивенсона".

В бутылке должен был быть имп. Но его уже кто-то импортировал. Странно, кто мог купить у Хинри этого гавайского чертёнка здесь? Условия покупки бутылки таковы: имп (это по-гавайски. а по-русски чёрт) будет выполнять любые желания хозяина бутылки. Цена? За это последний должен будет после смерти гореть в аду, если не успеет при жизни её продать. То есть Фауст по-гавайски. Причём продать нужно по более низкой цене, чем покупал, то есть с убытком для себя. Другим способом избавиться от бутылки невозможно. Будучи выброшенной, она неведомым образом возвращается к хозяину.

Естественно, исполнение желаний приносит несчастья близкому кругу хозяина бутылки: герой Стивенсона пожелал стать богатым — и вскоре после этого умерли его дядя и двоюродный брат. Он получил большое наследство, но стало как-то неловко. Это, допустим, если Российскую (а лучше Британскую) империю разрушить и по кускам продать, то как бы и по барабану (по гавайски - там-таму), но мы же не там, а тут, дома у себя. Нехорошо. Похороны не есть позитив.

Английский юмор. Впрочем - у русских же тоже без бутылки не разобраться, не так ли? Бутылка была открыта. Рядом лежала записная книжка. Она тоже была открыта. И написано было рукой сэра Хинри недопустимым для сталкера Соляриса открытым текстом:

Открылись теперь безусловно
Механизмы воздействия,
Беспричинность последствий
Бутылки отца Стивенсона,
Которая Духом наполнена
Превыше грехопадения,
Добра и зла разумения,
Искореняя законы
Познания райского дерева,
Давшего нам двойственность
И начало сомнения.

- Превыше?! - громко вслух переспросил Майк, настолько был поражён бездной открытого самомнения, от которого у него началось подобие помутнения разума. Так было в первый раз в детстве, когда Майк впервые осознал, что сидя на крыше возле голубятни он одновременно вращается вместе с голубятней вокруг земной оси, а также вместе с Землёй вокруг Солнца, а также вместе с Солнцем вокруг центра Галактики, а также вокруг центра Метагалактики... Что там дальше удалось увидеть глядя на кувыркание голубей в бездонной синеве Майк, после того, как скатился с крыши, никому не когда не рассказывал и более того, старался этого не вспоминать.

Вы тоже не спрашивайте. И картинка в книжке Хинри не страшная ведь? Там наша система упрощённо, а в нижнем углу маленький сталкер стоит в начале переплетения многовариантного маршрута. А проще нельзя? Не эзоповым языком, хотя лучшего шифра нет на Земле во мгле...

Майк попробовал написать попроще, получилось вот что:

Цветы твои - к солнцу мосты,
Пусть осень.
Пусть сад дочитает листы
И сбросит.

Сто тысяч неписаных книг
Снег белый.
И новый идёт ученик
Сын смелый.

В саду твоём ровно пять троп
Ладонью.
По левой тропе шёл Эзоп,
Я помню.

„Наши страсти похожи на огонь и воду — они хорошие слуги, но плохие хозяева.“
/ Эзоп.

Сад пяти троп. Тоже ведь земное создание, получается. Есть в Москве «Сад пяти чувств», он находится на ВДНХ и является частью пешеходного аттракциона «Лента Мебиуса».  Согласно идее французского архитектора Мишеля Пена, автора концепции ландшафтного парка ВДНХ, растения в каждой из зон сада подобраны так, чтобы пробуждать одно из пяти чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

Ещё аналогичный пример — «Сад Пяти Чувств» в Индии, разбитый среди камней и скал в Саид-ул-Азаиб, недалеко от археологического комплекса Мехраули в Нью-Дели. Но там Майк не был, а работу своего французского тезки Мишеля видел. Осязал. Чувствовал.

- А нельзя ли ещё проще? - громко спроси Майк у океана Солярис. И порывистый ветер перевернул страничку, где неизвестным Майку почерком было написано:

Иногда человек, достигший определённого духовного уровня, почувствовавший себя достойным общения с мудрейшими мира сего, вдруг начинает говорить или писать нечто совершенно не принимаемое современниками, а позже и… самим собой.

(продолжение следует)   http://stihi.ru/2024/11/30/2789


Рецензии