Два поэта
услышав неожиданный вопрос,
проходят мимо, зная, что не будет
ответов тем, кто с детства веру нёс
в иное, что надёжнее, чем тленность,
и что, казалось, так легко найти,
лишь верь в судьбы живую неизменность
и мифы о героях и пути.
И вот расчёт не сходится в тетради,
как будто недоучкам не нагнать
пропущенные темы тех занятий,
что все вокруг успели записать.
...Но, всюду неуместны, словно дети,
мы выскажемся в трепетных стихах,
и только в них останемся на свете,
рассыпавшись, как все, в разумный прах.
28 ноября 2024
Свидетельство о публикации №124112806673
Полностью согласна с Вами, Николай, что поэты как дети. Почему? Потому что открыты чувствам, удивлениям, приключениям и всегда в поиске. Разочарованный поэт станет философом, но все равно никогда не предаст мечту, и в глубине души не сможет стать циником. Это отличительная особенность поэта. Быть раненым, быть в связке еще с кем-то или чем-то, это бунт против одиночества, мелочности, грубого реализма и даже самих фактов.
Это вечный пафос плыть против течения, отыскивание новых граней бытия, и преданность... женственному началу в себе. Что ни говори, а Муза поэзии имеет женский лик.
И вот что, Ваша мысль о том, что только в стихах мы останемся изумительно хороша.
Да, не нова, но хочется услышать такое снова...
Благодарю 🌿
Надежда Ларм 12.03.2025 08:04 Заявить о нарушении
Вы знаете, поначалу даже была мысль так и назвать это стихотворение – "Поэты", ведь тут говорится о каждом поэте, но потом я решил, что такое заглавие звучит слишком в духе "гражданской лирики" (а я всё-таки довольно молод для таких замашек), и поэтому осталось более дорогое мне "Два поэта" – то есть обращение один на один, разговор между двумя близкими по духу людьми.
Вы замечательно сказали о поэтах, полностью с Вами согласен. Да, поэты как дети, они всё воспринимают непосредственно, открыты миру, чудесному в нём, приключениям, иногда слишком ранимы... Хотя, с другой стороны, я люблю повторять вслед за Оскаром Уайльдом: "Поэт может вынести всё, кроме опечатки" (иными словами: поэт способен вынести всё, кроме искажения художественной правды; тут Уайльд говорит именно о внутренней силе поэта и о его верности до конца художественной правде и своему творчеству, а не о его педантизме). Показательно, что многие художники (например, мой любимый кинорежиссёр Алексей Герман-старший или не менее любимый Андрей Тарковский) берут вдохновение из детства, когда мир воспринимается поэтически.
Мотивом к созданию стихотворения послужила цитата. Борис Рыжий, один из моих любимых поэтов, ставший для меня за прошедший год настоящим близким другом, потому что он говорит в стихах о до боли знакомых вещах – говорит то же, что всю жизнь чувствовал я, – в своей Антибукеровской речи сказал: "Поэт всюду неуместен, как ребёнок". Это, в свою очередь, цитата из одного его стихотворения, где он написал про себя: "Вечно неуместный, как ребёнок". Дети действительно неуместны. Они задают неудобные вопросы, говорят не то, что от них требуется, делают всё по-своему, мыслят (как философы – Вы очень точно подметили, что разочарованный поэт становится философом!) предельными основаниями, во всём пытаются "дойти до самой сути"... И поэту, художнику вообще, как ребёнку, знакомо это чувство, когда "взрослые" улыбаются на очередную произнесённую им "неуместную" фразу, когда то, что для него составляет целый мир и играет множеством смыслов, для "взрослого" оказывается всего лишь набором букв или – воспользовавшись словами моего любимого Алексея Германа про киноплёнку со своими фильмами – "пучком света".
И, наверное, в этом трагедия поэта отчасти, что однажды став им, он уже не может перестать быть поэтом, не предав свою мечту и одновременно с этим себя и всё, что им сказано.
Спасибо Вам, дорогой Поэт и Читатель, за понимание и вчувствование.
Николай Викторович Куц 12.03.2025 09:01 Заявить о нарушении
Спасибо за столько щедрый ответ!
Надежда Ларм 12.03.2025 12:07 Заявить о нарушении
Николай Викторович Куц 12.03.2025 12:16 Заявить о нарушении