Анаконда Приднестровья

«Анаконда» Приднестровья.

Готовясь к путешествию по Молдове, я просматривал изданный в 1970 году туристский  путеводитель,  и  в  описании  одного  из  приднестровских сел обратил внимание на упомянутые буквально в  одном абзаце бытующие там предания о гигантских змеях, пожиравших  овец и людей. 
Информация приводилась в качестве  курьеза,  и  здравый смысл подсказывал, что эти «анаконды»  рождены  «устным  народным творчеством», но - село лежало на нашем маршруте и вместе  с  тем же Сергеем Каминским и Таней Янчук мы потратили  несколько  часов на опрос местных жителей.  Выяснилось, что суперзмеи вовсе не такие уж мифические:
 - В июне я на работу шел - рассказывает рабочий местного  кирпичного завода - смотрю, а на опушке серебристая змея лежит,  толщиной с 2-литровую бутылку из-под газировки, а длиной - метров пять точно будет.  Голову на 2-3 пяди приподняла, посмотрела на меня, но не тронула и уползла. На следующий день мой сменщик ее тоже видел. А сам я еще лет десять назад на «запорожце» по проселку ехал - а через дорогу здоровенная змея ползет: хвост с одной  стороны, а голова с другой.  Вот в тот раз я сильно испугался,  даже  ноги поджал - будто гадина пол прокусить могла.
Свидетельство далеко не единственное: о том, что водятся  здесь «гадюки» многометровой длины знают все сельчане,  и  относятся  к этому спокойно. Встречи с суперзмей хотя и не заурядны, но, похоже, и не слишком редки: за недостатком времени  мы  расспросили всего двадцать местных жителей - и сразу нашлись три очевидца.
Позднее о том, что по  берегам  Днестра  встречали  необыкновенно больших змей, нам рассказывали водители попутных машин  и  просто случайные собеседники.  Особых противоречий в описаниях, несмотря на «каверзные» вопросы о форме головы и других анатомических  деталях, не было. На первый взгляд, существование  крупного  пресмыкающегося  неизвестного науке  вида  кажется  в  тысячелетиями  обжитых  районах Украины невозможным. Разве есть здесь кормовая база для огромного хищника, почему он остается неизвестным?
Все аборигены связывают «суперзмей» с рекой - а по ее левому  берегу, между лежащими «на верху» бескрайними полями и поймой, хотя и в меньшей степени, но также освоенной человеком, полосой  шириной минимум в километр,  а  длинною  в  сотни,  тянутся  настоящие джунгли: настолько густо зарос крутой террасированный  берег  деревьями и кустарником.  Мы смогли убедиться,  что  здесь  богатая флора и фауна, множество оврагов и неглубоких пещер -  и  практически никаких следов человека... («Лабиринт»).
 

Оборотни в Молдове: литературные доказательства
Вопреки распространенному среди специалистов нашей страны мнению существование «гибридных волков» в Молдове было подтверждено зоологами еще 40 лет назад. «Молодая цветущая мать улыбалась, думая о пятилетнем сынишке и не знала, что сзади к ней уже вплотную подкралась смерть…
Вначале она ощутила сильный толчок в спину, от которого, не удержавшись на бревне, упала вниз лицом. И тут же в ее шею, чуть ниже затылка, впились тупые неумолимые ножи… В первый момент женщина растерялась, потом стала отчаянно бороться. Закидывая руки назад, она пыталась, оттолкнуть своего врага, но пальцы путались в густой жесткой шерсти, и руки бессильно скользили по упругому извивающемуся телу зверя.   
Тогда женщина сделала попытку перевернуться на спину, однако мощные, твердые, как дерево, лапы упирались в ее лопатки и плотно прижимали к земле. Она слышала рыкающий храп, ощущала горячее дыхание хищника. Из прокушенной шеи начала фонтанами хлестать кровь, и над поляной зазвенел пронзительный вибрирующий крик - крик боли и отчаяния…
Челюсти зверя сжимались все туже, в его зубах захрустели позвонки. Истошный крик погибающей сменился слабым стоном, но скоро умолк и стон. В расширенных ужасом глазах женщины померк свет летнего дня. Через час над поляной по-прежнему порхали бабочки».
Это не цитата из нового романа Стивена Кинга и не сценарий голливудского фильма ужасов. Это отрывок из повести Оборотень, изданной еще в Советской Молдавии в 1982 году издательством «Литература артистикэ». Повесть знаменитого когда-то, а сейчас, к сожалению, почти забытого писателя и зоолога Герасима Успенского, известного своими научными экспедициями - как международными, так и по всей территории Советского Союза.
Что важно и интересно - последние десятилетия Герасим Успенский жил в Кишиневе. Будучи не просто популяризатором науки и талантливым писателем, а и серьезным ученым, Успенский в каждом произведении опирался исключительно на научные факты.
Sputnik Молдова писал про так называемых «гибридных волков», - животных, возникших как результат кровосмесительной связи волка и собаки, такие животные отличаются могучим телосложением и бесстрашием, сочетая в себе собачью открытость к человеку и волчью агрессивность. В некоторых случаях, в природе, гибридные волки становятся серьезнейшей опасностью не только для других животных, но и для человека.
Именно такой случай в повести Оборотень и описывал Герасим Успенский - как гибридный волк убивал людей, с такой жестокостью и бесстрашием, что в народе поползли слухи о том, что в лесу появился оборотень. Главный герой повести выследил и убил «оборотня» - гибридного волка, вот как он описывает животное.
«Осматривая зверя, я отмечал его особенности. Окраска шерсти - волчья, только на затылке и между ушами слишком много бурых тонов. Челюсти и зубы - типично волчьи и очень мощные. Лапы, хоть и невероятно большие, тяжелые, но - как у волка, с овальным следом. Хвост - короче и тоньше, чем у волка, а его конец загнут кверху. На морде - бело пятно… И этот глухой, харкающий лай, который я, наверное, запомню на всю жизнь.
Догадка пришла сама собой: да это же ублюдок, помесь волка с собакой! Его матерью наверняка была волчица. Он вырос в волчьем логове и стал настоящим диким хищником, а от собаки-отца унаследовал неустрашимость перед человеком, вредную и нелепую для дикого зверя неустрашимость, которая и привела его к гибели.
Но у этого выродка чрезвычайно ярко проявилось то, что биологи называют гетерозисом или гибридной силой. Отсюда и такие размеры, такая массивность тела. Я попробовал приподнять зверя за ноги и… отказался от этого».   
Как видно, зоолог и писатель Успенский еще десятилетия назад предупреждал в своей повести об опасности подобных гибридов, а с учетом того, что каждая его книга это по сути переработанное документальное исследование, можно сделать вывод, что случаи убийств гибридными волками людей встречались в истории нашей страны в прошлом.
И, кстати, очень жаль, что после обретения Республикой Молдова независимости, книги Герасима Успенского не переиздавались. Да и память об этом замечательном ученом и писателе живет теперь только в сердцах поколения, перешагнувшего 40-летний рубеж - тех, кто штурмовал библиотеки в 70-е и 80-е годы прошлого века. («Спутник»). 


 
Установлено: В тех странах, где часто появляются бесы-русалки, криптиды, призраки, НЛО и др.
- там и проявляются половые извращения в человеческом обществе


Cтригои, вырколаки, вампиры и призраки
Живые стригои, стригои мертвые, оборотни и другая нежить – это странные и устрашающие существа, от которых человек нашел средства защиты – от обмазывания чесноком окон и дверей дома до железного кола в сердце мертвого, которого считали стригоем, и многие другие методы. Ночь стригоев – с 29 на 30 ноября.
Стригоями также называли и ведьм, ставших вампирами ещё при жизни. Стригой - вампир, в которого превращаются повешенные люди, а также те, кто умер не своей смертью. Стоит здесь отметить, что во многих древних культурах сохранилось поверие в так называемых заложных покойников, которые умерли не своей смертью и вынуждены доживать свой век на земле в виде тех или иных существ - русалок, привидений, вампиров-стригоев и так далее. Стригои также присутствуют и в молдавской мифологии, где их называют - стриги.
Этимология слова «стригой» происходит от румынского слова «striga». Этимология слова «морой» до конца не выяснена, но некоторые исследователи связывают его со словом «mor» (мор), которое есть во многих культурах и всегда обозначает что-то негативное, смертельное: mare (инкуб, англ.), nightmare (кошмар, англ.), morbus (болезнь, лат.), mors (смерть, лат), мор (эпидемия, болезнь, рус.), кошмар, мрак, марево, смерть, Мара (богиня смерти, слав.). По всей вероятности, изначальное название этих существ именно «морои», потому что «стригой» произошло от латинского слова «strix», которое обозначает сову-сипуху, по поверьям римлян выпивающую кровь у детей.
Образ стригоя очень похож на образы вампиров других стран. Стригои - это заложные покойники, злые люди, либо одержимые нечистой силой, которые после смерти встают из могил, насылают кошмары, пьют кровь людей. Стригои не разлагаются в могилах, поэтому считается, что вампир, даже спустя много лет, лежит в гробу словно живой. Чтобы убить стригоя-вампира, ему втыкали деревянный кол в сердце, а также отрезали голову и клали её лицом вниз (иногда в ногах). Ещё одним верным способом является сжигание покойника.
В гроб тем покойникам, которые вызывали подозрение, могли класть чеснок, или ветки розы, которые губительны для вампиров. Также могли положить горсть проса, которое, по поверьям, вампир обязательно должен пересчитать, прежде чем покинуть могилу, на что у него уйдёт вся ночь. Ещё одним интересным обычаем является серп, который устанавливали прямо над шеей покойника.
Таким образом, если умерший окажется стригоем и попытается встать, он обезглавит сам себя. Чтобы найти могилу стригоя на кладбище, древние жители Румынии и Молдавии приводили лошадь и заставляли её перешагивать через могилы. Если лошадь начинала сопротивляться, упираться, вставать на дыбы, не желая перешагнуть через могилу, то это указывало на тот факт, что под землёй живёт стригой.
Мир мертвых – это закрытая система с входом, но без выхода. Проблема возникает, когда не все те, кто уходят из этого мира, попадают в тот мир. По разным причинам некоторые души умерших, которые после 40-50 дней трудного пути не добираются до мира иного, возвращаются и несут зло сообществу, в котором они жили, в первую очередь своим семьям (стригои или морои – вампиры) или астральном телам (вырколаки). Эти заблудшие души связаны посмертно с некоторыми душами живых людей (приколичи – оборотни), которые в определенные ночи покидают свои тела, вредят односельчанам, а до рассвета возвращаются к своему человеческому облику.
Призраки были разделены в воображении народа на несколько категорий в зависимости от того, как надолго они покидают тела. Стригои, русалии и вырколаки происходят от душ, окончательно покинувших тело после смерти; приколичи – это духи, временно выходящие из человеческого тела и превращающиеся ночью в различные существа. Первые называются еще и мертвыми стригоями, а вторая категория – это живые стригои. Говорят, что у стригоя лысая макушка. Он не ест чеснок и лук, боится ладана, а в ночь на «святого» Андрея спит на улице. Его позвоночник завершается хвостом, покрытым шерстью.
В стригоев могут превратиться души детей, умерших некрещеными; мертвых, которые в жизни сделали много плохого, враждовали с другими; тех, кто умирает преждевременной смертью (повешенных, утопших, застреленных...). Стригоями становятся и души больных, которые во время болезни оставались без присмотра, и в это время через них переходила кошка, а также души неприсмотренных умерших, через которые также проходила кошка, собака, курица или любая другая птица или мышь. Отсюда традиция охранять тело усопшего до его погребения.
Если в деревне засуха, это означает, что там есть стригойка, которая мешает пролиться дождю; если идет дождь с градом, то это Бог наказывает стригоек, которые не дают «идти чистому дождю», но если идет дождь с солнцем, то считается, что одна из стригоек выходит замуж.
Стригои отбирают молоко у коров, ману пшеницы, силу людей, мешают идти дождю, приносят град и вызывают мор среди людей и скота. На Георгия парни обливают девушек водой, чтобы защитить их от стригоек и чтобы они не превращались в таких существ. Чтобы убить стригоя, ищут могилу того, кого считают стригоем, священник читает над ней определенные молитвы (которые чаще всего не помогают), затем вонзают в мертвеца кол из дуба, тиса или ясеня, прибивают его гвоздем или вонзают нож, чтобы он не мог выходить из гроба и вредить людям.
В это время они покидают человеческое тело во время сна, выходят через дымоход или дверь дома, оборачиваются три раза, чтобы воплотиться в животное (волк, собака, кошка, свинья, баран, курица, лягушка), и, садясь верхом на цепы, бочки и мётла, отправляются в только им известные места. Там они вновь превращаются в людей, и бьются цепами, царапают и ранят друг друга, пока один из них не выходит победителем. Тот и становится их руководителем в течение года. Затем они друг друга оплакивают, раны мгновенно заживают и, помирившись, они возвращаются домой до пения первых петухов.
Особенно опасны стригои для его родных. Поднявшись из могилы, вампир в первую очередь идёт домой, где и начинает вредить, насылать кошмары, пугать, мучить людей, а также нападать на живых, чтобы выпить кровь. Стригои под похожими именами существуют в мифологиях и других стран. В Словакии, Польше, Словении, Хорватии и Албании - это Штрига - ведьма, которая отбирает молоко у коров, насылает болезни и пьёт кровь у спящих детей. На Западной Украине и в Словакии штрига - душа ведьмы в виде ночной бабочки, которая является вампиром. На Русском Севере и Поволжье сохранилось поверие в «стриг» - колдуньи, которые состригают колосья в чужом поле в ночь на Ивана Купалу.
Конечно же, стригои, морои, штриги, стриги - это лишь позднейшая демонизация духов предков. В языческих культурах духи предков в определённые дни или по необходимости могли приходить к людям. Для них устраивались праздники и даже ставились отдельные блюда на обеденном или праздничном столе. Тоже самое произошло и в Древней Руси. Современный термин «вампир» произошёл от древнерусского слова «упырь», который в глубокой древности означал дух предка и никак не был связан с кровопийцами и злобными сущностями.
Как избавиться от стригоев? В ночь стригоев люди обмазывали себя чесноком, прятали цепы, шумели, звали нежить по имени (Морой, Стригой), зажигали костры, тщательно охраняли скот и пастбища и т.д. В Молдове Ночь стригоев называлась еще Охраной чеснока и отмечалась так же широко, как Новый год сегодня.
________________________________________
Таинственные животные в Молдавии. 2
 
Стрыга
Стрыга - в западно-славянской и карпато-балканской нежить, упырица, пьющая человеческую кровь. Происхождение свое ведут из римо-латинского фольклора, в котором считалось, что strix (обычные совы-сипухи) высасывают кровь у детей. Потом римские стриги превратились в ведьм, потомков гарпий. Эти ведьмы ночами тоже нападали на младенцев в облике сов-сипух. Овидий в «Фастах» говорит:
Хищных порода есть птиц, не тех, что томили Финея
Голодом жутким, но тех, что походят от них:
Головы их велики, очи зорки, а клюв беспощаден,
В крыльях видна седина, крючьями когти торчат.
Ночью летают, хватают детей в пеленах колыбельных
И оскверняют тела тех младнцев грудных.
Клювами щиплют они, говорят, ребячьи утробы
И наполняют себе выпитой кровью зобы.
Впрочем, Петроний в «Сатириконе» утверждает, что стриги всего-навсего подменяют младенцев, оставляя родителям соломенные чучела.
Именно из мифа о стригах выросли многие легенды о вампирах, влившись в представления самых разных народов, живущих в Европе. От средневековой французской формы слова estrie, например, известны ведьмы-вампиры эстри в фольклоре европейских общин евреев. Наиболее распространены формы этого слова в карпато-балканском регионе. Собственно, strig; (strigoi) по-румынски и есть «вампир», отсюда же произошло и албанское «штрига».
В албанском фольклоре штрига уже не превращается в птицу, напротив, принимает человеческую форму (предпочитая образ старой женщины, часто вселяется в тело умершей темной ведьмы). Она питается spiritus vita (жизненной силой) человека ночью, пока он спит. Предпочитает детей, потому что в них больше жизненной силы. Если в семье несколько детей, то покончив с одним, штрига обязательно придет за другими. Жертвы штриги заболевают, впадают в кому и, в конечном счете, погибают. Однако штрига (и только она) может исцелить ребенка, чью силу забрала. (Кирилл Королев «Энциклопедия сверхъестественных существ»).


Яломиште
Яломиште - валашский аналог кицуне, лиса-оборотень, выполняющая, кроме того, функции духа-хранителя леса
Вообще валахи не очень любят распространяться про свою лису-оборотня. Очень уж они суеверные, эти валахи - думают, что если много разговаривать о яломиште... Да что там, «много», достаточно простого упоминания, и яломиште может услышать. Чем это обернется - никто не знает. Может, и ничем. А может и ого-го-го. В общем, не любят местные дразнить эту лису-оборотня, называя ее по имени. В каком-то смысле, у ее - у этой лисы - и имени-то нет. Потому что слово «яломиште» означает «кто с Яломицы». Землячка, значит, или земляк. Чего их беспокоить-то попусту?.. Тем более что они не больно-то людей жалуют. Шумные они, люди-то.
Что ж это за яломиште? В животном виде это лисица с очень ярким, почти кислотного окраса мехом: не рыжим - пламенеющим, не чернобурым - дымчато обсидиановым. А иногда еще и белая прядка имеет место быть, на кончике хвоста или на грудке. В остальном - лиса как лиса, ни чудовищными размерами, ни огромной силой не отличается. Разве что сверхъестественной хитростью да умению следы запутывать - это яломиште может. Да, так следы запутать может, что неудачливый следопыт только у обрыва опомнится. Если успеет. И если повезет.
А если не повезет, то через сколько-нибудь времени выйдет к соседней деревне человек в порванной одежде с большими провалами в памяти… Или грибники под кустами найдут незнакомца с пустыми глазами и тоненькой ниточкой слюны (скажем, под усами). А могут никого не найти. Просто не обратят внимание на то, что в районе деревни появился еще один барсук, еж или сойка.
Это волшебный игры у яломиште такие. «Шутим мы так!» Ага. Зато яломиште практически никогда людей не убивает. Как и люди не убивают яломиште. Не то чтобы это сознательный такой паритет. Просто креста или молитвы яломиште не боятся, экзорцизм на них не действует, серебро не берет. Так сами валахи говорят. А потом добавляют, что никто особо и не пробовал. Да и зачем?
Яломиште - сибаритки и затворницы, гедонистки и мизантропки (считается, что лисичек среди яломиште больше, нежели лисов). Они любят полутона и тени, тишину и покой, вечерний закат и едва уловимое журчание родника. У каждой яломиште есть любимый родник, ключ или криничка. Ручеек, на худой конец. Вода в нем всегда чиста и прозрачна. Зимой водоемчик никогда не замерзает, а летом не зарастает водорослями. И живности в нем никакой не бывает. Зато если в ночь весеннего или осеннего равноденствия испить из него водицы, то станет понятен язык птиц и зверей, ветра и трав, воды и камней.
Когда яломиште принимает человеческий облик, выделить ее из толпы практически невозможно. Разве что... Скажем, изящное телосложение, седая прядка в волосах, странного цвета глаза (от травянистого до почти янтарного) с легким прищуром да некоторая... порывистость что ли... в движениях. Да, не густо. Тут и сам уверенным не будешь, что яломиште увидел, не то что кому рассказать. А если этот человек в черное с зеленым одет, так ведь и это ни о чем не говорит, правда?
Вообще, в людей яломиште превращаются намного реже, чем кицуне (мизантропы, что тут поделаешь), зато на дольше. В таком случае яломиште поселяется где-нибудь на отшибе: крайний домик в маленькой деревеньке, заброшенная охотничья сторожка, старый будан дровосеков... А дровосеки с охотниками яломиште уважают. Ну, по крайней мере, стараются не ссориться и потому носят к ближайшей реке угощение: хлеб с молоком. После этого у них обычно улучшаются навыки ориентации в лесу, они чаще натыкаются на грибные поляны, ноги сами приводят их в ягодные места, лечебные травы так и лезут в руки... Но вот кто такие яломиште - редкие звери-оборотни или духи-хранители леса - яснее все равно не становится.


Рецензии