Снежный человек в Узбекистане
Территория этой республики занята, в основном, пустынями. Только вдоль Аму-Дарьи и Зерафшана тянутся заросли тугаев и в юго-восточной части (Кашка-Дарьинская область) значительные пространства заняты предгорьями Зерафшанского и Гиссарского хребтов. В самой восточной части расположен небольшой хребет Нурату.
Сообщение москвича А.П.Листратова. Он как-то раз услышал рассказ приятеля своего отца – бывшего чекиста о том, что, находясь в 1934 году в командировке в одном из районов Самаркандской области, он зашел в местную больницу и увидел там странное существо. Это был полностью обволошенный мальчик, одетый в обычный полосатый халатик. Ему было на вид года два-три. Он испуганно прижимался к женщине, которая его привела к доктору.
Женщина рассказала, что минувшей зимой она как-то ночью услышала робкий стук в дверь. Выглянув наружу, она увидела этого малыша, мокрого и дрожавшего от холода. Возле дома никого больше не было. Она ввела его в дом, предложила воды, но он отказался. Тогда она дала ему молока, которое он выпил. Так и остался он зимовать у неё в доме. Она сшила ему халатик, какие носят все узбекские дети.
Ни больницу, ни даже города, где всё это произошло, старый чекист через семьдесят лет вспомнить не смог. Житель расположенной в южной части Сурхан-Дарьинской области Норбай Курбанкулов рассказал, что в июне 1987 года, работая трактористом на строительстве дороги между селениями Кентала и Кызыл-Наур, он как-то остался ночевать возле трактора. Ночью его разбудил лязг металла, Он включил фары и в их свете увидел «большую обезьяну» женского пола.
Его поразили непропорционально длинные руки этого существа. Рост её был примерно 160-170 см. Всё тело женщины было покрыто тёмно-коричневыми волосами. Лицо было похоже на человеческое, без шерсти и с низким покатым лбом. Ноги были короткие и кривые. Ослеплённое светом фар животное постояло около минуты и убежало вверх по склону.
Сержант А.Ю.Багин привел рассказ узбека из Кашка-Дарьинской области о «диких людях», которых он называл «аю». Он встречал таких людей во время охоты в горах. Он так описал это существо: Лицом он похож на нас, рост около двух метров. Тело покрыто густой шерстью. У него сильно развитые бедра, отличается огромной силой. Ступни имеет небольшие относительно своего роста – 30 – 35 см. Передвигается большими шагами – до 2 метров, при беге делает скачки до трех метров. Живут аю в пещерах, вход в которые закрывает огромным камнем, который не могут поднять семь человек.
На человека нападают только в случае самозащиты. Иногда аю подходит к отаре и берёт барана. Если чабан пытается отобрать барана, то аю бросает в него камни и, бывали случаи, убивает человека. Обидчика запоминает и потом мстит ему. Так один человек заметил, что аю взял его куртку и спрятал её в камнях. Он пошел туда, забрал куртку обратно и сжег её. Аю, очевидно, заметил это, потому что через некоторое время все жильцы дома этого человека были убиты аю.
Житель города Джизака, выезжающие в выходные дни на склоны расположенного рядом хребта Нурату за грибами, иногда встречают там волосатого явои-адама. На приведенной ниже карте Советского Союза точками показаны места, откуда были получены сообщения очевидцев, встречавшихся с реликтовыми гоминоидами или видевшими его следы. Количество и густота точек примерно показывают относительное количество полученных сообщений.
Надо заметить, что эта карта не отражает истинное распределение мест обитания реликтовых гоминоидов, так как количество сообщений зависит от многих факторов, таких как:
– желание очевидца рассказать о том, что он видел волосатого человека,
– грамотность очевидца, так как на большей части территории СССР чрезвычайно редкое население коренных народов в подавляющем большинстве неграмотно,
– плотность населения в данном районе,
– наличие или отсутствие религиозных, психологических и прочих запретов на обнародование подобной информации,
– наличие или отсутствие обычных средств связи или хотя бы средств сообщения – надо помнить, что 90% территории СССР и стран СНГ до настоящего времени не имеет никаких дорог и средств связи, и сообщение, кроме рек, а на огромных таёжных пространствах и северных тундрах основным средством передвижения, как и сто лет назад остаются собачьи и оленьи упряжки.
Чтобы пощадить патриотические чувства читателя (грамотного, живущего в городе, имеющего разные средства связи, включая Интернет), отметим, что, за исключением развитых стран Западной Европы и Америки, сказанное выше в отношении коренного населения глубинных районов нисколько не лучше.
Северная граница этой страны граничит с Узбекистаном и Таджикистаном и расположены на отрогах Гиндукуша – мощной горной системы, отдельные вершины которой, покрытые вечными снегами, поднимаются на высоты свыше 7 тысяч метров. Природные условия здесь аналогичны природным условиям Памира. Но там более сухо. Много пустынь. И не случайно, что дующий с юга ветер в Таджикистане и Киргизии, когда все вокруг заволакивает густой песчано-пылевой смог, называют «Афганцем».
В конце 50-х годов в адрес Комиссии по проблеме «снежного человека время от времени поступали письма от пограничников, сообщавшие о том, что пограничники неоднократно обнаруживали на контрольно-следовых полосах и тропах следы босых ног, похожие на человеческие, но гораздо больших размеров. Неоднократно пограничники наблюдали диких волосатых «диверсантов» и даже стреляли в них.
В годы Афганской войны советские журналисты (Саид Ашуров, Игорь Бурцев) в беседах с местными жителями слышали от них, что в некоторых районах этой страны и по настоящее время обитают «дикие люди». К сожалению, строгие порядки в зоне боевых действий (а сообщения поступали из этих мест) не дали возможности побывать там. В лесных районах Афганистана местные жители даже встречали целые семьи и группы таких существ. (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»).
В горах под Ташкентом замечено присутствие неизвестных существ
Необычные существа были запечетлены на фото, сделанных под Ташкентом на одной из дач в горах Чимгана. Они были невидимы обычному глазу, но отчетливо проявились на фотографиях, присланных в редакцию «Эзотерических новостей».
По словам нашего эксперта, эти существа присутствовали на Земле в далеком прошлом. А их столь неожиданное проявление объясняется временными разломами… Добавим, что Чимганские горы, расположенные всего в ста километрах от Ташкента, изобилуют множеством необъяснимого и непонятного. Здесь видели следы снежного человека, летающие тарелки и даже русалок в местном водохранилище.
Вот и новые факты. Три подружки-пенсионерки сфотографировали на даче в Чимгане незваных гостей. Причем воочию их не видели. Гости проявлялись на снимках сразу после фотографирования. Перепуганные старушки, всю ночь не спали и на рассвете поспешно ретировались «от греха подальше». Конечно, легче всего обвинить их в мистификации. Но, фотошопом они не владеют и на даче кроме них никого не было.
Экспедиция по Чаткалу в поисках йети
В 1976 году в долине реки Чаткал провела рекогносцировку группа московских исследователей (руководитель В.Макаров). Поскольку Чаткал горная река и на большом протяжении пробивается через узкие ущелья и каньоны, его берега и берега его притоков местами совершенно изолированы от внешнего мира отвесными скалами высотой несколько сотен метров. Доступ туда возможен только с воды. Поэтому группа сплавлялась по реке на надувных лодках.
Планом экспедиции был предусмотрен пешеходный маршрут для обследования средней части Чаткальского хребта с выходом через перевал к озеру Сары-Челек. Кроме оценки флоры и фауны, предполагалось выяснить, не появилась ли какая-нибудь новая информация о судьбе хранившейся в семье умершего охотника Мадьяра засушенной кисти «дикого человека», которую он показывал в 1947 году геологу Агафонову.
Во время перехода через перевал произошёл загадочный случай. Выйдя после изнурительного многочасового подъёма не перевал, группа, несмотря на низкие серые об¬лака, без сил буквально свалилась с ног. В это время кто-то обратил внимание, что внизу на берегу небольшого озерца, по которому плавали отдельные льдинки, на корточках, подперев голову руками и глядя на воду, присев на корточки, сидит «человек». Все в недоумении уставились на этого странного «человека» – что может делать он на берегу ледникового озера, в котором не только рыбы, но и лягушек быть не может? Почему он не ушёл от надвигающегося дождя, ведь до ближайшего посёлка не больше двух часов ходьбы? До озерца было метров 150-200. Решили послать вниз самого молодого – Анатолия Киселёва.
Бросив рюкзак, молодой человек побежал вниз. «Человек», сидевший на берегу озера, очевидно, услышал звук его шагов, потому что он встал и посмотрел в сторону бегущего. Толя крикнул ему: «Где тропа?» «Человек» ничего не ответил, только молча махнул рукой в сторону ледника, язык которого сползал к озеру, где он оканчивался хаотическим нагромождением ледяных торосов, двинулся в сторону ледопада и быстро затерялся среди ледяных глыб. Такое поведение не прояснило странности этого субъекта.
Для любого горца встреча в безлюдной местности с людьми всегда радость и он с удовольствием идёт на контакт, так как он даёт ему возможность узнать какие-то новости, раздобыть лекарства, передать весточку домой. А тут молча махнул рукой и ушёл в ледопад (правда позже стало извест¬но, что именно в той стороне как раз проходила тропинка, ведущая в сторону селения Аркит, расположенного вблизи озера Сары-Челек).
Когда «странный человек» удалился, посланец группы находился ещё слишком далеко от него и не смог его хорошо разглядеть, а бинокль ему дать не догадались, очевидно, от усталости? Когда мы воссоединились, он рассказал, что ему показалось, будто этот «человек» был одет в вывернутый мехом наружу полушубок, так как казался толстым, и на голове были то ли шапка, то ли копна лохматые волос? Он этого не понял. Мы не придали значения жесту незнакомца и начали тяжёлый и рискованный спуск по руслу вытекающего из ледникового озерца ручья.
Когда группа cпустилась с перевала и пришла в Аркит, то выясни¬лось, что ни егеря, ни метеорологи в этот день на перевал не поднима¬лись, и кто бы это мог быть никто понять не мог. А рукой «незнакомец» показал правильное направление – по краю ледопада проходит нормальная тропа на пастбище и дальше в Аркит. Группа остановилась в саду у одного из егерей заповедника, который оказался внучатым племянником старика Мадьяра, упоминавшегося в 3-й главе.
По его словам все родственники старика знали о засушенной кисти, которую старик Мадьяр показывал в 1947 году геологу Агафонову, но не все видели её и, после смерти Мадьяра, просили вдову старика показать эту кисть. Но та ответила, что старик, скорее всего, либо где-то её закопал, либо сжёг. Он перед смертью некоторое время носил шкатулку с этой кистью и бормотал, что она не принесла ему счастья.
Попутно егерь рассказал ещё об одном криптозоологическом объекте. В конце 60-х годов на берегу Сары-Челека решили построить летний домик президента республики. Для выбора места для строительства приехала целая комиссия. Разгуливая по берегу, члены комиссии любовались живописным видом окружающих озеро скал.
Вдруг кто-то обратил внимание на странное живое существо, плавающее метрах в 100-150 от берега. Столпившиеся на берегу члены комиссии увидели, что непонятное продолговатой формы существо тёмного цвета подобно дельфину весело кувыркалось в воде. Ни местные егеря, ни приезжие из столицы специалисты не смогли объяснить, что же это за животное. Увидели «Тянь-Шаньского Несси», удивились, поговорили, уехали и забыли.
Это про шотландского Несси продолжают писать чуть не сотню лет, а про аналогичное загадочное существо, которое видели полтора десятка уважаемых в республике людей, ни одно киргизское издание не обмолвилось ни словом.
На втором этапе экспедиция с определёнными трудностями преодолевая многочисленные шиверы и пороги (река имеет высшую спортивную категорию трудности – повторить этот маршрут может только группа, хорошо подготовленная для сплава по горным рекам), группа обследовала русло Чаткала и нижние части его прито¬ков. На некоторых отмелях было обнаружено много следов различных животных: кабанов, медведей, козлов, куниц и др.
К сожалению, во время сплава по такой сложной реке, как Чаткал, нет возможности надолго останавливаться и удаляться от реки, чтобы осмотреть местность или встретиться с местными жителями. Поэтому второй этап экспедиции носил сугубо разведочный характер, имея целью осмотреть берега, оценить возможность заброски людей и имущества в труднодоступные с берега места.
Когда мы проплывали один из таких саев, с уступа скалы на нас уставилась группа горных козлов. Это очень любопытные животные и подобные сценки встречались нам впоследствии и на горных склонах. Для рогатых зрителей проплывающие мимо лодки с людьми были вроде циркового представления. Такие изолированные уголки – настоящие мини-заповедники живой природы и расположить там группы наблюдателей было бы весьма заманчиво. К сожалению, это так и не было реализовано.
На приведенной ниже фотографии слева отроги Таласского хребта, где был сфотграфирован «Чаткальский след», а справа и на горизонте видны белоснежные вершины Чаткальского хребта. Проплывая мимо безлюдных, заросших кустами береговых террас мы увидели на одной из них небольшой домик и сад из молодых персиковых деревьев. Когда мы причалили, и стали выбираться на берег, из домика тут же появился сторож – молодой узбек, хорошо говорящий по-русски. Узнав, что мы из Москвы, он разрешил нам остановиться на этой площадке. Сделали привал, разговорились, затронули тему «дикого человека».
К всеобщему удивлению молодой человек сказал, что его дед Нуртай Ашурметов, житель расположенного ниже по течению посёлка Бричмулла, совсем недавно видел «дикого человека», которого узбеки называют яввои-адамом. Это нас очень обрадовало, так как до сих пор мы пользовались толькот чужими свидетельствами, опубликованными в тех или иных средствах массовой информации. Правда, мы видели с перевала странную человеческую фигурку, сидевшую на берегу ледникового озерка, но, честно говоря, не были уверены, что это дикий человек. А тут появилась возможность встретиться с реальным очевидцем, выслушать его рассказ, задать вопросы, уточнить детали наблюдения.
Перед Бричмуллой маршрут группы заканчивался. Оставив группу разбирать лодки и собирать вещи для отъезда, я отправился в Бричмуллу. Нуртая в посёлке все знали и сразу же проводили к его дому. На стук в дверь вышел высокий креп¬кий старик, которому никак нельзя было дать его 80 лет, пригласил войти в дом. За обязательным у горцев чаем и беседой на общие темы разговор перешёл и на вопрос о «диком человеке».
Действительно, в 1973 году весной, скорее всего в конце апреля, Нуртай был на пасеке, расположенной в десяти километрах от Бричмуллы и в трёх километрах вверх по течению южного притока Чаткала Акбулака. Ночью он услышал, что кто-то ходит по пасеке и трогает ульи. Выглянув в окошко он при ярком свете полной луны увидел, что на площадке стоит массивная человеческая фигура без одежды. Затем этот человек приблизился к его домику и подошёл к двери. Нуртай приблизился к двери и в щель между досками увидел блестящий глаз незваного гостя.
Глаз находился примерно на высоте его глаз и Нуртай определил, что они примерно одного роста (рост его 189 сантиметров). Незнакомец отошёл от двери и обошёл её со всех сторон, потом снова подошёл к двери и несколько раз попытался открыть дверь, толкая ее внутрь (дверь к счастью открывалась наружу).
Тогда Нуртай испугался, схватил топор и начал колотить им по оцинкованному тазу, чтобы создать побольше шума. Волосатый незнакомец ещё некоторое время побродил вокруг домика, а потом его шаги удалились в сторону дороги. Нуртай помнил рассказы своего отца и других стариков и сразу же понял, что его посетил яввои-адам (дикий человек по-узбекски). Перед рассветом он ушёл в сторону реки.
В правом ответвлении этого ущелья находится пасека Нуртая. Утром на пасеку прибежал сын Нуртая, которого пос¬лала мать – она ещё ночью почувствовала какое-то беспокойство о муже (вот и не верь после этого в телепатию!). Осмотрев вместе с сыном площадку возле уль¬ев, они обнаружили следы больших широких босых ног, по которым определили, что ночной гость пришел со стороны дороги и удалился на дорогу, прошел по ней несколько метров, спустился к р. Ароб и, очевидно, ушёл на другой берег, заросший густым кустарником.
В семье Нуртая все знали о «диком человеке», так как с таким существом в молодости встречался отец Нуртая. Это произошло километрах в 20 от Бричмуллы, выше по Чаткалу. Очевидно в ущелье р. Найза. Во время охоты на коз охотники застрелили одного из двух яввои-адамов, подошедших во время их отсутствия к костру и бросавшихся камнями в дежурного. Как вспоминал Нуртай, по рассказу отца его внешность была такая же, как и у того, которого видел он на пасеке.
Следует напомнить, что посёлок Бричмулла расположен при впадении в Чаткал его северного притока – речки Кок-Су – той самой, в верховьях которой в 1963 году был сфотографирован знаменитый «Чаткальский след». Осмотренный район был занесен в реестр перспективных для направления сюда в последующем поисковых групп. (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»).
Пери - эльфоподобные духи-любовники в легендах Средней Азии
У народов Средней Азии бытовали предания о духах-любовниках пери (пари), которые часто оказывались духами-покровителями шаманов и шаманок. По свидетельству А. Е. Бертельса, пери обитают в воздухе, «не садятся на землю», это крылатые, очень красивые женщины, живущие в далеком небесном царстве. Они могут являться людям во сне и «очаровывать», оставаясь далекими и недоступными, принося влюбленному в них много огорчений, болезни и даже смерть от недоступной любви.
Один из древних текстов Авесты связывает представление о пери с безумием, одержимостью. Согласно Авесте, пери приносят особый вред, отвлекая любовными чарами праведных зороастрийцев от исполнения религиозных обязанностей.
Интересно, что абсолютно идентичные любовные демоны представлены в славянском фольклоре. Например, у украинцев существовало поверье о дикой бабе (литавице), прелестнице, соблазнявшей своей неотразимой красотой молодых парубков, которые, влюбляясь в нее, тосковали, сохли и часто умирали. Являлись литавицы преимущественно во сне и своей недоступностью изводили влюбленного в них человека. То же самое касалось и мужских демонов - украинского прелестника, польского лятавца, восточнороманского эбурэтора.
Обычно с пери ассоциируется женский образ, но это не совсем так. У равнинных таджиков, например, они чаще всего представлялись в виде и мужчин, и женщин. Иногда принимали образ животного (змеи). Подлинным обликом пери считался человеческий. Именно в таком виде они будто бы вступают в связь с людьми. Верили в народе и тому, что пери влюбляются в человека и требуют от него ответной любви. Если их отвергают, то они гневаются и уходят, наказывая человека болезнью. За любовь пери либо платят удачей, либо дают человеку силу для общения с миром духов, способность провидеть судьбу и излечивать болезни. В таком случае их избранник становился шаманом или шаманкой.
Пери различались двух видов - чистые и нечистые. В данном случае не подразумевались их добрые или злые качества. Просто первая категория пери была слишком чистоплотной и не терпела ритуальной нечистоты. Людям, имеющим покровителями чистых пери, запрещалось бывать в домах людей нечистоплотных и есть с ними, также не следовало делать ничего запрещенного исламом, не есть пищу, приготовленную без строгого соблюдения ритуальной чистоты. Если же все-таки человек нарушал данные предписания, он тут же заболевал.
Вторая категория пери, нечистые, предпочитала грязь на одежде, в жилище и требовала от своего избранника нечистоплотности. Дух пери, влюбившись в человека, был обычно другого пола. Однако, по материалам О. Мурадова, бывали случаи, когда пери якобы избирал себе человека того же пола. В таких случаях отношения ограничивались дружбой без сексуального оттенка. Тогда у избранника пери не возникало отвращения к действительному супругу, и семейная жизнь могла продолжаться нормально. Связь с духом пери могла быть кратковременной или очень длительной, иногда как законное супружество.
О том, как представлялась интимная связь с пери, наиболее обстоятельно, по сообщению О. А. Сухаревой, рассказала ей таджичка из кишлака Кафтархона (под Самаркандом). По ее словам, она сама была свидетельницей происходившего, так как избранницей пери оказалась ее племянница Додарой, девочка лет двенадцати, сирота. Однажды по какому-то случаю посетили они мазар (объект паломничества, обычно могила мусульманского верующего). Спустя некоторое время девочку стали преследовать летящие откуда-то комья земли, которые падали ей то на плечи, то на ноги. Эти комья могли видеть и все присутствующие, видела их и сама рассказчица.
Затем стал слышаться звук «чир-чир» или «чиви-чиви», похожий на птичье чириканье. Куда бы девочка ни садилась, звук перемещался с ней, назойливо преследовал ее и не давал покоя. Девочка к тому времени была уже просватана, и ее поторопились выдать замуж. Однако летящие на нее комья земли и непрестанный писк не позволили мужу даже лечь с ней рядом.
Все женщины, присутствовавшие на свадьбе, слышали писк, но ничего не видели. Додарой же говорила, что перед ней появляется небольшой, ростом с пол-аршина, человек, одетый как молодой студент медресе, с чалмой на голове. Шаманка, к которой привели Додарой, чтобы погадать, установила, что в девочку влюбился мужчина-пери по имени или по прозвищу Мулло-хон. Он ей говорил: «Я пришел к тебе и никогда не уйду». Пери не позволял мужу приблизиться к ней, и она осталась девственницей. Мулло-хон требовал, чтобы зарезали ритуального барана и Додарой приняла посвящение в шаманки.
Родственники надеялись, что после этого описанные события прекратятся. Однако Додарой и ее мужу покупка барана была не по средствам. В конце концов по приказу того же духа зарезали курицу, сварили ритуальный бульон, и Додарой приняла посвящение. В ее комнате повесили занавеску, и она стала шаманкой высшего ранга (такие шаманки отличаются тем, что звуки, издаваемые их духом-покровителем, слышны и другим).
Додарой рассказывала, что, входя за занавеску, она иногда видит там лягушку, черепаху или змею, но чаще пери показывается ей в виде небольшого человечка. По словам Додарой, у Мулло-хона были родители: его отца Додарой звала «мой дедушка-ишан», мать - «душенька-бабушка». Она говорила, что живет со своим покровителем-пери как с мужем, сближение происходит во сне… Влюбленный в Додарой пери вселил в нее отвращение к мужу и заставил ее развестись с ним. Но через некоторое время родственники снова выдали ее замуж. Тогда Мулло-хон рассердился и покинул ее, в отместку нанеся ей вред: с рождением каждого ребенка она заболевала и не могла кормить детей грудью, и они умирали.
Второй рассказ о подобной истории был услышан также в Самарканде от таджички, которая родилась в кишлаке Ургут, но всю жизнь прожила в Самарканде. И в этом рассказе избранницей пери оказалась девочка лет тринадцати, падчерица рассказчицы. В знак избрания во двор невесть откуда стали лететь комья земли, причем в таком изобилии, что вся середина двора оказалась заваленной мусором.
Гадатель-мужчина, к которому обратились для выяснения причины, открыл, что в девушку влюбился пери и требует, чтобы она стала шаманкой. Родители и соседи отнеслись к этому очень скептически. Однако каждый, кто выражал недоверие, немедленно бывал наказан летящим чуть ли не в голову громадным комом земли, осколком стекла, упавшим неизвестно откуда на блюдо плова, поставленное перед ним, или вдруг загоревшимся по неизвестной причине в его сарае хворостом.
Девушка стала шаманкой-гадалкой, даже не приняв посвящения. Она говорила, что к ней приходят три духа: один - очень страшного вида, пугающий ее, другой - одетый в черные одежды, и третий - в белых одеждах. Все три духа - женщины, причем третья - ровесница девушки. Это продолжалось ровно один год. Однажды, когда к ней пришли погадать, она заявила, что никого не видит, духи не явились. На этом карьера шаманки закончилась. Окружающие предполагали, что другие шаманки из зависти к ее удачливости «связали» ее духов.
В третьем случае избранником пери оказался юноша лет тринадцати (муж рассказчицы). Когда ему было 13 лет, однажды ночью пери завернули его сонного в одеяло и унесли в сад его дяди. Там он очнулся и очень удивился, найдя себя не в постели. Взяв одеяло, он пошел домой и, когда приблизился к арыку, протекавшему возле дверей, услышал под деревом звуки музыки. У ворот его дома стояла лошадь с гривой и хвостом, украшенными колокольчиками и сабельками.
Мальчик хотел пройти, но лошадь повернулась задом и загородила проход. В это время появилась женщина-пери. Она сказала: «Разве я допущу, чтобы лошадь убила такого красивого юношу? Скажи «бисмолло» и проходи». Она повела его мимо лошади, вошла с ним в дом и уложила в постель. С тех пор он вступил в связь с пери, она часто приходила к нему, спала с ним и играла. Его женили, но пери не позволила ему обращать на жену внимания, и семейная жизнь не сложилась, хотя супруги продолжали жить вместе.
В селении Ура-Тюбе рассказали и о шаманке по прозвищу Парихон. Влюбившийся в нее пери-мужчина не позволил ей жить с мужем; это привело к разводу. По приказанию пери Парихон вела очень замкнутый образ жизни, не показывалась никому из мужчин, даже родственникам. Если ей приходилось выйти из дому, она особенно тщательно закрывала лицо. Она рассказывала, что пери является к ней в образе красивого мужчины, обнимает ее, целует, и между ними существуют постоянные интимные отношения.
Таджики верили, что от союза с пери могут родиться дети. Чаще это были воображаемые дети. Упомянутая Парихон из Ура-Тюбе время от времени заявляла, что она ждет ребенка от пери. Через некоторое время она говорила, что у нее родился ребенок, и фигура ее действительно принимала прежний вид. Однако детей ее никто не видел. По ее словам, отец-пери уносит их, как только они рождаются. Сама шаманка их якобы видела, но для других они невидимы.
Иногда отношениями с пери объяснялось рождение настоящих детей, особенно наделенных какими-нибудь отличительными чертами. В Самарканде блондинов называли «пери-зот» - рожденный от пери. По рассказу таджички из кишлака Хроджаахрар, у ее соседки-девушки были трехлетние близнецы, рождение которых приписывалось ее связи с пери.
Они однажды чудесным образом исчезли. Их мать говорила, что она уложила детей в колыбели, зачем-то вышла, а когда вернулась, колыбели были пустыми. Она считала, что детей унес пери-отец, и это объяснение ни у кого из жителей кишлака не вызывало сомнений. Существовало также поверье, что если у женщины-пери рождаются дети, то реальная жена будто бы остается бесплодной. Так объясняла свою бездетность упомянутая таджичка из Ура-Тюбе, муж которой якобы имел возлюбленную-пери, родившую от него двоих детей - мальчика и девочку.
Рассказчице якобы удалось увидеть эту пери: как ей посоветовали, однажды вечером перед сном она совершила ритуальное омовение и сделала вид, что заснула. Через некоторое время ей показалось, что вошла молодая женщина и легла рядом с ее мужем с другой стороны. Это была пери. Некоторые рассказчики, правда, говорили, что отношения с пери были чисто платоническими. Но трудно объяснить длительное воздержание любовников без сексуальной разрядки.
Кроме воздушных пери различали еще водяных пери, в образе красивых мужчин и женщин. Они тянут понравившегося им человека в воду - этим объяснялись несчастные случаи. Если такого человека спасали, за ним признавалась магическая сила. Кроме пери виновником эротических сновидений считался шайтан. От шайтана у женщин могут родиться дети; вырастая, они оказываются порочными, становятся ворами, пьяницами, наркоманами.
Представления об интимных отношениях людей с пери кроме таджиков были зафиксированы у казахов, узбеков-саратов, за пределами Средней Азии - у башкир. У белуджей существовали сходные поверья о пери как о красивых девушках, имеющих крылья. Они «красивы как ангелы». Являются юноше или даже взрослому мужчине во сне, он влюбляется в пери, сохнет, становится больным и погибает.
Иногда, наоборот, пери влюбляется в юношу и тогда помогает ему во всех делах и способствует его успехам в жизни. Пери могут быть мужского и женского пола. Их царство находится якобы высоко в небе. Бартангцы (один из памирских народов Таджикистана) называли прекрасных горных духов словом «пари» (пэри). У каждого человека имелась своя пари. Пари влюблялись в земных юношей и уводили их в горы, они же похищали маленьких детей. Если любовник пари изменил ей, она его убивала.
По верованиям язгулемцев (Западный Памир), когда пари берет в мужья юношу, он должен дать зарок по временам не смотреть на нее, ибо она в определенные моменты сбрасывает покрывало и все вокруг заливает сиянием. Существовало также представление о пари - прекрасных юношах, берущих в жены земных девушек. У ваханцев бытовало поверье, что дэвы и пари живут в реке, выходя оттуда лишь по ночам, так как теряют способность двигаться, когда на них падают солнечные лучи. Памирцы подразделяют пари на добрых и злых и соответственно на мусульман и неверных. В облике животных добрые пари появлялись в виде красивых птиц (сокола, попугая, голубя), а также в виде бобра или неядовитой белой или желтой змеи; злые пари, наоборот, - в облике ядовитых змей, лягушек, черепах, диких, в том числе хищных зверей, например тигра.
В человеческом облике доброжелательные пари - это красивые девушки и молодые женщины в белой, синей или красной одежде, юноши или мужчины. Злые пари имели отталкивающую наружность девушки или старухи в грязной рваной одежде, с лохматыми волосами; столь же неопрятными были мужчины-пари этой категории. Существовала иерархия пари: у них были свой шах, старшие и так далее.
В результате связи человека с пари рождались необыкновенные дети. Они могли уносить с собой людей и улетать с ними по воздуху. Пари у дардов и кафиров - очень красивые, белокурые, с белой и красной кожей лица женщины, в голубой или зеленой одежде. Иногда это безобразные старухи в черном головном уборе замужних или их прекрасные дочери в белом головном уборе девушек. Юные пари вступают в связь с людьми.
В Хунзе (Кашмир) считают, что пари ростом меньше земных женщин, но вместе с тем их могущество очень велико, они могут летать. Живут они в укрепленных деревнях высоко в горах, где собирают сокровища. У них есть свои правительницы. Спускаясь с горных вершин, они принимают облик животных (горного козла, барана), орла или ворона.
У каждого человека есть своя пари, выполняющая функции ангела-хранителя, но обычный человек ее не видит. Может увидеть только шаман. Как и люди, пари придерживаются различных религий: есть пари-христиане, мусульмане, индуисты и так далее. Между ними порой возникают войны. Пари, подобно людям, смертные создания. Рассказывают о кладбищах пари.
В представлении племен, говорящих на языке шина (Пакистан, Индия), пари также бывают женщинами (пери) и мужчинами (пери-ан). Обликом напоминают человека и едят человеческую пищу. Вместе с тем говорят, что глаза у них с вертикальным зрачком. Они могут летать, но, если бросить коровий навоз на пери или на ее платье или подержать ее в дыме костра с коровьим навозом, пари теряют способность двигаться. Пари носят одежду зеленого цвета, и лишь они имеют право на одежду такого цвета.
Если кто-нибудь из людей надевает зеленую одежду, пари сердятся и убивают этого человека. Отношение пари к обычным людям нельзя назвать благожелательным. Так, например, считается, что, если кто-нибудь окажется в полдень в пустынном месте, пари могут вырвать у него глаза и ослепить его.
Если новое жилище оказывается несчастливым, это приписывают злокозненному влиянию пари. По некоторым рассказам, пари воруют детей и взрослых. Бывает, пари уносят с собой мужчину каждую ночь, день же он проводит среди людей. Зафиксирован один рассказ о браке пари с шаманом.
Интересно, что в Авесте говорится о пари, имеющих вид звезд и небесных светил: «Они сами приобрели вид, напоминающий небесные светила, так что могли поворачиваться, передвигаться и вращаться, утаскивая меньших духов и скрываясь от материальных существ в собственном свете и сиянии, направляя свое сияние на другие создания, чтобы причинить им боль, болезнь, смерть...».
Духи-пери могут не только летать по воздуху, но по своему желанию становятся невидимыми или видимыми. Они, кроме того, могут лишить сознания, разума, сделать безумным. Этих духов могут призывать себе на помощь колдуны или изгонять их. Если присмотреться, нельзя не заметить сходства пери с персонажами европейского фольклора. Так, характеристики и особенности облика духов пери роднят их с образами эльфов.
И эльфы, и пери отличаются удивительной, волшебной красотой, они бывают мужского и женского пола, имеют собственную иерархию, правителей, разделяются по родам (воздушные, водяные пери), вступают в сексуальные связи с человеком, могут иметь от него потомство. Также эльфы могут похищать детей и взрослых, мстят за измены и обиды, способны лишать разума и насылать безумие. К людям большей частью относятся недоброжелательно.
Специфические особенности облика пери придают им еще большее сходство с эльфами германского фольклора - это в первую очередь малый рост, светлые волосы, сияние, крылья, пристрастие к зеленой одежде. Функциональные особенности эльфов и пери идентичны - и те и другие не выносят солнечных лучей, теряя при этом подвижность, могут становиться видимыми и невидимыми, по желанию принимать разные облики, стерегут сокровища, воюют между собой.
Кроме того пери, подобно эльфам европейского фольклора, способны накладывать запрет-табу на своего избранника, например, по временам не смотреть на супругу пери. Наконец, еще важная особенность образа пери, сближающая их с эльфами и другими подобными духами, это то, что и те и другие выступали в качестве духов-посредников и покровителей шаманов и колдунов и подчинялись магическим приемам.
________________________________________
Свидетельство о публикации №124112504021