Телефонные мошенники

Сегодня утром мне позвонили на мобильный телефон. Назвали мою фамилию, имя и отчество, назвали год рождения. И далее состоялся такой диалог: (я его специально не прерывал, чтобы набрать материал для этой статьи)

- Феликс Геннадиевич?

- Я

- С вами говорит старший диспетчер, специалист ОДУ Черов Алексей Владимирович.

- Я вас слушаю.

- У вас электрические счётчики старого образца. В соответствии с законом таким-то таким-то и распоряжением сяким-то сяким-то вам необходимо произвести замену счётчиков. Когда вам будет удобно принять мастера? Могу вам предложить промежуток с 3 по 20 декабря.

- Мне без разницы, можно только не на выходные.

- Предлагаю вам 10 декабря в 10-00

- Хорошо, я согласен.

- А теперь выберите, в какой очереди вы бы хотели получить услугу. В бесплатной электронной или платной по записи?

Если до этого момента наш диалог выглядел безобидно, то сейчас я начал что-то подозревать. Какой смысл госконторе создавать две очереди, да ещё и платную? Чтобы заменить работающие счётчики, которые они и так меняют сами. В общем дальше я продолжил разговор чисто из интереса.

- Давайте бесплатную электронную, - сказал я.

- Хорошо, - сказали на той стороне линии. Сейчас мы примемся регистрировать вас в нашей электронной очереди. Для этого мы сейчас пришлём вам сообщение от портала госуслуг. Там будет четырёхзначный код.

- Хорошо, присылайте, - сказал я.

Дальше мне действительно пришел код. Код от портала "Госуслуги". С предложением "восстановление доступа к порталу". С припиской: никому его не сообщать!

То есть взломать мой аккаунт на "Госуслугах" мошенники пытаются с помощью смены пароля. Который можно сделать только через мой телефон.

Скриншот с моего кнопочного телефона

- Пришёл вам код?

- Пришёл.

- Говорите.

Вот он ключевой момент мошенничества. Мне даже показалось, что на том конце линии уже радостно потирают руки: сейчас они получат доступ к моему счёту. Но увы, радость я им обломал.

- Там написано, что код из sms нельзя никому сообщать, - сказал я.

- Это к вам не относится, сообщайте нам. Иначе мы вас не можем поставить в электронную очередь.

- Не буду я вам сообщать код.

Дальше мифический "специалист Мосэнергосбыта" начал гнать какую-то пургу. Я еще несколько секунд это послушал, но больше ничего интересного не происходило.

- До свидания, - сказал я и отключился. А номер, кстати мобильный, занёс в "чёрный список"

Такие звонки не редкость в последнее время. Обычно я молча разрываю связь. Но в этот раз решил понять, каким способом мошенник втирается в доверие и заставляет людей совершать действия, которые совершать не следует. В общем вывод я могу сделать такой: если все логические ходы не вызывают подозрения, то "повестись" может любой человек. И самое лучшее, что нужно делать когда на тебя идёт атака - это включить критическое мышление. Если тебе навязывают услугу, то надо помнить только одно: ты всегда можешь от неё отказаться. Если тебе угрожают различными карами, то надо взять паузу, отключить связь, навести самому справки и посоветоваться с близкими. Ни в коем случае не решать на их поле. В общем, надо быть бдительным. И недоверчивым. Ну и никогда не давать код из sms если тебя предупредили, что этот код "никому не сообщайте."


Рецензии