Питер, которого нет. Лучшая церковь Тона

«Из всех церквей, построенных К. А. Тоном, — писал неизвестный автор в «Литературной газете» №1 за 1844 год, — лучшая — Введения во Храм Пресвятыя Богородицы в Семеновском полку».
Прежняя деревянная церковь, оконченная в 1745 году и освященная в присутствии Государыни Императрицы Елизаветы Петровны в 1746 году, к началу XIX века пришла в совершенную ветхость, и вместо нее, благодаря повелению царствующего Императора Николая I была воздвигнута новая каменная церковь за счет комнатных сумм Кабинета Императорского Величества.
На сооружение этой церкви по первоначальной смете (кроме церковной утвари, риз, паникадил и канделябров), был истрачен 1022840 рублей 50 копеек и по дополнительной смете на позолоту куполов — 50000 рублей ассигнациями. На все предметы внутреннего убранства, кроме ризничей, еще 999019 рублей 5 коп. ассигнациями. Церковь по проекту Тона заложили 22 августа 1837 года.
В плане церковь представляла собой квадрат, по сторонам которого четыре выступа, образующие крест; в одном из них помещен алтарь, а в остальных — крытые входы. Куполов по русской традиции — пять с главами-луковицами, на барабанах, украшенных колоннами, в малых куполах размещены колокола.
Плафон главного купола украшен изысканной лепниной; ниже окон располагались образа в золотых рамах. Такое световое решение в сочетании с оконными проемами при ярком дневном освещении производило, по воспоминаниям очевидцев, неизгладимое впечатление. Из любой точки церкви отчетливо были видны все три иконостаса, которые считались лучшими в Петербурге по общему впечатлению, качеству рисунка русских художников и резьбы:
1) Главный во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы,
2) Во имя Благоверного Великого Князя Александра Невского; в этом иконостасе помещены некоторые Святые иконы из прежде бывшей церкви,
3) Во имя Святого Пророка Захария и Святой Праведной Елизаветы.
Над каждым выступом три круглых фронтона в форме кокошников. В среднем, большом, помещен круглый барельеф, изображающий Божию Матерь с Младенцем; по бокам приличные славянские надписи. От малых боковых фронтонов идет парапет, или аттик, который служит основанием для малых глав. Против оси их, на аттике, восьмиугольные впадины для солнечных часов.
Под церковью были устроены подвальные помещения, в которых размещены пневматические калориферы конструкции генерала Аммосова. С помощью которых нагревается вся церковь до
произвольной температуры, без дыма, чада, зноя и угара.
Проект церкви в византийском стиле, был исполнен по практическим чертежам и личным указаниям г-на Тона, под постоянным надзором его помощников: г. Каминского, который был младшим архитектором при сооружении Храма Христу Спасителю в Москве и художника Росси.
Освящение храма происходило в день Введения во Храм Пресвятыя Богородицы 21 ноября 1842 года в присутствии членов Высочайшей фамилии. Государь изъявил свое Высочайшее удовольствие за труды и пожаловал: архитектору Тону золотую табакерку, усыпанную бриллиантами с именным вензелем Его Императорского Величества, и кроме того особую денежную награду, г. Каминскому — бриллиантовый перстень, г. Росси — годовой оклад, ну, а десятнику Козмину — серебряную медаль.
На плане Петербурга 1840 года на Загородном проспекте со стороны Семеновского полка еще показана старая деревянная церковь, на противоположной стороне Загородного уже новая —каменная. На месте старой церкви на плане 1849 года высится двухэтажное здание вокзала Царскосельской железной дороги, также построенное по проекту Тона, в котором разместилось Правление Общества железной дороги и Управляющий дорогой инженер-подполковник Фердинанд Ив. фон Таубе. 
К юго-западу от собора был разбит небольшой Введенский сквер площадью полгектара на средства полка, выделенные военным ведомством в 1864 - 1865 годах, как раз перед зданием госпиталя Семеновского полка.
Сквер находился в ведении Военного министерства и был открыт для посещения горожанами. Спустя десять лет в 1880 году в запущенном состоянии сквер передан в ведение Петербургского городского общественного управления. Ремонт и благоустройство сквера в начале 1880-х гг. осуществлял производитель работ — городской садовник А. Визе на средства, предоставленные Военным министерством: отремонтированы пешеходные дорожки, к сохранившимся от старых посадок тополям добавлены клен, вяз, черемуха, крушина, жимолость; восстановлена живая изгородь из кустов акации. Произведена починка водопровода, снабжавшего водой фонтан, а решетка сквера исправлена и установлена на новом фундаменте.
8 марта 1932 года власти Ленинграда закрыли храм для богослужений, а к весне 1933, несмотря на то, что он состоял под охраной государства как памятник архитектуры, его снесли. Не избежал печальной участи и фонтан сквера. В 1934 году за счет освободившейся территории сквер расширили. 1 июня 2003 года в центре обновленного сада на месте собора Введения во храм Пресвятой Богородицы в качестве слабого утешения установили «Памятный знак» скульптора Анатолия Дема.
По слухам, храм сбираются восстанавливать.  Дай Бог.
Подумалось, как был бы прекрасен сегодня наш город, если бы во все времена удавалось избегать поспешных политизированных градостроительных решений, граничащих с безумием. 

#ХрамВведения #Семеновскийполк #Тон #Введенскийсквер
   


Рецензии