Литораль Ксении Буржской
Если вам прямо сейчас хочется чего-то странного, необычного, честного и настоящего, но при этом на нашей русской почве, в условиях полярной ночи и русской зимы, то вот оно самое и есть. Сильно поднимает настроение после прочтения книги и неслабо утешает простое отсутствие у нас тьмы за окном днём – вот в этот самый момент. Это же счастье! Не то что там у них в Снежногорске! Если вы меня понимаете.
Литораль
Буржская Ксения
Издательство Альпина Паблишер
Год издания 2024
Количество страниц 286
Возрастные ограничения
18+
О чём?
Аннотация вас только запутает сильнее. На самом деле, нет никаких двух или трёх женщин и множества любовей. Есть история одной семьи – вроде бы стандартная и незатейливая: муж тюхтя по имени Толик (диагноз, да?), сын подросток Наум (заикается), жена и мать Анна – учительница , что тоже диагноз. И кризис среднего возраста и пубертата у всех членов этой маленькой группы. На фоне полярной ночи, но без северного сияния.
Скучно?
Как бы не так! Потому что есть тут ещё и хульдра Хлоя, которая не просто зажигает, а прямо жжёт напалмом. Алкоголь, безудержный секс и прямые и честные высказывания – это только часть характера Хлои. Она прежде всего герой мифологический, глубинный, с дырой в спине и коровьим хвостом. Но как она вообще появилась в нашем захолустье? Откуда берутся такие сущности? От недолюбленности, от завышенного чувства долга, от загнанности существования, от неустроенности быта. От безнадёги.
Что хорошо?
С удовольствием читала, что называется, на одном дыхании: хороший язык, яркие герои, закрученный сюжет и вот эта самая литораль, которая вроде бы появляется в самом конце, но просвечивает как будто сквозь страницы на всём протяжении книги: то отхлынет, то накатит.
Знаете, что это? Литораль? Я думала, что-то музыкальное, если честно) А вот нет. Это часть берега, который то обнажается во время отлива, то наполняется водой и жизнью во время прилива. Мне мама рассказывала, как они с братом ходили в отлив собирать креветок и рыбу на Сахалине. Только она не называла это красивым словом. Всю жизнь мечтала на это взглянуть. И вот будто увидела глазами героини книги.
Не могу назвать эту книгу духоподъёмной, да и само слово не сильно люблю, но она и не депрессивная, не из тех, что говорят нам: "всё плохо, а будет ещё хуже". Нет, здесь есть свет в этой полярной ночи, солнце уже поднимается над горизонтом, хоть и медленно, и трудно. И герои книги, нам верится, найдут выход из сложившейся ситуации, поймут и простят друг друга, начнут если не новую, то точно другую жизнь, не ту, что они вели на протяжении всей книги. Потому что так жить нельзя.
Даже если вокруг нас безысходность и тьма, мы должны стремиться к свету – вот это и есть нормальность, это и есть смысл жизни. Но для этого требуется чуть больше усилий, чем плыть по течению алкогольной зависимости, насилия, манипуляций и политики невмешательства. Здесь, конечно, речь прежде всего о родителях в этой семье.
Но и образ подростка Наума мне очень понравился – со всеми его взлётами и падениями, сменами настроения и любовными страданиями, которыми всегда сопровождаются гомональные бури, он узнаваемый, понятный. Его жалко, ему сочувствуешь. Но я вообще люблю подростков, мне всё время хочется как-то их успокоить, прижать к себе, напоить и накормить. Выслушать. Утешить.
В целом, это полезная книжка не только для родителей и подростков, а вообще для всех, кто любит покопаться в психологии, разобраться в логике поступков и причинно-следственных связях. Потому что тут есть о чём задуматься и самому старшему поколению – в основном, бабушкам. Ведь именно они и превращают обычных девочек в опасных хульдр.
Что не так?
Я недавно прочитала сетования сразу нескольких маститых критиков на то, что стали наши писатели писать всё короче и короче. Где, мол, большие подробные описания, толстые тома – про войну и мир, про отцов и детей, про братьев, наконец, Карамазовых? Всё то, что Сальников в своём интервью назвал "большим русским романом".
И да, соглашусь. Нету этого. Давно нет. И в "Литорали" тоже нет. Хорошая книга, но вот не в объёме, конечно, дело, не в том, что она недостаточно длинная. Краткость, как известно, сестра таланта. Мне лично не хватает сложности героев – той сложности, когда мы наблюдаем за Анной не месяц и не год даже, а несколько лет, и она раскрывается нам во всей неоднозначности своей натуры, как Анна Каренина. И мы начинаем то сочувствовать ей, то ругать её за какие-то поступки, то жалеть. И ведь вот Ксения могла бы, если не торопилась – могла бы написать именно так. Материал позволяет, талант присутствует. А чувство такое, знаете, что бегуну дыхания не хватило, и он сошёл на середине дистанции.
Вот о чём я подумала, когда дочитала книгу. Хорошо, но мало.
А вы что скажете?
Свидетельство о публикации №124112605785