Святитель Иоанн Златоуст
Вот уже более 1600 лет Церковь молится на Литургии словами святого Иоанна. Слова анафоры святого Иоанна повторяются почти каждый день по всему православному миру. Это свидетельствует о том, что Церковь восприняла евхаристическую молитву святого Иоанна как образец для подражания. До нас с древности дошло огромное количество Анафор, но только Анафоры Василия Великого и Иоанна Златоуста были выбраны для постоянного, регулярного служения в Православной Церкви. Это говорит о безупречном богословии, богословском языке этих текстов. Мы же, молясь на богослужении, в конце ее, когда поминается автор Литургии, мысленно поблагодарим святого Иоанна за его дар нам – слова Святой Литургии.
Будущий святитель Иоанн Златоуст родился в 347 году в Антиохии — третьем по величине городе Византийской империи на берегах Оронта (совр. Антакья, юго-восток Турции). Он появился на свет в богатой дворянской семье. Его отец — офицер высшего командного состава византийской армии, умер вскоре после его рождения. Ребенка вырастила мать — умная и хорошо образованная женщина. Оставшись вдовой в 22 года, она отказалась от нового брака и посвятила жизнь воспитанию сына. Именно о ней знаменитый в те времена языческий учитель риторики Ливаний восхищенно сказал: «Ах, какие у христиан есть женщины!» Детство будущего святителя прошло в огромном по тем временам городе, культурной столице империи. Антиохия эпохи Великого переселения народов была мегаполисом в котором бок о бок жили люди многих национальностей, разные по языку, культуре и вероисповеданию. Будущий святитель рос в этой пестрой толпе, надежно защищенный от тлетворных влияний стараниями матери, ничуть, впрочем, не избегая людей различного звания, которых он хорошо узнал, полюбил и с которыми легко находил общий язык.
После смерти матери, ок. 375 г. молодой антиохийский аристократ принимает иноческий постриг в монашеской общине, расположенной в горах, окружающих город. Молитва, труд, чтение Писания не кажутся бывшему интеллигенту безотрадным и серым существованием. Он уходит от жизни, чтобы найти Жизнь, он бежит из мира, чтобы обрести Мир. В монастыре он не выпускает из рук перо. Именно там он пишет трактат «Против врагов монашеской жизни». Так Иоанн защищал избранный им путь ко Христу. Но, будучи непривычным к суровой монашеской практике в силу своего происхождения и слабого организма, он серьезно подорвал свое здоровье. От чрезмерных постов он получил катар желудка и был вынужден вернуться в Антиохию. Там, в 381 г., престарелый епископ Мелетий возвел его в сан диакона, а через пять лет Иоанн был рукоположен в священники и стал проповедовать, замещая не отличавшегося особым красноречием, преемника Мелетия епископа Флавиана.
Район старого нижнего города, где Иоанн двенадцать лет трудился не жалея сил и времени, впоследствии был поглощен морем. Именно там двенадцать лет звучало его живое слово, которое никого не оставляло равнодушным. Город с двухсоттысячным населением бурлил как котел. Христиане, иудеи, язычники, сектанты всех мастей, различные учителя, партии, философские течения и направления постоянно враждовали между собой. Среди христиан также не было единства. Долгое время антиохийскую кафедру занимали еретики-ариане. В Церкви царила смута. Кроме того, паства нового настоятеля была социально неоднородной. Евангельская бедность древнего христианского братства была забыта. За стенами богатых кварталов с особняками, широкими улицами и фонтанами, ютились убогие лачуги бедняков. В этих грязных трущобах властвовали болезни, голод и смерть. Прихоти богатых, уже не знавших чем еще себя ублажить, и ненависть к ним бедняков, не имеющих, порой, даже дневного пропитания, разделяли в повседневной жизни тех, которые в церкви считались одной общиной, братьями. Нравы прихожан также оставляли желать лучшего. Пристрастие к скачкам, где проигрывались огромные состояния и люди влезали в кабальные долги, низкопробные театральные представления, где под непристойные возгласы толпы, полупьяные девицы демонстрировали свое обнаженное тело, различные языческие празднества, которые зачастую переходили в простую попойку — все это стало обычным развлечением для многих христиан Антиохии. Борьба с этими нравственными бедствиями требовала от пастыря не только хорошего образования, но и немалого мужества. Он обладал таким мужеством.
Пастырь вступался за обиженных и неимущих, утешал тех, кто потерял близких людей, и вселял надежду в обездоленных. Но при этом, одинаково горячо обличал распущенность духовенства, жестокость и жадность богачей, ненависть и пороки бедных: «...Итак, скажи мне, по чему могу узнать, что ты верный христианин, когда все исчисленное мною и другое многое уверяет в противном? И что говорю: верный христианин? Даже и того, человек ли ты, не могу узнать подлинно, ибо стучишь ты ногою как осел, ржешь на женщин как конь, объедаешься как медведь... злопамятен как верблюд, хищен как волк... хранишь в себе яд злобы как аспид и ехидна, враждуешь на братьев как демон лукавый. Как я могу счесть тебя за человека, не видя свойств естества человеческого? Ища образа верного христианина, не могу найти разности даже между человеком и зверем». Другой проповедник подобными речами мог оттолкнуть паству, но у Иоанна они шли от сердца, и простые люди даже в этих жестких словах чувствовали его любовь. Много раз ему приходилось защищать бедных и страждущих, умирающих от голода и жажды, но никогда он не заигрывал с теми, кто погряз в роскоши, бесстыдно выставленной напоказ перед глазами нищих собратьев. Напоминая знатным горожанам о человеческом достоинстве бедняка, и о том, зачем человеку дано богатство, он находил самые сильные слова: «Мулы у тебя накормлены, а Христос умирает с голода у порога твоего». Он описывает Христа в облике бедняка и говорит Его устами, обращаясь к богатым: «Я мог бы прокормиться и Сам, но лучше Мне бродить под видом нищего и протягивать руку за подаянием, дабы ты напитал Меня. И делаю Я так из любви к тебе».
Об этом великом человеке, Божием угоднике можно писать много. Должна сказать самое главное: он всегда оставался верен себе и много проповедовал о ХРИСТЕ! Он любил своих врагов, как и просил ГОСПОДЬ и даже, когда его слово казалось неоправданно жестоким, это все равно было слово любви. Как это ценно! И как нам не хватает этого! Жизненный гимн Иоанна Златоуста – « СЛАВА БОГУ за всё!»
Молитва святителю Иоанну Златоусту
О, святи;телю вели;кий Иоа;нне Златоу;сте! Мно;гая и разли;чная дарова;ния от Го;спода прия;л еси; и, я;ко раб благи;й и ве;рный, вся да;нныя тебе; тала;нты до;бре умно;жил еси;, сего; ра;ди вои;стину вселе;нский учи;тель был еси;, я;ко всяк во;зраст и вся;ко зва;ние от тебе; поуча;ется. Мы же, гре;шнии (имена), по еди;ному ки;йждо свое; дарова;ние иму;ще, едине;ния ду;ха в сою;зе ми;ра не и;мамы, но быва;ем тщесла;вии, друг дру;га раздража;юще, друг дру;гу зави;дяще; сего; ра;ди дарова;ния на;ша разделе;нная не в мир и спасе;ние, но во вражду; и осужде;ние нам явля;ются. Те;мже к тебе;, святи;телю Бо;жий, припа;даем, раздо;ром обурева;еми, и в сокруше;нии се;рдца про;сим: моли;твами твои;ми отжени; от серде;ц на;ших вся;ку зло;бу, недоброжела;тельство, го;рдость и за;висть, нас разделя;ющия, да во мно;зех у;дех еди;но те;ло церко;вное невозбра;нно пребу;дем, да по словеси; твоему; моли;твенному возлю;бим друг дру;га и единомы;слием испове;мы Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, Тро;ицу Единосу;щную и Неразде;льную, ны;не и при;сно, и во ве;ки веко;в. Ами;нь.
Свидетельство о публикации №124112507787