Дислексия
«Словесная слепота» - так называли в конце девятнадцатого века случаи нарушения письма и речи. И хотя, в 1877 году R.Berlin предложил новый термин – «дислексия», он не сразу прижился в среде исследователей.
Обратите внимание, что если раньше к дислексикам относили в среднем 2-5% школьников, то в последние годы по разным оценкам в России, США и Англии она встречается уже у 20% младших школьников.
«Феномен дислексии широко исследуется, однако никакой ясности относительно причин возникновения и механизмов развития дислексии пока нет», как нет и однозначного толкования самого термина дислексии, говорится, например, в статье О.В. Левашова. «Функциональная асимметрия магно- и парвоцеллюлярной систем (М и П) (физической и тонической) при локальных поражениях мозга и при дислексии: нейробиологический подход»
Первым направлением в изучении причин возникновения дислексии было оптическое. Этим занимались еще Г. Гельмгольц, Ф. Варбург, П. Раншбург. Ими описаны такие нарушения у лиц с дислексией, как сужение полей зрительного восприятия и замедленность зрительного узнавания букв и слов, нарушения зрительной памяти, нарушения движений глаз.
Более поздние исследования подтверждают, что у лиц с дислексией возникают трудности и с рисованием, обнаружены нарушения в процессе внимания.
По данным некоторых физиологических исследований дислексики давали более низкую контрастную чувствительность на низких пространственных частотах, у них часто бывает снижена способность обнаружения мельканий или движущихся зрительных стимулов
Предложенный Павлидисом (1997) тест с точностью 90% позволяет отличить дислексиков от недислексиков в задаче плавного прослеживания движущейся точки. Слова в процессе чтения имитируются световыми точками. Исследование движения глаз могут служить ранним диагностическим признаком не только дислексии, но и таких неврологических болезней или мозговых дисфункций, как множественный склероз, шизофрения, болезнь Паркинсона и СПИД.
Кроме того, мы знаем, что зрительная стабильность взора может быть снижена за счет нарушения бинокулярной фиксации. Это может привести к трудностям чтения, поскольку ведет к неустойчивому зрительному восприятию. В таком случае буквы кажутся нечеткими. Иногда человек может заметить, что буквы и слова «прыгают» или «наползают друг на друга».
Проблема дислексии становится все более актуальной. В некоторых оптиках за рубежом таким пациентам оказывают специальную помощь.
Эта статья была написана мною еще в 2012 году, но думаю, актуальности не потеряла
Друзья, приходилось ли вам сталкиваться с подобными проблемами? Задаете ли вы вопросы, которые помогли бы эти проблемы выявить?
#optiklass #оптометрия #обучениеоптометрии
Свидетельство о публикации №124112505026