Несколько слов об идеологии
Насаждать её сверху - дело бесперспективное, что и было доказано ходом исторического развития.
Ход этот никогда прямым не бывает, на пути постоянно возникают ямы, перегородившие дорогу коряги, случаются резкие повороты и пр.
Царизм с православной составляющей выдохлись - этим воспользовались большевики: уловили и оседлали исторический момент. И погнали всех в "светлое будущее".
Ехали-ехали - и приехали: тоже выдохлись. Новый поворот - пришёл беспредел 90-х годов прошлого века. Всего лишь прошлого века.
Не так уж долго они "ехали" на спине безотказного осла - исторического момента. Их стащили за ноги различного рода деятели, управленцы и бюрократы, олигархи (прям люблю это слово!) и плутократы (тоже хорошее слово, красиво звучит).
Покоррумпировали, да не выкоррумпировали, во всяком случае, не всё успели откоррумпировать, и теперь с ними "усиленно борются" - (с), это аж из сказки о Хоттабыче выражение.
При этом началась заваруха с соседней бывшей республикой, якобы независимой теперь страной, сильно возросла внешняя угроза и т.п.
Сплотило ли это наше с вами многострадальное общество?
Ещё нет. Ещё не до конца. Потому что после перемен в 90-х ещё звучит доооооолгое это тогдашнего резкого и кардинального расслоения этого самого общества.
И каждый человек из каждого слоя хочет чего-то своего, а как этого добиться - мало кто имеет понятие. Хотят-то все, в принципе, одного - чтобы им НИКТО ЖИТЬ НЕ МЕШАЛ.
Слова любят говорить все, умные слова умеют говорить многие, в том числе, аналитики, а вот самых проникновенных и нужных слов пока что слышится не так уж много.
Да и тем более - НЕ СЛОВА что-то решают, хотя, конечно, отчасти они на людей воздействуют. Отчасти.
***************
И что теперь делать?
А я не знаю. Насильно нельзя "внедрять" идеологию, это не научное изобретение, а сама собою она всё никак не возникает.
В идеале, идеология - любая!! - уходит корнями в такое состояние общества, когда оно, это общество, ощущает себя неким единым, цельным социальным организмом. Несмотря на разницу уровней жизни в разных слоях, стратах, группах этого общества. Это когда каждый ощущает себя членом этого общества, от которого ТОЖЕ ЗАВИСИТ ЧТО-ТО ВАЖНОЕ для всего общества в целом.
Когда КАЖДЫЙ - НЕЗАМЕНИМ. В том числе - и морально, то есть, когда все в обществе уважают каждого члена этого общества.
Каждый - незаменим в своей страте, на своём месте.
Когда неважно, иждивенец он, например, или нет.
Уехал ли он жить за границу, в другую страну, или живёт в своей стране. Главное - чтобы, даже уехав, он имел ВОЗМОЖНОСТЬ продолжать любить и уважать СВОЮ страну, в которой родился и вырос.
А иждивенцы УЖЕ отработали своё, отдали обществу свой труд плюс налоги, и теперь общество обязано о них, об иждивенцах, за это заботиться.
Это всё лежит на поверхности.
************
А что лежит в глубине?
Я могу только предполагать, что там у кого лежит. Главное, чтобы члены общества друг с другом не сражались - из-за отсутствия или наличия какой-нибудь идеологии. Осознали себя, повторю, единым целым.
Я НЕ ЗНАЮ, как этого добиться и произойдёт ли это когда-нибудь вообще.
Может быть, будущее человечества, как предположили когда-то Стругацкие в повести "Гадкие лебеди", за отсутствием идеологии, за деиологизацией, в принципе.
НО: нечто связующее в более или менее единое целое быть всё же должно. Я думаю так. Главное, чтобы оно всё же - всё же, всё же - было гуманистическим.
Хотя в нашей реальности гуманистического становится всё меньше и меньше, как снаружи, так и внутри нашего общества.
Снаружи - давно всем знакомые враги, внутри - миллионы разных людей с разными точками зрения, сверху - разумеется, Правительство, ВЛАСТЬ, в самом широком смысле слова, от представителей высших эшелонов власти до самого маленького чиновника и бюрократа, от которых зависят конкретные решения ПО НАШЕЙ С ВАМИ ЖИЗНИ.
Пока что такие соображения у меня имеются. Надумаю что-либо ещё - изложу дополнительно. )
Свидетельство о публикации №124112706557