Вампиры

Вампиры.

Исторически прибалтийские государства не имели существенных традиций, связанных с вампирами, хотя они и разделяли веру в то, что умершие могут возвращаться, со своими польскими и русскими соседями.
Один случай вампиризма в Литве был включен Монтегю Саммерсом в книгу «Вампир в Европе» и после этого часто попадал на страницы разных издании в XX веке. Это дело имели отношение к событиям, произошедшим в жияпи капитана Покровски. В деревне, неподалеку от своего фамильного имения, капитан Покровски узнал о человеке, который недавно женился во второй раз и становился все более вялым и бледным. Он сообщил, что односельчане этого человека считают, что его атакует вампир. Покровски направил к нему врача, чтобы тот провел обследование.
Доктор обнаружил потерю крови и маленькую точечную ранку на шее. Больше не было ни одной раны, способной привести к потере крови. Никакие средства не могли предотвратить увеличение этой ранки, и в конце концов этот человек умер. После его смерти жена из соображений безопасности покинула деревню, чтобы не подвергнуться расправе со стороны односельчан, так как ее считали вампиром, который убил своего мужа.

 
Айтварас
Айтварасом называют в Литве летучий дух, который является людям чаще всего в виде огненного яркого всполоха. Говорят, его любимое увлечение - заплетать гривы лошадям. Айтварас, по литовским поверьям, носит в дом богатство. А еще, из-за него по ночам снятся кошмары. 
Вот что рассказывают про айтвараса  крестьяне. В деревне Кукай, что неподалеку Лауксодиса, была у одного крестьянина. Мартинайтиса, баня. И вот как-то вечером пошли бабы мыться.  Идут они, и вдруг из-за соседского сверкнул шар красный - и взлетел. Блеснул - и спустился на клеть другого соседа. Стали они Мартинайтиса расспрашивать, что, мол, это такое? Он и говорит: 
- Айтварас это! А коли вам охота поймать его, полы одежды крест-накрест запахните - вот и поймаете. 
А сосед с той самой поры сильно разбогател. 
Поговаривали в народе и о том, что можно этого айтвараса тайно вывести у себя дома. Кому же разбогатеть не хочется? 
Желающий завести своего собственного айтвараса должен держать дома семь лет черного петуха. На восьмом году петух снесет яйцо - продолговатое, посередине словно пояском перетянуто. Петух сам его должен высиживать. В конце концов, говорят, из яйца вылезает огненный червь, длинный словно уж, и принимается летать повсюду. Он приносит в дом молоко, зерно, деньги. Одно плохо: в доме, где живет «такая птица», хозяйка не расстается с болезнями, хворает постояно. А каждое утро ей приходиться кормить айтвараса яичницей. Впрочем, вероятно, это не очень большая плата за достаток в доме.
Айтварос - Мужской божок блуда, приложник или инкубус, нападающий на спящих девушек. Обитает за заборами, отчего и назван Айтверасом, буквально «зазаборником». К.Ширвид в своем словаре называет его Айтварос, по-латински - Инкубус, по-польски - Летавец.
У литваков, называющихся литонцы или литовенцы, «мара, дух мужского пола, который будто мешок песка давит спящего человека, ночью садится на коней или на девушек, отчего те покрываются потом. Он способен проникнуть в дом даже через замочную скважину. Невежественное население и по сей день верит в него.
Якобы в Литве существуют о нём поверья: в первый раз как невиданое существо напал во сне на девушку, другой раз показался ей в образе летавца (летающего огненного змея, метеора). Проникая в хранилища старых, запасливых хозяек, крадет мясо, колбасы, молочные и прочие продукты, которые вместе с деньгами относит излюбленной девице. И та, обольщённая соблазнами этого духа, уже не способна никакими способами избавиться от любви к нему.
Интересное упоминание об этих божках оставили нам Прусские Хроники: В лето 1247, когда крестоносцы уже Помезанией владели, и тамошний люд, по-своему, к вере христианской как будто склонили; но в продолжительных кознях и боях с жителями других провинций, заручившихся поддержкой Святополка, княжича Померанского, не имея, как видно, достаточно времени на усиление своей власти в Помезании, не сдюжили укрепить в вере новообращенную паству.
В сей смуте явились свету божки, называемые Айтарасами, появлявшиеся всё чаще, открыто либо скрытно по ночам, а то и принимая образы живых людей. Мучили жён, искушали мужей, склоняли крепких духом и сильных верой во грехи, топили в реках, вешали на деревьях, словом, творили неисчислимые преступления и мракобесия. Иные девы рассудок теряли.
Испуганный люд возвращался к языческих жрецам. Те говорили, что высшие боги послали сих духов скверны в наказание за то, что народ перестал чтить их веру. И это вернуло людей к вере жрецов, передавших ту волю богов. И те заговорами поклялись изничтожить Айтваров, а люд Помезании присягнул отныне не принимать веру христианскую и всех христиан до последнего среди своих на корню извести, и тем обеспечить защиту своей древней веры. И так ладно хитростью творятся чудеса в глазах легковерных.
Франсуа Ноэль в «Мифологическом словаре» под артикулом «Инкубус» сообщает: «Это злые духи, которые, как считается, приходят душить мужчин и женщин тяжестью своего тела. Это то, что по-французски зовётся Кошмаром. И также именуется Фавном и Сатиром, по причине их похотливости. В невежественные времена демонологи придумали демонов возлежащих - инкубусов и подложниц - суккубов, преследующих людей бесстыдными образами во сне, и даже тех, кто хранил целомудрие. В древности таких демонов-искусителей обожествляли под именами Ephialtes у греков и Hyphialtes у римлян». (Теодор Нарбут «Истории литовского народа. Литовская мифология»).


 
Установлено: В тех странах, где часто появляются бесы-русалки, криптиды, призраки, НЛО и др.
- там и проявляются половые извращения в человеческом обществе


Летающие люди
В ходе опроса населения белорусско-литовского пограничья недавно интересную запись сделал Ю. И. Внукович, канд. ист. наук, сотрудник отдела фольклористики и культуры славянских народов Центра исследования белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси. Она была опубликована в ежегоднике «Беларускi фальклор» за 2016 год. В д. Барванишки Виленского р-на (территория Литвы) местная жительница Леонида Удырыш рассказала ему о том, что люди часто наблюдают, как по воздуху перемещается человек, которого называют «лапыр, лапыр». Даже кони хрипели при его появлении:
Нешта нейкае ест. Нешто. Як коні пасьціла. Тут сенажаць бальшая. І ў начную пасьціла. Ну так гэты во... Кажа нехта: такі лапыр, лапыр! Як у поветшы ляціць, казалі. Чалавек! А так страшна, аж коні захрапуць! Аж коні, ка’, захрапуць. Страшна так. А хто там ляціць? Во такі во. І адзеня гэта длуга, Бог знае якое і што... Страх бярэ, маму: «Хадзі ты палядзі! Чы мне ўжо здаецца?» Мама кажа: «Гэта што па месяцы ходзя, мусі!»
– А хто?
– Во як во, із хаты выдзе. Як новы месяц пасьвеця на чалавека поўны і надто шкодзонцы. Можаш па месяцы лётаць. По поветшы, казалі, ляціць. Ну і да зямлі, казалі, ні туляцца. Тады ўжо тата ні баяўся. Ну і гэты. Прышоўшы расказуе, але кажа, во што робіцца. У нашай вёсцэ нехта па месяцы... у паўвёскі выляцеў ён. Ну і што? Але не правяралі, але відзелі як ляцеў чалавек.
Также очевидцы могли в сумерках увидеть пролет крупной птицы, метеорологического зонда или наполненного гелием шара. И все же не все детали таких приземлений вписываются в эти версии. Внимание на себя обращает и профессия большинства очевидцев – пастух, который в белорусском фольклоре считается мифологизированной личностью. Чаще всего именно такие люди первыми встречаются с Божьей Матерью или Иисусом Христом.
В любом случае, даже если эти истории и не загадочны по своей природе, некоторые из них уже стали частью местных легенд, а, как минимум, одно было отмечено постановкой креста и какое-то время собирало возле себя паломников. Может не так и важна их природа, ведь они уже в любом случае стали частью нашего легендарного наследия…

Тиесс из Юргенбурга (Юрбаркас, Литва)
Следующая история имела место в Юрген-бурге в 1692 году. Её главный герой - 80-летний старик по имени Тиесс. Он признался в том, что являлся оборотнем. А началось всё, по его же словам, с того, что однажды он повстречал в лесу колдуна, который сломал ему в стычке нос. Этого колдуна звали Скейстан. По свидетельству Тиесса, Скейстан с другими колдунами вредил селянам, препятствуя посеву и сбору урожая зерна. А само зерно колдуны отправляли в ад нечистой силе. И Тиесс был вынужден спускаться в ад с другими оборотнями, чтобы забирать зерно и возвращать его крестьянам.
Противостояние оборотней и колдунов происходило трижды в год и только по ночам: в ночь «святой» Люсии, на Троицу и на святого Иоанна. Но если оборотни спускались в ад недостаточно быстро, то колдуны запирали врата в ад, пряча зерно. Тогда на земле случался неурожай. Оборотни вступали в схватку с колдунами, вооружившись металлическими прутьями, а колдуны бились мётлами и деревянными папками. Такой рукоятью для метлы Тиессу сломали нос.
Местные власти, услышав признание Тиесса, были немало озадачены, т. к. считали оборотней слугами дьявола. Тиесс сообщил также, что души оборотней отправляются на небеса, ибо считаются псовой сворой Бога, защищающей род людской от происков дьявола. Получалось, что оборотни - защитники людей. Тиесс утверждал, что оборотни живут в лесах Германии и России, где тоже защищают крестьян. Тиесс отверг обвинение, что он заключил договор с дьяволом, но отказался от встречи с местным священником для исповеди и причащения. В отчаянии власти приговорили Тиесса к 10 ударам плетьми за идолопоклонство и суеверие.

Легенды про Нерингу
Легенда гласит... Давным давно в Балтийском море жило большое морское чудище. Оно топило корабли прибрежных рыбаков, рвало сети и распугивало рыб. Рыбаки не могли поймать рыбы и возвращались домой совершенно пустыми. Большое морское чудище очень обижало людей и они долгое время страдали от её злодейств. Куршские люди не знали как оберечь себя от этого чудища и как его победить.
В одной рыбачей деревне жила девочка-великан. Все люди её называли Нерингой. У девочки-великана было очень доброе сердце, она была смелой, трудолюбовой и помогала всем жителям этой деревни. Как только до неё дошли слухи про злодейства морского чудища, Неринга очень разозлилась. Она твёрдо решила помочь Куршским людям и пошла в дорогу к чудищу.
Проходя через деревни, она увидела бедствующих и нуждающихся людей. Девочка-великан, пробираясь к тому месту, где жило морское чудище, придумала как его победить. Она черпала песок, насыпала его в свой передник и, войдя в Балтийское море, сыпала длинный и высокий вал. Этот вал должен бал отделить большое морское чудище от людей.
Куршские люди были очень рады и благодарны девочке-великану, поэтому образовавшийся полуостров назвали её именем - Неринга. Море, образовавшиеся между полуостровом и побережьем, назвали Куршским. В нём люди плавают, ловят рыбу, купаются и вспоминают смышлённую девочку-великана, которая оберегла от злого Балтийского чудища.


 
Эти опущенные (падшие) ангелы строят из себя страшных упырей с целью запугивания слабовольных людей,
 так как бесы будучи отверженными рассчитывают приподняться за счёт устрашения и унижения слабых.
Но из-за своего позора трусливые бесы боятся тех, кто силён поставить астральную мразь на место


Существо из заброшеной литовской усадьбы
Специалистам Биржайского района (Литва) пришлось реагировать на необычную просьбу о помощи. Многодетная семья утверждает, что в подвале находящейся рядом нежилой усадьбы поселилось таинственное агрессивное животное. Йоланта и Сигитас Латонисы из деревни Пеленишкяй, воспитывающие пятерых детей, утверждают, что весной текущего года впервые заметили рядом с домом невиданное существо – голова, как у овцы, а метровое тело покрыто темной шерстью.
Люди не на шутку перепугались после того, как какое-то существо напало на их 15-летнего сына. Подросток заметил, что на лапе животного была перепонка. Животное поцарапало подростка. Мальчику показалось, что после нападения кто-то, тяжело переваливаясь, удалился в нежилую усадьбу. Латонене возила сына в поликлинику, чтобы сделать уколы от бешенства. На вопрос, что это могло быть за животное, перепуганная женщина ответила: «Мы думаем, что это чупакабра» (мифическое существо, убивающее домашних животных).
Элона Пипирайте, представитель Биржайского филиала Департамента по охране окружающей среды, сказала: «Маловероятно, что в Литве могло появиться какое-то экзотическое животное. Мальчика могло напугать местное животное. Рядом с усадьбой, куда я ездила, есть водоемы. Лапы животного были перепончатыми, я предполагаю, что это мог быть бобер или выдра».


Огненные подсказки
Нередки случаи, когда души, пребывающие в тонком мире, стараются повлиять на ход реальных событий. Наглядным свидетельством этого служат недавние события в доме семьи Петуховых в Вильнюсе. На протяжении пяти месяцев в нем происходили самовозгорания различных предметов. Без всякого внешнего воздействия вспыхивали самые обычные стулья, кресла, диваны, занавески.
Сначала глава семейства Эдуар-дас думал, что причиной возгораний является старая открытая проводка, которая искрит при перепадах напряжения и поджигает находящиеся рядом предметы. В доме сменили проводку, однако это не помогло: вещи продолжали загораться. Когда же вспыхнул оставленный на спинке кресла плед, в который только что куталась хозяйка Валентина, ей пришло в голову другое объяснение.
Самовозгорания начались после того, как они с мужем решили продать дом, доставшийся ей в наследство от отца. Но перед смертью пятнадцать лет назад он категорически запретил ей это делать, а, находясь на смертном ложе, сказал, что с того света будет наблюдать за выполнением своего пожелания. Не случайно пожары начались после того, как они решили нарушить волю покойного. Таким способом он предупреждает, что категорически против продажи дома и спалит его, если она все-таки состоится. Самое же любопытное, что как только супруги отказались от своего намерения, возгорания прекратились.
К этому можно добавить, что испокон века существует традиция исполнять волю умирающего человека, иначе его душе не будет покоя на том свете. Но оказывается, что в противном случае она может не дать покоя и живым.


Рецензии