Проникновение здравомыслием в музыку
Johann Wolfgang Goethe
“Ремесло
Поставил я подножием искусству:
Я сделался ремесленник.»
“Звуки умертвив,
МузЫку я разъял как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.»
«Моцарт и Сальери», А.С.Пушкин
https://www.youtube.com/watch?v=h6P28tFdtDA
У меня, в отличие от Goethe и пушкинского Сальери, другой подход: Стараюсь связать музыкальную тему с каким-то ясным и чётким понятием в Сознании. Удача в этой миссии приходит крайне редко (у меня лично, разумеется).
Вот один из редчайших успешных случаев.
Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»
Другой случай – это последняя часть Девятой симфонии Бетховена: Диалог композитора с, казалось бы, его же Вдохновением.
Композитор предлагает Вдохновению тему для финала, а оно, одну за другой, их отвергает.
И делает, наконец, ВЫБОР!
УРА!
НО ЭТОТ ВЫБОР Вдохновения – ЛОЖНЫЙ! Ибо это был диалог композитора НЕ с Вдохновением, как показалось Бетховину в минуты творчества, а с приступом Идиотизма, когда критическое чувство человека заперто наглухо и его не слышно и не видно.
И поэтому подсказка идиотическая принимается за некое Знамение Свыше.
Бетховен чуть позже почувствовал, что выбор неудачен, но то ли сроки договора поджимали, то ли ничего лучшего в голову не приходило, и он решил схалтурить, введя массовое хоровое пение, совершенно неуместное, и наращивая крещендо оркестра, надеясь громом сотен голосов, труб, литавр, барабанов и всего струнного, что есть в оркестре, заглушить бездарность выбранной темы (неудачного повторения своей «Фантазии для фортепиано, хора и оркестра», написанной за девятнадцать лет раньше и как раз, ТОГДА, очень удачной!!!)
Прямо. первая цитата Сальери. вышеупомянутая.
Люблю для таких случаев повторять слова Гамлета:
«Ты ГЛОТКОЙ взять хотел!»
В балете Чайковского мне с юных лет запомнилась музыка сцены, когда Фея Сирени и принц Дезире плывут к заколдованному замку. Слегка вибрирующая и мягкая тема, но как будто ЧТО-ТО ОБЕЩАЮЩАЯ:
Вот-вот произойдёт что-то ЧУДЕСНОЕ!
64.5% по времени от начала записи.
Эта мелодия УНИВЕРСАЛЬНАЯ, на мой взгляд. Не связанная только с либретто балета!
Она передаёт ощущение души, которая мучительно билась над решением некой невероятно трудной проблемы и вдруг ПОЧУВСТВОВАЛА, что БОЖЕСТВЕННОЕ ВДОХНОВЕНИЕ ПРИШЛО! И, хотя проблема ещё не решена, но чувство, что ты СМОЖЕШЬ ЕЁ РЕШИТЬ, уверенность в успехe уже пришли. и они не обманут тебя!
Такое у меня чувство.
Faciant meliora potentes.
24 XI 2024
Свидетельство о публикации №124112500733