Учитель Дымов Сергея Кузнецова
Учитель Дымов
Сергей Кузнецов
16+
Дата написания: 2017
Длительность: 8 ч. 55 мин. 22 сек.
Чтец: Сергей Кузнецов
Правообладатель: Издательство АСТ
О чём?
Да, книга об учительстве. О том, что учитель не знания свои передаёт ученику, а прежде всего учит эти знания добывать, даёт алгоритм, по которому можно дальше жить. Не химию или литературу надо преподавать, не эзотерику как таковую – разве можно этому научить? Учитель призван вызвать в детях, в своих учениках, любовь к своему предмету, радость познания, счастье мыслить.
В этом смысле это одна из лучших книг об учителях, которые я вообще читала когда-либо.
Хорош здесь и объём. Если бы нам рассказывали не семейную сагу о потомственных учителях, а только какую-то часть истории, мы бы не заметили главной тенденции: все эти прекрасные учителя-мужчины (исключением является только родоначальница династии) становятся учителями не сразу, не по велению сердца, а убегая от жизни. Поясню подробнее ниже.
Но внешне, конечно, это роман о любви и её странных проявлениях. Главная героиня романа, которая держит весь стержень повествования – это сирота Женя, которая в войну (ВОВ) прибивается к семье своей тёти, да так и остаётся в этой семье до конца дней.
Что хорошо?
Прежде всего, язык и стиль. Это превосходно написано. У Кузнецова я читала его подростковую фантастическую трилогию, и она хороша, но не настолько. Здесь прямо всё прекрасно: и то, как автор пишет, и то, о чём.
А говорит он здесь о вещах очень серьёзных. Можно сказать, он вскрывает очень глубокую и уже незаметную для глаз рану.
Не секрет, что в советское время общество было весьма неоднородно. Ну, то есть оно всегда было неоднородно, но именно в СССР это проявилось на излёте эпохи сильнее всего. Часть населения, причём именно думающая его часть, образованная, была как бы балластом – эти люди не поддерживали власть и не хотели с ней сотрудничать. Как это можно было осуществить?
Фронтовик Владимир Дымов, профессор-химик, вместо науки, которую хотел двигать (а ещё раньше он хотел изменить мир, но тоже обломался), стал преподавателем в провинциальных вузах, переезжал с места на место, чтобы мир его не поймал, и дожил до глубокой старости.
Его сын Валера, сбежав из семьи и поселившись в Москве, становится йогом и гуру, при этом сбегая и из советской школы, где он работал учителем физкультуры и не захотел участвовать в партсобраниях и прочей ненавистной ерунде официоза.
Внук Андрей сначала идёт по пути успешного переводчика, затем модного журналиста, но в конце концов вынужден скрываться от действительности в обычной школе.
То есть мы видим целую династию людей, которые стремятся жить вне государства, не соприкасаясь с механизмами, которыми государство регулирует лояльность граждан. Старшие Дымовы пытаются убежать от НКВД и КГБ, младший просто не хочет участвовать ни в каких революционных движениях, поскольку разочарован в революции и не видит в ней ту силу, которая способна изменить мир к лучшему.
При этом на своём месте, в учительстве, каждый настолько хорош, что ученики каждого помнят, любят и поддерживают.
Понимаете эту мысль? Это всё та же теория малых дел. Каждый из нас на своём месте может сделать этот мир лучше. И задача наша именно это своё маленькое дело делать максимально хорошо. Большего не требуется. Большее даже вредно и не нужно – это мы проследим на примере гуру Вала и его сотрудничестве с Геной.
Знаю, что многим такой конформизм не близок, но лично я, анализируя последствия революций (и имея уже и свой личный опыт) склоняюсь к тому, что и правда человеку полезнее не вмешиваться в ход истории и не пытаться изменить мир к лучшему. Ибо все эти попытки приводят к противоположному результату.
Самый яркий пример – убийство Александра Второго. Если бы не бомба, он бы ещё в 1881 году провёл конституцию и реформы, которые реально улучшили бы состояние общества. Но его смерть заморозила все начинания и отбросила прогресс. Не говорю уж о нашей революции.
А как же любовь?
А про любовь здесь вообще красиво сделано. В этой семейной истории собрались чуть ли не все возможные варианты любви: эгоистичная и жертвенная, легкомысленная и преданная, одна на всю жизнь и ветреная. Любовь к родителям и семье, любовь к чужим детям, любовь к родине и профессии, любовь к ученикам и учителям, наконец.
Так что здесь тоже есть, что обсудить, о чём поговорить. И на самом деле всё повествование нам как раз и рассказывают о любви идеальной, жертвенной, всепрощающей и красивой в своём трагизме. Почему трагизме? А потому, что читателю хочется хэппи-энда и свадебки, а здесь ничего подобного и близко не будет. А будут сдержанные страсти, тантрический секс и любовь на расстоянии.
Это всё ещё и классно зарифмованно – в каждом поколении красиво и ярко повторяются некие мотивы и ситуации, которые напоминают нам прошлые события, с другими людьми. Но это не тупое повторение пройденного, нет, как и в школьной жизни, каждое повторение ведёт к новому осмыслению, новым открытиям, новым выходам.
Что не так?
А меня всё устраивает. Автор рассказал нам о людях и тенденциях, которые существуют в нашей жизни. Думаю, что бегство героев от государства логично было бы закончить в 24 году бегством из страны, чтоб уж наверняка. Но логика событий такова, что бежать некому: у учителя Дымова есть ученики, но нет детей. Линия завершилась.
Слушала на Яндекс Книгах в исполнении автора. Читает он не очень, нужно долго привыкать к манере, но когда привыкаешь, то можно слушать. Но я бы советовала читать. Проза отличная.
Читали? Будете?
Свидетельство о публикации №124112605911