Святитель Иоанн Златоуст

        26 ноября память Святителя Иоанна Златоуста.


        Вот уже более 1600 лет Церковь молится на Литургии словами святого Иоанна. Слова анафоры святого Иоанна повторяются почти каждый день по всему православному миру. Это свидетельствует о том, что Церковь восприняла евхаристическую молитву святого Иоанна как образец для подражания. До нас с древности дошло огромное количество Анафор, но только Анафоры Василия Великого и Иоанна Златоуста были выбраны для постоянного, регулярного служения в Православной Церкви. Это говорит о безупречном богословии, богословском языке этих текстов. Мы же, молясь на богослужении, в конце ее, когда поминается автор Литургии, мысленно поблагодарим святого Иоанна за его дар нам – слова Святой Литургии.

        Будущий святитель Иоанн Златоуст родился в 347 году в Антиохии — третьем по величине городе Византийской империи на берегах Оронта (совр. Антакья, юго-восток Турции). Он появился на свет в богатой дворянской семье. Его отец — офицер высшего командного состава византийской армии, умер вскоре после его рождения. Ребенка вырастила мать — умная и хорошо образованная женщина. Оставшись вдовой в 22 года, она отказалась от нового брака и посвятила жизнь воспитанию сына. Именно о ней знаменитый в те времена языческий учитель риторики Ливаний восхищенно сказал: «Ах, какие у христиан есть женщины!» Детство будущего святителя прошло в огромном по тем временам городе, культурной столице империи. Антиохия эпохи Великого переселения народов была мегаполисом в котором бок о бок жили люди многих национальностей, разные по языку, культуре и вероисповеданию. Будущий святитель рос в этой пестрой толпе, надежно защищенный от тлетворных влияний стараниями матери, ничуть, впрочем, не избегая людей различного звания, которых он хорошо узнал, полюбил и с которыми легко находил общий язык.

        После смерти матери, ок. 375 г. молодой антиохийский аристократ принимает иноческий постриг в монашеской общине, расположенной в горах, окружающих город. Молитва, труд, чтение Писания не кажутся бывшему интеллигенту безотрадным и серым существованием. Он уходит от жизни, чтобы найти Жизнь, он бежит из мира, чтобы обрести Мир. В монастыре он не выпускает из рук перо. Именно там он пишет трактат «Против врагов монашеской жизни». Так Иоанн защищал избранный им путь ко Христу. Но, будучи непривычным к суровой монашеской практике в силу своего происхождения и слабого организма, он серьезно подорвал свое здоровье. От чрезмерных постов он получил катар желудка и был вынужден вернуться в Антиохию. Там, в 381 г., престарелый епископ Мелетий возвел его в сан диакона, а через пять лет Иоанн был рукоположен в священники и стал проповедовать, замещая не отличавшегося особым красноречием, преемника Мелетия епископа Флавиана.

         Район старого нижнего города, где Иоанн двенадцать лет трудился не жалея сил и времени, впоследствии был поглощен морем. Именно там двенадцать лет звучало его живое слово, которое никого не оставляло равнодушным. Город с двухсоттысячным населением бурлил как котел. Христиане, иудеи, язычники, сектанты всех мастей, различные учителя, партии, философские течения и направления постоянно враждовали между собой. Среди христиан также не было единства. Долгое время антиохийскую кафедру занимали еретики-ариане. В Церкви царила смута. Кроме того, паства нового настоятеля была социально неоднородной. Евангельская бедность древнего христианского братства была забыта. За стенами богатых кварталов с особняками, широкими улицами и фонтанами, ютились убогие лачуги бедняков. В этих грязных трущобах властвовали болезни, голод и смерть. Прихоти богатых, уже не знавших чем еще себя ублажить, и ненависть к ним бедняков, не имеющих, порой, даже дневного пропитания, разделяли в повседневной жизни тех, которые в церкви считались одной общиной, братьями. Нравы прихожан также оставляли желать лучшего. Пристрастие к скачкам, где проигрывались огромные состояния и люди влезали в кабальные долги, низкопробные театральные представления, где под непристойные возгласы толпы, полупьяные девицы демонстрировали свое обнаженное тело, различные языческие празднества, которые зачастую переходили в простую попойку — все это стало обычным развлечением для многих христиан Антиохии. Борьба с этими нравственными бедствиями требовала от пастыря не только хорошего образования, но и немалого мужества. Он обладал таким мужеством.

         Пастырь вступался за обиженных и неимущих, утешал тех, кто потерял близких людей, и вселял надежду в обездоленных. Но при этом, одинаково горячо обличал распущенность духовенства, жестокость и жадность богачей, ненависть и пороки бедных: «...Итак, скажи мне, по чему могу узнать, что ты верный христианин, когда все исчисленное мною и другое многое уверяет в противном? И что говорю: верный христианин? Даже и того, человек ли ты, не могу узнать подлинно, ибо стучишь ты ногою как осел, ржешь на женщин как конь, объедаешься как медведь... злопамятен как верблюд, хищен как волк... хранишь в себе яд злобы как аспид и ехидна, враждуешь на братьев как демон лукавый. Как я могу счесть тебя за человека, не видя свойств естества человеческого? Ища образа верного христианина, не могу найти разности даже между человеком и зверем». Другой проповедник подобными речами мог оттолкнуть паству, но у Иоанна они шли от сердца, и простые люди даже в этих жестких словах чувствовали его любовь. Много раз ему приходилось защищать бедных и страждущих, умирающих от голода и жажды, но никогда он не заигрывал с теми, кто погряз в роскоши, бесстыдно выставленной напоказ перед глазами нищих собратьев. Напоминая знатным горожанам о человеческом достоинстве бедняка, и о том, зачем человеку дано богатство, он находил самые сильные слова: «Мулы у тебя накормлены, а Христос умирает с голода у порога твоего». Он описывает Христа в облике бедняка и говорит Его устами, обращаясь к богатым: «Я мог бы прокормиться и Сам, но лучше Мне бродить под видом нищего и протягивать руку за подаянием, дабы ты напитал Меня. И делаю Я так из любви к тебе».
         Об этом великом человеке, Божием угоднике можно писать много. Должна сказать самое главное: он всегда оставался верен себе и много проповедовал о ХРИСТЕ! Он любил своих врагов, как и просил ГОСПОДЬ и даже, когда его слово казалось неоправданно жестоким, это все равно было слово любви. Как это ценно! И как нам не хватает этого! Жизненный гимн Иоанна Златоуста – « СЛАВА БОГУ за всё!»
            
                Молитва святителю Иоанну Златоусту

            О, святи;телю вели;кий Иоа;нне Златоу;сте! Мно;гая и разли;чная дарова;ния от Го;спода прия;л еси; и, я;ко раб благи;й и ве;рный, вся да;нныя тебе; тала;нты до;бре умно;жил еси;, сего; ра;ди вои;стину вселе;нский учи;тель был еси;, я;ко всяк во;зраст и вся;ко зва;ние от тебе; поуча;ется. Мы же, гре;шнии (имена), по еди;ному ки;йждо свое; дарова;ние иму;ще, едине;ния ду;ха в сою;зе ми;ра не и;мамы, но быва;ем тщесла;вии, друг дру;га раздража;юще, друг дру;гу зави;дяще; сего; ра;ди дарова;ния на;ша разделе;нная не в мир и спасе;ние, но во вражду; и осужде;ние нам явля;ются. Те;мже к тебе;, святи;телю Бо;жий, припа;даем, раздо;ром обурева;еми, и в сокруше;нии се;рдца про;сим: моли;твами твои;ми отжени; от серде;ц на;ших вся;ку зло;бу, недоброжела;тельство, го;рдость и за;висть, нас разделя;ющия, да во мно;зех у;дех еди;но те;ло церко;вное невозбра;нно пребу;дем, да по словеси; твоему; моли;твенному возлю;бим друг дру;га и единомы;слием испове;мы Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, Тро;ицу Единосу;щную и Неразде;льную, ны;не и при;сно, и во ве;ки веко;в. Ами;нь.


Рецензии