Дислексия

Помню, что у нас в классе училась девочка, которую прозвали ЛариПсой, добавив в ее имя букву «П» за то, что она часто путала буквы в словах или добавляла в слова лишние буквы. Только позже я узнала, что пропуски и добавления букв, их перестановки, а также замедленный темп чтения, побуквенное чтение, угадывающее чтение, замены и повторы букв, слогов и слов, все это - признаки дислексии.

 «Словесная слепота» - так называли в конце девятнадцатого века случаи нарушения письма и речи. И хотя, в 1877 году R.Berlin предложил новый термин – «дислексия», он не сразу прижился в среде исследователей.

Обратите внимание, что если раньше к дислексикам относили в среднем 2-5% школьников, то в последние годы по разным оценкам  в России, США и Англии она встречается уже у 20% младших школьников.

 «Феномен дислексии широко исследуется, однако никакой ясности относительно причин возникновения и механизмов развития дислексии пока нет», как нет и однозначного толкования самого термина дислексии, говорится, например, в статье О.В. Левашова. «Функциональная асимметрия магно- и парвоцеллюлярной систем (М и П) (физической и тонической) при локальных поражениях мозга и при дислексии: нейробиологический подход»

Первым направлением в изучении причин возникновения дислексии было оптическое. Этим занимались еще Г. Гельмгольц, Ф. Варбург, П. Раншбург. Ими описаны такие нарушения у лиц с дислексией, как сужение полей зрительного восприятия и замедленность зрительного узнавания букв и слов, нарушения зрительной памяти, нарушения движений глаз.

Более поздние исследования подтверждают, что у лиц с дислексией возникают трудности и с рисованием, обнаружены нарушения в процессе внимания.

По данным некоторых физиологических исследований дислексики давали более низкую контрастную чувствительность на низких пространственных частотах, у них часто бывает снижена способность обнаружения мельканий или движущихся зрительных стимулов

Предложенный Павлидисом (1997) тест с точностью 90% позволяет отличить дислексиков от недислексиков в задаче плавного прослеживания движущейся точки. Слова в процессе чтения имитируются световыми точками. Исследование движения глаз могут служить ранним диагностическим признаком не только дислексии, но и таких неврологических болезней или мозговых дисфункций, как множественный склероз, шизофрения, болезнь Паркинсона и СПИД.

Кроме того, мы знаем, что зрительная стабильность взора может быть снижена за счет нарушения бинокулярной фиксации. Это может привести к трудностям чтения, поскольку ведет к неустойчивому зрительному восприятию. В таком случае буквы кажутся нечеткими. Иногда человек может заметить, что буквы и слова «прыгают» или «наползают друг на друга».

Проблема дислексии становится все более актуальной. В некоторых оптиках за рубежом таким пациентам оказывают специальную помощь.

Эта статья была написана мною еще в 2012 году, но думаю, актуальности не потеряла

Друзья, приходилось ли вам сталкиваться с подобными проблемами? Задаете ли вы вопросы, которые помогли бы эти проблемы выявить?

#optiklass #оптометрия #обучениеоптометрии


Рецензии