СНТ Владимира Березина

Сборник рассказов – это всегда игра с читателем. Каждый раз я стараюсь понять логику писателя – по какому принципу он собирал эти рассказы, почему в такой последовательности и какую мысль хотел донести.

В случае с Березиным это особенно интересно, потому что сборник заявлен как дачные страшилки, а в конце октября это особенно актуально, как мы все знаем.

Вот только испугают они не всех. Молодёжь уж точно не поймёт и не проникнется. Это, знаете, такие рассказы для олдовых советских дачников, у которых было пионерское детство и комсомольская юность. Плюс имеется вкус к хорошей прозе. Думаю, что издательство немного промахнулось с аннотацией, не ту ЦА привлекло. То есть, если вы ждали всего того, что заявлено в аннотации, то увы. Вообще всем советую брать пример с меня и не читать аннотаций.

СНТ

Владимир Березин

16+
2024 г.
в серии «Азбука. Голоса»
Издательство: Азбука
Тип переплета: мягкая с клапанами
Количество страниц: 416
Закрашенный обрез

О чём?

Конечно же, не об СНТ совершенно. Некоторые рассказы вообще к дачной теме притянуты насильно) Мистика и бытовая магия присущи не только дачной жизни, они разлиты везде, только успевай замечать.

Это рассказы о жизни и смерти, философские и психологические, в разной степени добрые и местами немножко страшные, но в основном страх не триллерский, не от внешних ужасных ужасов, тут кровь леденит другое – скорее экзистенциальный ужас, страх старения и умирания, конечности и хрупкости бытия – вот такое в целом впечатление. Для меня, например, вполне актуальное. Я о таких вещах и в юности задумывалась, а уж теперь и подавно.

Есть соблазн разобрать каждый рассказ, но это уж будет спойлер спойлерный, вам просто будет неинтересно читать. Давайте я просто скажу, какие рассказы мне понравились больше всего.

"снт" — вот здесь как раз тот самый ужас старения и угасания по полной программе.

"ночной самолёт в дачном небе" — про вечный советский самолёт: "Пока эти лётчики живы, всё будет хорошо". Вот в эту советскую матрицу встроена и "номерная станция", и оживший луноход, и поездка пионеров на велосипеде к "могиле на краю леса" (очень похожая на Веркина) и, конечно, самый смешной финальный рассказ - "Ноябрина". Если вы помните Октябрину, которая вела в нашем детстве "Советы огородникам", то рассказ вам доставит много приятных минут. Как сейчас помню, бабушка с упоением смотрит на экран, а там очень странная тётенька в причудливом наряде)

"Какой бизнес, когда речь идёт о Великом Делании? Делание же таково — нам дана свыше пища, но и сами мы пища, и мы можем продлить время своё, а можем и продлить время нашей пищи. Для одного служат нам лекарственные травы, а для другого — домашнее консервирование."
Есть и фантастические рассказы - о "памяти льда" или "эвакуации" детей в будущее. Есть и те самые страшилки, их прямо раз-два, и обчёлся, например, "порча" и "ужин отдай врагу", написаны мастерски.

Самый дачный из рассказов "генеральские дачи" понравился мне главной мыслью:

"Родители тебе твердят наверняка про оценки в табеле. Не спорь с ними, но те друзья, которые есть у тебя сейчас, всегда будут главнее. Самое важное у тебя именно сейчас, хотя потом будет казаться, что пора вырастать из детской дружбы и влюблённости. Вы будете расставаться и, может, заживёте порознь, но это всё глупости. Дружба и любовь, которая сейчас, навсегда, я тебе говорю, и предательство тоже навсегда. Очень важно, чтобы с тобой были люди, которые помнят тебя с детства. Они, как часовые, не дадут тебе сделать неправильного шага. Ты, конечно, всё равно его сделаешь, но они успеют крикнуть тебе: «Стой!» — и ты, может, услышишь..."
Очень понравился "шла машина тёмным лесом" — Магалиф (настоящего Якова Мареевича Магалифа расстреляли в 1937) здесь бдит и отслеживает, потому что считалочки – это не так-то просто, как вам казалось.

"колодец", кстати, как раз вызвал чисто бытовой ужас, там прямо нагнетание саспенса, и "по грибы" , кстати, тоже – так и ждала подвоха ( «...грибы - это чистый голос мироздания»)

"Увидеть монстра в колодце — не беда, страшнее прожить с ним полжизни и пить чай на веранде из года в год".

"птичка" и "захер" показались чем-то похожи и понравились мистическим элементом:

— Старые фотографии не предназначены для того, чтобы смотреть на них много и долго. Они связь времен, место им в альбомах, что покоятся в шкафах и столах. Что вам за дело до стражей прошлого? Своих ангелов не тащат на люди. Не надо лезть в эту историю: разрушите тонкую связь и сами будете не рады.
"звонок по предоплате" порадовал, что таки связь с предками есть)

"такими вы не будете" – это, конечно, из серии "богатыри не мы", но повторение пройденного никогда не мешало.

А "чечётка" – про то, что мы можем управлять временем. И это как бы даёт хоть какой-то шанс не опоздать на электричку.

Ну и цитата напоследок:

"Знаешь ли ты, что такое дачная ночь? Ничего ты не знаешь, она ведь полна летом шорохов, храпа стариков, шёпота подростков, вот где-то далеко проехала машина, а осенью, будто в бубен, бьют в землю яблоки. зимой звук, не сдерживаемый листьями, идёт далеко и далече, а по весне в темноте птицы отчаянно зовут суженных и шкворчат, будто уже попали на сковородку."
Что нет так?

Я выше сказала, что это хорошая современная проза, которая не сводится к дачным страшилкам. Не туда её позиционировали.

Читали? Будете?


Рецензии