Бегающие духи Сары-Джаза. В Киргизии вновь ищут Йе

Бегающие духи Сары-Джаза. В Киргизии вновь ищут Йети.

«Вечерний Бишкек» уже рассказывал о снежном человеке, по свидетельству очевидцев, обитающего в Долине духов, что раскинулась в труднодоступных верховьях реки Сары–Джаз. Иссык–кульский йети - загадочное существо, образ жизни которого окутан глубокой тайной. Очевидно одно: это создание обладает не только своеобразным разумом, но и удивительными, если не сказать фантастическими, способностями.
Не зверь, не человек
Несколько яководов, которые большую часть года проводят как раз в той местности, где обитает снежный человек, не любят распространяться о столь необычном соседстве. Потому как этот «не зверь и не человек» помогает им оберегать стада животных от всевозможных напастей. Но не любит вторжения чужаков. Нам все–таки удалось выяснить, что общаются животноводы с неуловимым властителем горных вершин на телепатическом уровне. Поймать же могучего великана практически невозможно - он не только играючи преодолевает в один прыжок отвесные скалистые склоны, но и на глазах изумленных очевидцев... растворяется в воздухе.
Казалось бы, подобные утверждения - блеф чистой воды. Но не будем спешить с окончательными выводами. Последние исследования, проведенные американскими учеными, свидетельствуют об обратном. Недавно американские спецслужбы опубликовали сообщение для прессы, в котором проливается свет на некоторые особенности происхождения, развития и способностей реликтового гоминида.
Загадка в кристалле льда
Есть сведения о том, что один из экземпляров йети был подстрелен на Аляске еще 20 лет назад. Охотник продал свой уникальный трофей предприимчивым дельцам за 10 тысяч долларов. Те не придумали ничего лучше, как заморозить тело в глыбе льда. И выставляли уникальный кристалл на всеобщее обозрение во время проведения сельских ярмарок и в частных клубах за умеренную плату.
Серьезные ученые практически не интересовались замороженным экспонатом, считая проделки ушлых предпринимателей грубой мистификацией. И только случай помог официальной науке повернуться лицом к объекту из непознанного мира. Все так и шло бы своим чередом, если бы компаньоны не рассорились при дележе прибыли. Один из них, некто Дэвид Кронеби, сдал сотоварищей спецслужбам и таким образом свел с ними счеты за недополученные баксы. Суд, состоявшийся в Сиэтле в октябре 1998 года, признал убитого йети человеком. Хозяева «экспоната» понесли заслуженное наказание. А ученые наконец–то получили возможность вплотную заняться изучением тела легендарного обитателя неприступных гор.
Буквально с самого начала все исследования были строго засекречены. Курировала работу спешно созданная совместная спецкомиссия ФБР и Пентагона. Лишь в мае 2002 года она сделала официальное заявление для прессы. После чего стало понятно, почему охотничьим трофеем заинтересовались столь серьезные ведомства.
Открытия на грани фантастики
Вот лишь малая толика того, что обнаружили лучшие умы, четыре года занимавшиеся уникальными изысканиями в области, как оказалось, до сегодняшнего дня землянами непознанной. Йети, самый крупный реликтовый гоминид, согласно утверждениям ученых, является побочной тупиковой ветвью в развитии человека. Если хомо сапиэнс достиг своего расцвета за счет интенсивного развития мозга и изменения окружающей среды, подстраивая ее «под себя», то снежный человек выжил благодаря активизации экстрасенсорных данных. Он приобрел на протяжении тысячелетий такие навыки, о которых писатели–фантасты могли только мечтать.
Йети, к примеру, может без особого напряга искажать пространственные параметры. Редкие очевидцы, кому довелось воочию видеть странное существо, как один утверждают, что мохнатый визитер мгновенно растворялся в воздухе и телепортировался на расстояние до 30 метров! Удивительное создание - умеет и частично преодолевать гравитацию.
Так что, несмотря на свои внушительные размеры, йети, словно пушинка, взлетает по скалистой крутизне, оставляя далеко позади даже известных скалолазов - горных козлов. Но самым грозным оружием таинственного незнакомца являются его навыки одним лишь взглядом парализовывать жертву. Что, кстати, также подтверждают все, кому на себе довелось испытать неординарные возможности гоминида.
Тайна Бегущего духа
Теперь становятся понятными истоки легенды жителей горных районов Кыргызстана о Бегущем духе, навязчиво преследующем одиноких путешественников, рискнувших вторгнуться в его суровую вотчину. Люди, бывшие в верховьях реки Сары–Джаз, постоянно ощущали рядом чье–то невидимое присутствие, слышали падение тронутых чьей–то ногой камней, испытывали щемящее чувство беспричинного страха, дискомфорта, им казалось, что кто–то невидимый постоянно упирается в них своим тяжелым взглядом. А чабаны на подсознательном уровне получали сигналы об опасности, грозящей их отарам. И успевали прибыть к месту возможной трагедии, тем самым предотвращая несчастье, будь то сели, камнепады или нападение волков.
Можно с большой долей вероятности предположить, что Бегущий дух и йети - одно и то же реальное существо. Оно не похоже на нас, живет совершенно в ином мире параллельных возможностей, но весьма пристально наблюдает за людьми.
Гипотезы ученых о том, что подобными фантастическими навыками при определенных тренировках можем овладеть и мы с вами, объясняют тот факт, почему снежным человеком заинтересовались американские спецслужбы. Слава Богу, Бегущий человек Долины духов в иссык–кульских горах пока что не попал в поле зрения наших силовиков. И продолжает помогать чабанам нести их нелегкую вахту в затерянной среди гор волшебной долине. (Юрий Александров).

1 2 3               


________________________________________
Таинственные животные в Киргизии. 3
 
Пери - эльфоподобные духи-любовники в легендах Средней Азии
У народов Средней Азии бытовали предания о духах-любовниках пери (пари), которые часто оказывались духами-покровителями шаманов и шаманок. По свидетельству А. Е. Бертельса, пери обитают в воздухе, «не садятся на землю», это крылатые, очень красивые женщины, живущие в далеком небесном царстве. Они могут являться людям во сне и «очаровывать», оставаясь далекими и недоступными, принося влюбленному в них много огорчений, болезни и даже смерть от недоступной любви.
Один из древних текстов Авесты связывает представление о пери с безумием, одержимостью. Согласно Авесте, пери приносят особый вред, отвлекая любовными чарами праведных зороастрийцев от исполнения религиозных обязанностей.
Интересно, что абсолютно идентичные любовные демоны представлены в славянском фольклоре. Например, у украинцев существовало поверье о дикой бабе (литавице), прелестнице, соблазнявшей своей неотразимой красотой молодых парубков, которые, влюбляясь в нее, тосковали, сохли и часто умирали. Являлись литавицы преимущественно во сне и своей недоступностью изводили влюбленного в них человека. То же самое касалось и мужских демонов - украинского прелестника, польского лятавца, восточнороманского эбурэтора.
Обычно с пери ассоциируется женский образ, но это не совсем так. У равнинных таджиков, например, они чаще всего представлялись в виде и мужчин, и женщин. Иногда принимали образ животного (змеи). Подлинным обликом пери считался человеческий. Именно в таком виде они будто бы вступают в связь с людьми. Верили в народе и тому, что пери влюбляются в человека и требуют от него ответной любви. Если их отвергают, то они гневаются и уходят, наказывая человека болезнью. За любовь пери либо платят удачей, либо дают человеку силу для общения с миром духов, способность провидеть судьбу и излечивать болезни. В таком случае их избранник становился шаманом или шаманкой.
Пери различались двух видов - чистые и нечистые. В данном случае не подразумевались их добрые или злые качества. Просто первая категория пери была слишком чистоплотной и не терпела ритуальной нечистоты. Людям, имеющим покровителями чистых пери, запрещалось бывать в домах людей нечистоплотных и есть с ними, также не следовало делать ничего запрещенного исламом, не есть пищу, приготовленную без строгого соблюдения ритуальной чистоты. Если же все-таки человек нарушал данные предписания, он тут же заболевал.
Вторая категория пери, нечистые, предпочитала грязь на одежде, в жилище и требовала от своего избранника нечистоплотности. Дух пери, влюбившись в человека, был обычно другого пола. Однако, по материалам О. Мурадова, бывали случаи, когда пери якобы избирал себе человека того же пола. В таких случаях отношения ограничивались дружбой без сексуального оттенка. Тогда у избранника пери не возникало отвращения к действительному супругу, и семейная жизнь могла продолжаться нормально. Связь с духом пери могла быть кратковременной или очень длительной, иногда как законное супружество.
О том, как представлялась интимная связь с пери, наиболее обстоятельно, по сообщению О. А. Сухаревой, рассказала ей таджичка из кишлака Кафтархона (под Самаркандом). По ее словам, она сама была свидетельницей происходившего, так как избранницей пери оказалась ее племянница Додарой, девочка лет двенадцати, сирота. Однажды по какому-то случаю посетили они мазар (объект паломничества, обычно могила мусульманского религиоведа). Спустя некоторое время девочку стали преследовать летящие откуда-то комья земли, которые падали ей то на плечи, то на ноги. Эти комья могли видеть и все присутствующие, видела их и сама рассказчица.
Затем стал слышаться звук «чир-чир» или «чиви-чиви», похожий на птичье чириканье. Куда бы девочка ни садилась, звук перемещался с ней, назойливо преследовал ее и не давал покоя. Девочка к тому времени была уже просватана, и ее поторопились выдать замуж. Однако летящие на нее комья земли и непрестанный писк не позволили мужу даже лечь с ней рядом.
Все женщины, присутствовавшие на свадьбе, слышали писк, но ничего не видели. Додарой же говорила, что перед ней появляется небольшой, ростом с пол-аршина, человек, одетый как молодой студент медресе, с чалмой на голове. Шаманка, к которой привели Додарой, чтобы погадать, установила, что в девочку влюбился мужчина-пери по имени или по прозвищу Мулло-хон. Он ей говорил: «Я пришел к тебе и никогда не уйду». Пери не позволял мужу приблизиться к ней, и она осталась девственницей. Мулло-хон требовал, чтобы зарезали ритуального барана и Додарой приняла посвящение в шаманки.
Родственники надеялись, что после этого описанные события прекратятся. Однако Додарой и ее мужу покупка барана была не по средствам. В конце концов по приказу того же духа зарезали курицу, сварили ритуальный бульон, и Додарой приняла посвящение. В ее комнате повесили занавеску, и она стала шаманкой высшего ранга (такие шаманки отличаются тем, что звуки, издаваемые их духом-покровителем, слышны и другим).
Додарой рассказывала, что, входя за занавеску, она иногда видит там лягушку, черепаху или змею, но чаще пери показывается ей в виде небольшого человечка. По словам Додарой, у Мулло-хона были родители: его отца Додарой звала «мой дедушка-ишан», мать - «душенька-бабушка». Она говорила, что живет со своим покровителем-пери как с мужем, сближение происходит во сне… Влюбленный в Додарой пери вселил в нее отвращение к мужу и заставил ее развестись с ним. Но через некоторое время родственники снова выдали ее замуж. Тогда Мулло-хон рассердился и покинул ее, в отместку нанеся ей вред: с рождением каждого ребенка она заболевала и не могла кормить детей грудью, и они умирали.
Второй рассказ о подобной истории был услышан также в Самарканде от таджички, которая родилась в кишлаке Ургут, но всю жизнь прожила в Самарканде. И в этом рассказе избранницей пери оказалась девочка лет тринадцати, падчерица рассказчицы. В знак избрания во двор невесть откуда стали лететь комья земли, причем в таком изобилии, что вся середина двора оказалась заваленной мусором.
Гадатель-мужчина, к которому обратились для выяснения причины, открыл, что в девушку влюбился пери и требует, чтобы она стала шаманкой. Родители и соседи отнеслись к этому очень скептически. Однако каждый, кто выражал недоверие, немедленно бывал наказан летящим чуть ли не в голову громадным комом земли, осколком стекла, упавшим неизвестно откуда на блюдо плова, поставленное перед ним, или вдруг загоревшимся по неизвестной причине в его сарае хворостом.
Девушка стала шаманкой-гадалкой, даже не приняв посвящения. Она говорила, что к ней приходят три духа: один - очень страшного вида, пугающий ее, другой - одетый в черные одежды, и третий - в белых одеждах. Все три духа - женщины, причем третья - ровесница девушки. Это продолжалось ровно один год. Однажды, когда к ней пришли погадать, она заявила, что никого не видит, духи не явились. На этом карьера шаманки закончилась. Окружающие предполагали, что другие шаманки из зависти к ее удачливости «связали» ее духов.
В третьем случае избранником пери оказался юноша лет тринадцати (муж рассказчицы). Когда ему было 13 лет, однажды ночью пери завернули его сонного в одеяло и унесли в сад его дяди. Там он очнулся и очень удивился, найдя себя не в постели. Взяв одеяло, он пошел домой и, когда приблизился к арыку, протекавшему возле дверей, услышал под деревом звуки музыки. У ворот его дома стояла лошадь с гривой и хвостом, украшенными колокольчиками и сабельками.
Мальчик хотел пройти, но лошадь повернулась задом и загородила проход. В это время появилась женщина-пери. Она сказала: «Разве я допущу, чтобы лошадь убила такого красивого юношу? Скажи «бисмолло» и проходи». Она повела его мимо лошади, вошла с ним в дом и уложила в постель. С тех пор он вступил в связь с пери, она часто приходила к нему, спала с ним и играла. Его женили, но пери не позволила ему обращать на жену внимания, и семейная жизнь не сложилась, хотя супруги продолжали жить вместе.
В селении Ура-Тюбе рассказали и о шаманке по прозвищу Парихон. Влюбившийся в нее пери-мужчина не позволил ей жить с мужем; это привело к разводу. По приказанию пери Парихон вела очень замкнутый образ жизни, не показывалась никому из мужчин, даже родственникам. Если ей приходилось выйти из дому, она особенно тщательно закрывала лицо. Она рассказывала, что пери является к ней в образе красивого мужчины, обнимает ее, целует, и между ними существуют постоянные интимные отношения.
Таджики верили, что от союза с пери могут родиться дети. Чаще это были воображаемые дети. Упомянутая Парихон из Ура-Тюбе время от времени заявляла, что она ждет ребенка от пери. Через некоторое время она говорила, что у нее родился ребенок, и фигура ее действительно принимала прежний вид. Однако детей ее никто не видел. По ее словам, отец-пери уносит их, как только они рождаются. Сама шаманка их якобы видела, но для других они невидимы.
Иногда отношениями с пери объяснялось рождение настоящих детей, особенно наделенных какими-нибудь отличительными чертами. В Самарканде блондинов называли «пери-зот» - рожденный от пери. По рассказу таджички из кишлака Хроджаахрар, у ее соседки-девушки были трехлетние близнецы, рождение которых приписывалось ее связи с пери.
Они однажды чудесным образом исчезли. Их мать говорила, что она уложила детей в колыбели, зачем-то вышла, а когда вернулась, колыбели были пустыми. Она считала, что детей унес пери-отец, и это объяснение ни у кого из жителей кишлака не вызывало сомнений. Существовало также поверье, что если у женщины-пери рождаются дети, то реальная жена будто бы остается бесплодной. Так объясняла свою бездетность упомянутая таджичка из Ура-Тюбе, муж которой якобы имел возлюбленную-пери, родившую от него двоих детей - мальчика и девочку.
Рассказчице якобы удалось увидеть эту пери: как ей посоветовали, однажды вечером перед сном она совершила ритуальное омовение и сделала вид, что заснула. Через некоторое время ей показалось, что вошла молодая женщина и легла рядом с ее мужем с другой стороны. Это была пери. Некоторые рассказчики, правда, говорили, что отношения с пери были чисто платоническими. Но трудно объяснить длительное воздержание любовников без сексуальной разрядки.
Кроме воздушных пери различали еще водяных пери, в образе красивых мужчин и женщин. Они тянут понравившегося им человека в воду - этим объяснялись несчастные случаи. Если такого человека спасали, за ним признавалась магическая сила. Кроме пери виновником эротических сновидений считался шайтан. От шайтана у женщин могут родиться дети; вырастая, они оказываются порочными, становятся ворами, пьяницами, наркоманами.
Представления об интимных отношениях людей с пери кроме таджиков были зафиксированы у казахов, узбеков-саратов, за пределами Средней Азии - у башкир. У белуджей существовали сходные поверья о пери как о красивых девушках, имеющих крылья. Они «красивы как ангелы». Являются юноше или даже взрослому мужчине во сне, он влюбляется в пери, сохнет, становится больным и погибает.
В человеческом облике доброжелательные пари - это красивые девушки и молодые женщины в белой, синей или красной одежде, юноши или мужчины. Злые пари имели отталкивающую наружность девушки или старухи в грязной рваной одежде, с лохматыми волосами; столь же неопрятными были мужчины-пари этой категории. Существовала иерархия пари: у них были свой шах, старшие и так далее.
В результате связи человека с пари рождались необыкновенные дети. Они могли уносить с собой людей и улетать с ними по воздуху. Пари у дардов и кафиров - очень красивые, белокурые, с белой и красной кожей лица женщины, в голубой или зеленой одежде. Иногда это безобразные старухи в черном головном уборе замужних или их прекрасные дочери в белом головном уборе девушек. Юные пари вступают в связь с людьми.


Рецензии