Загадки Иссык-Куля
Киргизский Иссык-Куль - второе по величине горное озеро Земли. Длина его составляет около 180 км, ширина - 60 км. В него впадают более 50 рек. Находясь на высоте 1608 м, сохраняя глубину около 700 м и при этом - удивительную чистоту воды, оно не зря удостоилось звания «голубого сердца Тянь-Шаня». И конечно, с этим водоемом связано немало удивительных тайн...
До недавнего времени название «Иссык-Куль» толковалось как «Горячее озеро», поскольку по-киргизски «иссык» - горячий, а «куль» - озеро. Оно не замерзает, несмотря на суровые зимы и значительную высоту расположения. А причина этого в том, что вода в нем солоноватая, к тому же ее часто «перемешивают» сильные ветры.
Существует и еще одно толкование названия. «Изых» по-киргизски - «почитаемый, священный». В связи с тем, что озеро почиталось местными жителями (считалось грехом загрязнять его, даже купаться в нем и ловить рыбу), то более логичным стало толкование - «священное озеро».
В августе 1965 г. пассажиры и экипаж теплохода «Радуга», совершавшего рейс по Красному морю, в сумерках наблюдали, как из-под воды вырвалась таинственная светящаяся сфера диаметром в 60 м, которая устремилась в небо, взметнув за собой гигантский водяной столб. На некоторое время она зависла в воздухе на высоте полутора сотен метров, заливая все вокруг ярким свечением, а затем на огромной скорости скрылась за горизонтом.
Несколько лет назад с похожим явлением столкнулась семья туристов, лунной ночью отправившихся купаться на балыкчынский городской пляж. В полукилометре от берега возник водяной смерч, устремившийся к звездам. Правда, никакого НЛО очевидцы на сей раз не заметили.
Серебристое нечто
Житель села Кара-Ой Иссык-Кульского района Виктор Останкин вспоминает события того жаркого летнего дня во всех подробностях. Вместе с товарищем Сергеем Дрожжиным они поутру отправились к своим огородам, разбитым в предгорьях урочища Карагай-Булак. К обеду управились с прополкой моркови, чеснока и прочей зеленой мелочи. Выбрав место в тени развесистого карагача, решили передохнуть.
- Привычка у меня такая - стараюсь всегда с собой бинокль носить, - рассказывает Останкин. - Много чего любопытного увидеть он помогает. Вот и в тот раз приложился к окулярам, стал Иссык-Куль с верхней точки разглядывать.
Внизу раскинулась прекрасная панорама голубой глади Кара-Ойской бухты. Километрах в двух от берега взгляд Виктора привлек какой-то странный предмет. Огромная, метров 40 в длину, сигарообразная штуковина находилась в слегка притопленном положении. И только с верхней точки можно было заметить ее присутствие примерно под двухметровой толщей воды.
- Почему-то сразу подумал об НЛО, - признался наш собеседник. - Все жители Прииссыккулья знают об испытании всяких хитрых штуковин в акватории военными. Но серебристая, странной формы и таких внушительных размеров субмарина в озере - это, извините, ни в какие рамки не лезет. Так что вывод напрашивается сам собой.
Черные водолазы
А теперь вернемся на двадцать с лишним лет назад. Летом 1982 года подполковник Зверев возглавлял учебные погружения группы военных аквалангистов, проводившиеся на Иссык-Куле. Неожиданно в расположение прибыл генерал-майор Демьянко - командир подразделения водолазов и аквалангистов инженерных войск. Визит столь высокого московского начальства свидетельствовал о неординарности ситуации.
Оказалось, что на озере Байкал военные водолазы совершенно случайно наткнулись на неких подводных пловцов. По внешнему виду они почти ничем не отличались от людей. Только их рост составлял не менее трех метров! Эти существа не имели ни аквалангов, ни масок - их заменяли сферические шлемы. Всю амуницию составляли лишь обтягивающие гидрокостюмы. А ведь вода в водоеме на глубине 50 метров ледяная. Появление в ней в таком костюме означает для человека мгновенную смерть.
Было решено захватить одного из странных пловцов. Поручили это группе из семи аквалангистов. Но когда на одно из существ они попытались набросить сеть, оно с такой силой отбросило от себя всю семерку, что люди в считанные секунды оказались на поверхности. И из-за мгновенной декомпрессии у них началась кессонная болезнь. Спасти удалось только четверых подводников. Трое после трагической операции по захвату «черного водолаза» погибли.
Именно поэтому на Иссык-Куль в спешном порядке и прибыл генерал Демьянко. Дело в том, что и в этом озере были замечены такие же человекообразные амфибии. К счастью, здесь никто не стал форсировать события.
Вскоре военным поступил специальный бюллетень, в котором давалось подробное описание неопознанных пловцов-монстров и гигантских диско - и сферообразных объектов, замеченных над этими озерами. НЛО внезапно появлялись в небе над водоемом, погружались в него на высочайших скоростях, при которых любой аппарат земного происхождения разлетелся бы на куски. Из-под воды они вырывались на такой же запредельной скорости.
Ночные свидания
В селе Бает Иссык-Кульского района упорно циркулируют слухи о «подводных лодках», которые нет-нет, да и попадаются на глаза местным жителям. Сыргак Абдраев проводит на рыбалке все свободное время. Той ночью примерно в километре от берега принялся выставлять сети. Время близилось к полуночи.
Неожиданно метрах в ста послышался шум воды. На глазах у пораженного рыбака из воды появился темный силуэт овальной формы. С учетом остававшейся под водой части длина «подлодки» равнялась примерно четырем десяткам метров. Одновременно с всплытием объекта раздался громкий звук, напоминающий раскаты грома или несколько приглушенный взрыв. Округа озарилась неярким заревом. Сыргак автоматически отметил, что после «грома» одновременно погасли электрические огни в поселке и близлежащих пансионатах.
Справившись с оцепенением, парень налег на весла и опомнился лишь у самого берега.
- И не подозревал, что моя неожиданная встреча с нежданным гостем из глубин будет не последней, - продолжил собеседник. - Год спустя она повторилась!
Случилось это неподалеку от места первого неожиданного «рандеву». На этот раз, часа в три ночи, громадина появилась без особых звуковых и световых эффектов. Расстояние до нее от лодки составляло не более 50 метров. Большая волна, возникшая на месте всплытия «наутилуса», была столь велика, что маленькое рыболовецкое суденышко чуть не зачерпнуло воды через борт. Такая встряска начисто отмела мысль о какой бы то ни было галлюцинации. («Юрий Александров»).
Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах
Алайский хребет вывел нас к Тянь-Шаню - новой гигантской горной области, лежащей на территории Киргизской СССР, на которую должен распространиться наш обзор. Действительно, и здесь, в разных местах Советского Тянь-Шаня (о Китайском Тянь-Шане речь уже шла выше) мы находим комплекс описательных материалов, относящихся к проблеме «снежного человека».
Разумеется, и здесь они пока носят разрозненный, предварительный, в немалой мере случайный характер, так как систематическая научно-биологическая опросная работа еще никем не производилась, да и на пути ее тут, как и всюду, стоят серьезные препятствия в виде распространенных суеверий по поводу этого существа, поддерживаемых и усугубляемых мусульманскими муллами.
На Тянь-Шане, несмотря на национальную однородность населения (киргизов), мы, как и всюду, встречаемся с огромным многообразием названий для данного дикого человекоподобного животного. Много на Тянь-Шане, конечно, и связанных с ним поверий и легенд. Некоторые из распространенных названий принято считать обозначениями явно мифологических существ: например, о «джез-тырмаках» этнографами и фольклористами довольно много написано, как о сказочных женщинах-оборотнях с медными или золотыми когтями.
Между тем из проведенных мною в 1959 г. опросных бесед с пожилыми киргизами - пастухами и охотниками - выяснилось, что этот термин употребляется здесь далеко не только в мифологическом смысле. Некоторые собеседники, как, например, Исмаил Ширалиев, 73 лет, сторож лесхоза в районе оз. Сары-Челек, как и другие, объясняли название «джез-тырмак» («металлические когти», «медные когти») как образное сравнение для выражения чрезвычайно большой силы пальцев этих существ, способных очень крепко схватывать что-нибудь или вцепляться во что-нибудь своими руками.
Возможно, что таково, действительно, первоначальное значение термина, а сказка о настоящих медных или золотых когтях возникла как переосмысление, уже после того, как большинство населения утратило знакомство с первоначальным смыслом термина. Джига Бабатаева, 72 лет, мать чабана лесхоза в районе оз. Кара-су, утверждала, что, когда охотник убил «джез-тырмака», кисти рук оказались совершенно такими же, как человеческие. Некоторые рассказчики отнюдь не отождествляли «джез-тырмака» только с существом женского рода.
Так, Шатман Бёрукулов, 75 лет, колхозник из селения Абдыкалык, утверждал, что «джез-тырмаки» бывают и мужчины и женщины, что они похожи на людей (в том числе и руки их похожи на человеческие). Много лет тому назад охотник Куландай якобы застрелил в горах выше (дальше) Чаткальских гор «джез-тырмаков» мужчину, женщину и молодую девушку (девочку). По словам Бёрукулова, «джез-тырмаков» видели прежде в Муз-Тёр, т.е. в области, где соединяются горы Таласа, Чаткала и Токтогула, где вечные снега, где много кийков…
Бёрукулов слышал от охотника Тонконёя, проживающего ныне в селении Афлатун, что тот лет 50 назад выше гор Афлатуна слышал однажды крик «джез-тырмака», похожий на человеческий, но настолько сильный, что это не могло быть криком простого человека; и вскоре вслед за тем увидел мокрый след «джез-тырмака» на камне, а также на глине, похожий на след босой человеческой ноги. По этим следам Тонконёй заключает, что «джез-тырмак» не боится переходить через сильную воду (ИМ, IV, №135).
Точно так же в давно прошедшие времена этнограф А.А. Диваев в этнографическом очерке о верованиях в «джез-тырмака» не мог не отметить и некоторые до странности лишенные фантастичности черты: «джез-тырмаков киргизы причисляют к животным, имеющим большое сходство с человеком и обитающим преимущественно в больших горах, они имеют темно-коричневый цвет кожи и крепкие когти на пальцах.
Особенно много их можно встретить в высоких горах по дороге между Кокандом и Кашгаром… Живут джез-тырмаки в выложенных камнями ямах, имеющих вид пещер”. Наряду с этим сообщается и ряд сказочных черт «джез-тырмаков» (Диваев А.А. Джез-тырмак (Этнографический набросок) Этнографические материалы. Ташкент, 1903, в. IX, ч. II).
Однако термин «джез-тырмак» далеко не является единственным и даже наиболее распространенным на Тянь-Шане обозначением диких человекоподобных животных. Более распространен термин «кши-киик» («дикий человек»); встречается также название «альбарсты», тесно сплетающееся с верованиями в духов и др.
На первый взгляд кажется, что навряд ли возможно отделить распространяющиеся слухи от реальных сведений. Читательница Борисоглебская пишет в газету «Комсомольская правда», что зимой 1941 – 1942 гг. в г. Джамбуле «усиленно распространялся слух, находились даже очевидцы, которые видели в одном из близлежащих районов (Таласском или Сарысуйском, сейчас не помню) человекоподобное существо, все покрытое волосами, передвигалось оно на двух ногах” (ИМ, IV, №123). Другой читатель этой газеты пишет, что за десять лет жизни в Киргизии он не раз слышал о «горном человеке», в том числе слышал уверения, что в октябре-ноябре 1957 г. чабаны дважды видели его.
Допуская, что все это миф, читатель Дубравин добавляет: «Характерно, что во всех случаях есть одна общая характеристика - «человек» с ног до головы покрыт шерстью» (ИМ, II, №62). Вот еще одно письмо читателя той же газеты: часто бывая в 1945 – 1950 гг. в районах Джалалабадской области, расположенных по склонам Ферганского и Чаткальского хребтов, он много слышал от старых охотников-киргизов о том, что высоко в горах на границе ледников живут «жестонщуки» - страшные лохматые люди, которые скрываются в пещерах, иногда нападают на одиноких путников.
Старый охотник из орехолесхоза Кызыл-Уйгур (Ачинский район) даже утверждал, что он с двумя товарищами подранил ночью «жестонщука» в горах Баубаш-Ата, но тот сумел убежать от преследователей в горы (ИМ, II, №63). Обильные рассказы о «джез-тырмаке», которому к тому же дают эпитет «желмогуз» (пожиратель или обжора), слышал известный географ проф. Р.Д. Забиров в Нарынском, Джумгальском, Учтерском, Акталинском, Тогуторуском районах Тянь-Шаня.
Он записал два рассказа об убийстве людей «джез-тырмаками», о смерти охотника, перепуганного его криками, о том, как увидав издали трех человекоподобных зверей, собиравших пучки кисличны (вид ревеня), охотник выстрелом убил одного из них, которого двое других убегая уволокли с собой, а сам охотник и его лошадь имели нервный шок от его предсмертного крика. Вот самое интересное для биолога из сведений, записанных Р.Д. Забировым в качестве киргизского фольклора:
«Люди, видевшие «джез-тырмака», говорят, что шерсть его похожа на шерсть серого верблюжонка, а телосложением он с 17 – 18-летнего мальчика. Морда очень похожа на морду обезьяны. Ногти длинные. Ходит обычно на двух ногах… Привожу три строчки, характеризующие облик «джез-тырмака», сообщенные мне гр. Иманалиевым: шерсть как у серого верблюженка; нравом очень злой; похож на обезьяну» (ИМ, II, №64).
Немало рассказов населения относится к предгорьям Ферганского хребта в Октябрьском районе бывшей Джалалабадской (ныне Ошской) области. Жители густых ореховых лесов вблизи Арсланбоба рассказывают, что в глубокую старину, когда в эти места пришли первые поселенцы, здесь в пещерах жили звероподобные волосатые люди. В наше время, говорят, уже немногие старики помнят, что в одно узкое ущелье люди опасались входить, так как тотчас с утесов слышались дикие крики и на голову пришельца летели камни.
Но еще лет пятьдесят тому назад, как сообщила киргизка Хидоятхон Нурматова, один пастух, с криками прибежав в Арснанбоб, уверял, что в том самом «проклятом ущелье», в котором, по рассказам стариков, обитали «яввон-адамляр» («дикие люди»), ночью у своего костра он увидел звероподобное двуногое существо, державшее в длинных руках дубину; он был высок, но коротконог, на нем не было никакой одежды, а тело сплошь покрывала густая темная шерсть, принять же его за медведя было нельзя, потому что форма головы и в особенности безволосое лицо говорили о том, что это звероподобное существо сродни человеку; из под низкого покатого лба, из двух узких щелок смотрели маленькие глаза. Пастух, по его словам, бросил в «яввона» казан с загоревшимся маслом и тот с дикими воплями убежал, скрывшись в глубокой пропасти (ИМ, III, №111).
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что совершенно подобные же рассказы о «диком человеке», который, якобы, встречается в плодовых и ореховых лесах Октябрьского района, записаны и со слов не киргизов, а проживающих в этих местах русских и татар. Так, в уже упоминавшемся совхозе «Кызыл-Уйгур» в 1947 г. научный работник Ю.А. Виноградов слышал рассказы, что по соседству с совхозом среди гигантских скал проживает «адам-аю» («человек-медведь»): некоторые жители, по их словам, видели этого самца «адам-аю» издали, но не днем, а только вечером, крик же его, совершенно нечленораздельный, подчас слышали и днем.
По описаниям, «адам-аю» не имеет одежды, о головы до ног покрыт шерстью, фигура его в общем напоминает нормального человека. Местные жительницы подчас оставляли пищу для «адам-аю» около дороги, ведущей вверх в горы. Но старый киргиз, когда русские спросили его об «адам-аю», «важно закивал годовой, принял значительный вид и перевел, разговор на другую тему» (ИМ. IV. №134).
Обратимся теперь от разрозненных и внушающих не полное доверие рассказов населения к исследованию, проведенному с 1935 по 1958 г. проф. А.А. Машковцевым в одном определенном районе Тянь-Шаня. Во время экспедиционной работы, а затем путем переписки с местными работниками колхозов, проф. А.А. Машковцев установил, что в пустынных, но посещаемых охотниками и пастухами ущельях долины р. Кара-Балты, так же как и в остальных долинах северо-западного склона Киргизского (Александровского) хребта от западной долины Джарлыкаинды до восточной долины Иссыкаты, т.е. в районе около 120 км в длину и около 55 – 60 км в ширину, имеются сведения о встречах «диких людей» не только в далеком прошлом, но еще и в настоящем.
По рассказам киргизов много из их предков, поселившихся в этих местах, было убито камнями, которые умели бросать руками на довольно большое расстояние жившие тут дикие волосатые люди. Основными местами их обитания, якобы, были Киргизский хребет и расположенный немного южнее хребет Джумголтау. В настоящее время, как говорили киргизы-охотники, этих «диких людей» стало очень мало, большинство их либо вымерло, либо ушло куда-то дальше на юго-восток, к китайской границе. Но все же, по рассказам, в небольшом количестве они имеются и сейчас в самых пустынных ущельях Киргизского хребта, в частности, по левому склону долины р. Кара-Балты, и в некоторых местах хребта Джумголтау.
На левые склоны долины Кара-Балты колхозные стада не выгоняются, а охотники из селения Сосновка предупреждали, что на этих склонах можно опасаться нападения «диких людей», которые станут бросать в пришельцев камни со скал. В дальнейшем бригадир коневодческой фермы из Сосновки А.М. Уразовский письменно сообщал, что в 1951 г. он видел в верховьях Кара-Балты, под самым перевалом, след, размерами и формой в общем напоминавший босую ногу человека, хотя и с некоторыми отличиями.
Редко охотники и чабаны видят следы «диких людей»; однажды охотники-киргизы в хребте Джумголтау стреляли по такому существу, «ранили, но не взяли, и он ушел, они говорят, что это большая обезьяна». В верховьях левого притока р. Кара-Балты, в ущелье Абла, не только был несколько раз замечен на снегу и песке след «дикого человека».
«В этих местах, в ущелье Абла, - пишет А.М. Уразовский, - в 1951 г. я видел три разрытых сурчины. По-видимому, они были разрыты дикими людьми, так как при разрывании сурчиных колоний попадавшиеся камни не выбрасывались куда попало, как это бывает, когда роют волки и медведи, а камни были аккуратно положены с нижней стороны разрытой сурчины один на один, причем некоторые камни были весом по центнеру. На дне разрытых сурчин лежали хвостики, лапки и шерсть сурков.
По-видимому, в каждой сурчине было поймано диким человеком по пять-шесть сурков». Проф. А.А. Машковцев описал зоогеографические условия указанных мест Киргизского и Джумгольского хребта и отсутствие выгона сюда колхозных стад, как факторы объясняющие сохранение здесь реликтов «дикого человека». Наконец, отметим, что, согласно произведенным А.М. Уразовским расспросам охотников, последние знают о наличии «диких людей» и в районе высокогорных пастбищ Сусамырского хребта (Сусамыртау) (ИМ, II, №59; I, №33).
Если мы взглянем на карту, то увидим, что более или менее параллельно реке Кара-Балты с востока течет река Ак-су. По-видимому, с ущельем этой реки следует связать рассказ охотника-киргиза Керимкула, записанный И.Л. Чоппом. Дело было давно, лет 60 тому назад, когда однажды вечером в середине зимы Керимкул, поджаривая мясо на костре в пещере, расположенной на отвесных скалах Ак-Сайского ущелья, вдруг увидел у входа существо - женского пола, без одежды, с телом покрытым шерстью, которое приближалось сгорбившись и поддерживая одной рукой груди.
Подойдя к костру и настороженно глядя на человека, самка присела на корточки и взяла протянутый ей охотником на лезвии ножа кусок мяса, а затем, пятясь, удалилась. Далее Керимкул рассказывал, что ему удалось дважды застрелить «джез-тырмаков». Один раз он отсек кисти рук этого существа и принес их односельчанам, как охотничий трофей, в другой раз застрелил переходившего бродом горную реку «джез-тырмака», тело которого было унесено водой (ИМ, II, №65). К близлежащему Сусамырскому хребту относится происшествие, записанное в 1940 г. Г.А. Петровым со слов старика-охотника. В урочище Кавак (Сусамыртау), охотясь на маралов, киргизы наткнулись на «дикую бабу», как выразился рассказчик. Они поймали ее при помощи аркана.
«Баба» была среднего роста, голая, все ее тело было покрыто рыжей шерстью, в остальном она как будто мало отличалась от человека, но не имела членораздельной речи и издавала лишь пронзительный крик вроде «из-ззи, иззи». Когда охотники связали ее, «дикая баба» вела себя очень буйно, продолжала пронзительно кричать и биться. Предполагая, что у нее может быть остался детеныш, и так как во всяком случае спускаться с такой добычей из урочища Кавак было слишком рисковано, охотники отпустили ее (ИМ, II, №60).
В сообщении геолога М.А. Стронина, относящемся к августу 1948 г., которое мы приведем ниже, между прочим упоминается о встрече его проводников с «киик-кши» к западу от оз. Сон-куль, в районе Кавак-Тау, т.е., очевидно, в той же восточной части Сусамырского хребта, о которой речь шла в предыдущем сообщении (Сообщение М.А. Стронина. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).
К западной части Сусамырского хребта относится любопытный рассказ киргиза Усена Тохтасынова, ок. 45 – 50 лет, записанный в 1950 г. археологом-краеведом П.Т. Коноплей (г. Фергана). Случай произошел, по воспоминаниям Усена Тохтасынова, незадолго до революции. Дед рассказчика и его три сына с семьями (в том числе и рассказчик, бывший мальчиком), выгнали свои стада и переселились на лето к истокам р. Сусамыр, в совершенно безлюдную местность.
Там по ночам раздавались какие-то крики, не похожие на голоса известных животных, но достаточно было одного выстрела в воздух, чтобы на несколько дней эти звуки прекращались. На расстоянии километра от юрт чабаны разбили бахчу, где поспевали дыни. Последние, однако, стали вдруг исчезать. Засевший с вечера в шалаш на бахче отец рассказчика вскоре после того, как все слышали неподалеку знакомые отвратительные крики, прибежал в юрту бледный и потрясенный, повторяя: «яввои-адам»!
По его словам, около полуночи на бахчу пришли голые, обросшие шерстью люди и начали хозяйничать. Они издавали рычание и дикие выкрики. Когда один из них приблизился к шалашу, караульщик вскрикнул, пришелец сделал скачок в сторону, после чего раздался дикий вопль и послышался топот быстро удаляющихся нескольких пар ног. Через трое суток, в лунную ночь, трое братьев, карауля на бахче с ружьями, были очевидцами очередного нашествия. Заслышав звуки голоса, они выскочили из шалаша и увидели две низкорослые, полусогнутые, покрытые густой шерстью фигуры, которые на шум обернулись, а затем с дикими воплями бросились бежать.
В тот момент, когда они обернулись, братья заметили, что одна из них, ростом пониже, имела женскую фигуру, отвислые груди. Караульщики выстрелили и самка, издав резкий высокий звук, упала, затем поднялась и, припадая на левую ногу, побежала. Пока перезаряжались ружья, звуки затихли. А утром, осмотрев грядки, братья заметили пятна крови и отпечатки босых ног. Следы оказались похожими на человеческие, но имели плоскую ступню и значительно отставленный большой палец. Любопытно, что дед тотчас приказал разбирать юрты и отогнать скот далеко от этих мест (ИМ, III, №111).
В данной связи небезынтересно будет привести сообщение жителя г. Токмак Г.И. Тимошенко о том, что, согласно его воспоминаниям и рассказам лиц, занимавшихся извозом между г. Пржевальском и г. Фрунзе, якобы в 20-х годах через г. Токмак были перевезены в клетке два человекоподобных зверя или диких человека, обросших шерстью, издававших животный писк и мычание. Везли их в направлении ст. Пишпек.
Изловлены они были в горах Тянь-Шаня. Правда, проверить это сообщение оказалось невозможным, так как почти никого из указанных Г.И. Тимошенко очевидцев не осталось среди населения города Токмака (ИМ, III, №113). Однако все же этот рассказ не может не привлечь нашего внимания, если мы учтем, что к югу от г. Токмака один за другим почти параллельно лежат три тяньшанских хребта, сведения о которых приведены выше: Киргизский хребет, Джумголтау и Сусамыртау.
В отношении Киргизского хребта дополнительные сведения были собраны летом 1961 г. участниками ледниковой экспедиции Ленинградского Государственного Пединститута и суммированы кандидатом географических наук Е.В. Максимовым. Были опрошены 20 – 25 чабанов-киргизов. Все опрошенные отлично знают слово «джез-тырмак», которое в их понимании обозначает дикого волосатого человека, жившего ранее в Киргизских горах.
О «джез-тырмаке» они слышали от дедов и отцов. Большинство опрошенных считает, что теперь этого существа в Киргизском Алатау и прилегающих к нему районах нет, многие показывают рукой в сторону Внутреннего или Центрального Тянь-шаня: там, мол, в малодоступных местах около китайской границы «джез-тырмаки» возможно еще встречаются; человек 5 – 6 из опрошенных называли горы Кавактау; один говорил, что в настоящее время «джез-тырмаков» следует искать в районе Аксуйского перевала в Киргизском хребте и в Джумголе.
О «джез-тырмаках» сообщают, что это существа, похожие на людей, встречаются мужчины, женщины и дети, никакой одежды не имеют, живут в пещерах, заваливая вход камнями. Быстро бегают. Рост «джез-тырмака» подобен человеческому, тело покрыто волосами, ходит на двух ногах, отличается длинными ногтями, издает пронзительный клич, пугающий людей. Примерно 4/5 опрошенных рассказывают о «джез-тырмаке» как о вполне реальном существе, лишенном каких-либо фантастических черт; остальные наделяют его теми или иными фантастическими чертами - он имеет железные или медные ногти, одну ногу, пьет человеческую кровь и т.п.
Вот один из записанных рассказов. Прослышав, что в 1942 г. лесорубы видели дикую женщину с ребенком около слияния Чон-Тора со средней составляющей Сокулука Ашу-Тором, участники экспедиции разыскали чабана колхоза имени Карла Маркса Джакшена Абдиева. Последний рассказал, что ему в 1942 г. было 10 лет и жил он тогда в конце мая со своими родителями в урочище Чар (слияние Чон-Тора и Ашу-Тора). Ниже слияния рек был густой лес из рябины и арчи. Однажды утром мальчик пошел в лес и видел на расстоянии 15 – 20 м совершенно голого волосатого человека; он имел рост высокого человека, шерсть на нем была желтовато-серая. При виде мальчика человек оскалил зубы. Мальчик убежал.
Никто не поверил его рассказу, однако ночью неподалеку от лагеря были слышны странные крики. На следующий день, говорит рассказчик, он возвращался из леса с тремя взрослыми лесорубами. Примерно в том же месте, где накануне он видел дикого человека, все четверо увидели дикую волосатую женщину, сидевшую на пне. Она кормила грудью маленького ребенка, а другой ребенок постарше стоял рядом.
Дикая женщина не заметила подошедших лесорубов, однако те сочли за благо убежать. На третий день решено было организовать облаву, но никаких результатов она не дала. Джакшену Абдиеву опрашивавшими была предъявлена фотография следа «йе-ти» (Э. Шиптона), а также изображения голов шимпанзе, питекантропа и неандертальца. Абдиев отметил, что след дикого человека более узок, чем на фото; голова его похожа на неандертальца. На вопрос, какая форма головы у дикого человека - круглая или заостренная кверху, Абдиев уверенно сказал, что заостренная.
По словам Е.В. Максимова, в результате проведенного опроса у него сложилось мнение, что речь идет о вполне реально существующем или существовавшем ранее животном или диком человеке неизвестном науке (Максимов Е.В. Еще раз о диком волосатом человеке в Киргизском Алатау. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).
Перейдем к Чаткальскому хребту Тянь-Шаня. Здесь мы располагаем сведениями, сообщенными двумя русскими, а всегда с этнографической точки зрения важно, если сведения коренного населения перекрещиваются с наблюдениями приезжих лиц другой национальности. Охотник В.С. Боженов сообщил, что из г. Рыбачье он ездил с группой товарищей километров за 700 в западном направлении, в Алабуку - предгорья Чаткальского хребта.
На значительном расстоянии они увидели в горах «снежного человека» и вели за ним наблюдение в бинокль с 9 часов утра до 2 часов дня. Рост его был приблизительно определен по наблюдению в бинокль в 2,1 – 2,2 м. Существо это проходило по крутому склону среди скалистых мест, зарослей, потом оно зашло в пещеру. С.В. Боженов пишет, что он сделал попытку пройти к пещере, но пришлось обходить большим кругом, за время пути появился туман, пошел снег, и уже недалеко от пещеры охотнику пришлось спасаться от непогоды, повернув обратно (ИМ, II, №61).
У подножья Чаткальского хребта лежит прекрасное горное озеро Сары-Челек. В июле 1948 г. там работал инженер-геолог А.П. Агафонов, и вот что он слышал и видел однажды вечером в юрте слепого, более чем восьмидесятилетнего киргиза-пастуха по имени Мадьяр. Прадед Мадьяра, якобы, некогда возвращался с празднества с молодой женой и, прилегши отдохнуть где-то к юго-востоку от Сары-Челека, он был разбужен ее криками и увидел уносившую ее на руках громадную рыжую человекоподобную обезьяну. Догнав похитителя, легендарный герой убил его своим охотничьим ножом и спас жену.
А.П. Агафонов, выслушав эту повесть, счел своим долгом объяснить присутствовавшим сыновьям и внукам Мадьяра, что человекообразные обезьяны не водятся на Тянь-Шане. Однако это вызвало лишь улыбки слушателей и неожиданную реакцию старика Мадьяра: из большого сундука он достал резную шкатулку. И со словами «смотри сам», протянул ее геологу.
«В шкатулке на войлочной подстилке лежала искусно высушенная кисть, покрытая редкой, но довольно длинной шерстью - до одного сантиметра. Внутренняя сторона кисти (ладонь) шерсти не имела. Судя по размерам, кисть могла принадлежать только крупному человекоподобному животному… Удивление мое было настолько велико, что я просто растерялся и не сделал ни зарисовки, ни простейшего описания кисти. Все же помнится, что строение кисти вполне человеческое. Смущала только бурая шерсть на тыльной стороне руки».
Таким образом, говорит А.П. Агафонов, правдивость рассказанной мне легенды была подтверждена неопровержимым фактом (ИМ, III, №109). Приведенное сообщение побудило автора этих строк совместно с Г.Г. Петровым предпринять в сентябре 1959 г. специальные розыски виденной А.П. Агафоновым высушенной кисти, объехав районы, прилегающие к оз. Сары-Челек.
Пастух-киргиз Мадьяр, умерший всего лишь за три месяца до нашего приезда в возрасте 98 лет, оказался человеком с огромной известностью и авторитетом среди местного населения, в частности, он как никто знал древние предания и сведения об обитании в этой части Тянь-Шаня «дикого человека», хотя молодежь теперь готова относиться к его рассказам как к стариковским поверьям. Удалось разыскать в глухом сае кочевье семьи Мадьяра, его вдову, его фактического наследника Айтмурзу Сакеева, 63 лет, являющегося муллой.
Хотя племянник последнего, Мамат сначала дал нам информацию весьма обнадеживающую в отношении наших поисков, сам Айтмурза Сакеев пошел по пути, о котором тоже заранее предупреждал нас старый киргиз Кальчоро Азанов, 75 лет, пастух лесхоза, с которым мы советовались на оз. Сары-Челек: может случится, говорил он, что Айтмурза ни под каким принуждением не покажет реликвию, в особенности если таковым было завещание отца. Действительно, после всех предпринятых усилий мы достигли только того, что Айтмурза Сакеев пытался подсунуть нам менее значительные реликвии. После вторичного опроса геолога А.П. Агафонова, работающего под Ташкентом, представляется несомненным, что нам показали другую шкатулку и другие талисманы.
Изложенный случай является важным в трех отношениях. Во-первых, налицо обильные параллели с обрезанием кистей рук охотниками у «дикого человека», хранимых в качестве охотничьего трофея и семейного талисмана. Например, в одном из записанных сообщений говорилось: охотники убили «дикого человека»; «кисти рук его были желтые, на руках - кривые ногти; охотники отрезали эти кисти рук и увезли с собой в качестве талисманов» (ИМ, II, №58).
Выше мы уже встретили несколько подобных же параллелей. Таким образом, сообщение А.П. Агафонова не изолировано, а входит в известную серию. Во-вторых, кисть с оз. Сары-Челек, описанная хотя бы в самых общих чертах очевидцем-геологом, сходна, судя по этому описанию, с важным фотопрепаратом, имеющимся в руках исследователей проблемы «снежного человека», а именно, с фотографиями мумифицированной кисти из Пангбоче, так же как и с ее описаниями. В-третьих, в данном эпизоде очень ясно выступила отрицательная роль мусульманского муллы, приложившего огромные усилия, чтобы прикрыть вуалью неосторожность своего предшественника и направить исследователей на ложный след, никакое общественное и материальное воздействие не смогло поколебать его.
Обратимся, наконец, к самой восточной части Советского Тянь-Шаня. Г.К. Синявский, пытаясь набросать схему распространения сведений о «диком человеке» на всем протяжении Средней Азии, отмечал, что в центральной части Тянь-Шаня таких рассказов гораздо меньше, чем в горах его восточной части, вокруг Хан-Тенгри, как и к западу от Тянь-Шаня, т.е. в Памиро-Алтайской системе.
Туда, к Хан-Тенгри и Пику Победы, указывало, между прочим, сообщение альпиниста полковника В.И. Рацека. В августе 1953 г. его альпинистская экспедиция двигалась небольшим караваном вверх по долине реки Сарыджаз по направлению к леднику Иныльчек. Шедший в качестве проводника семидесятилетний Мукой Максутов, знаток местности на всем протяжении от оз. Иссык-куль до оз. Лоб-нор, сказал, указывая на устье и ущелье р. Шилун (левый приток р. Сарыджаз); «Там жили дикие горные люди, пришли наши люди и дикий человек ушел». На мой вопрос, - продолжает В.И. Рацек, - когда это было и куда ушли «дикие люди», Максутов ответил, что «ушли они давно, может быть 70 – 80 лет тому назад, и ушли в Китай». Максутов добавил, что ущелье носит название Шилун, как киргизы этого района называют диких горных людей (ИМ, III, №110).
Действительно ли все «дикие люди» давно ушли из этих мест? Об обратном говорит сообщение геолога М.А. Стронина.
«В августе 1948 г. я проводил геологические работы на Тянь-Шане в области восточной части хребта Терскей-Алатау. Однажды я заночевал в одной из долин, прилегающих к району р. Иныльчек (левый приток р. Сарыджаз), около 10 – 15 км ниже одного из языков ледника Иныльчек. В долину я прибыл уже к ночи вместе с двумя киргизами - проводником и конюхом. Заночевали в верховьях одного из отвержков, отходящих от долины, в зоне высоких альпийских лугов, в пределах ледниковой морены, а лошадей оставили чуть ниже в долине.
На большом расстоянии кругом не было ни населения, ни стад. Рано утром киргизы разбудили меня, говоря, что кто-то ворует лошадей. Действительно, на расстоянии около 500 м. в предутренней мгле я увидел, что кто-то был около лошадей и, схватив штуцер, в сопровождении одного из киргизов, быстро пошел к лошадям. Я ясно видел, что кто-то двигался вокруг лошадей, сбившихся в кружок головами внутрь, причем ходил, безусловно, на задних конечностях, т.е. стоя на ногах. Руки у него были длинные, заметно длиннее, чем у человека. По этому признаку я подумал, что там - киргиз в халате с длинными рукавами, и закричал по-киргизски: «зачем воруешь»!
На оклик существо остановилось, оглянулось; раздался гортанный приглушенный звук, напоминающий крик горных козлов; существо сначала довольно спокойно отошло от лошадей, а затем побежало. Всего я видел его на протяжении 7 – 10 минут, в том числе бегущим - около минуты. Побежало же оно не в противоположную от меня сторону, на ту сторону долины, а по освещенному солнцем склону, по которому я спускался, наискосок от меня. Когда оно пробегало на расстоянии не более 100 м., причем солнце не слепило меня, я видел его очень хорошо.
Помню это существо как сейчас: оно запечатлелось как бы сфотографированным в моих глазах. Когда оно побежало, мне сначала думалось, что это не человек, а медведь, хотя и какой-то слишком стройный. Дело в том, что на склон, имевший крутизну около 30°, это существо быстро поднималось, помогая себе передними конечностями, подкидывая их под себя, как лошадь, бегущая наметом; бежало вроде немного бочком, косо. Будучи охотником, я готов был стрелять, но в то же время ясно увидел, что это не медведь, и именно потому так точно запомнил образ.
Во-первых, у медведя - морда (рыло), а у этого существа не было выдвинутой вперед звериной морды, она была гораздо более округлой. Во-вторых, покрывавшая это существо шерсть для медведя была слитком коротка, по окраске же она была хотя темно-бурой, но отличавшейся от медвежьей более желтым тоном. Я много видел всякого зверья, охочусь давно, но такого не видел. Это было что-то совсем особое: человеческого мало, но в то же время и не звериное. Стараясь понять, человек это или медведь, я так и не решился выстрелить, пока существо это не перевалило через склон, в сторону ледника, и не скрылось из вида.
К сожалению, я не искал следов, так как не придал тогда этому должного значения. Лошади мои оказались в мыле, особенно в пахах. Проводников-киргизов я нашел сидящими в одном из отвержков, они в ужасе повторяли, что это – «киик-кши» («дикий человек»). Они наотрез отказались следовать со мной дальше. Несколько позже в том же году, когда мы находились в районе Кавак-Тау, однажды один из этих же проводников, отправившись в утреннем тумане за лошадьми, прибежал в ужасе с тем же криком: «киик-кши!», но застать возле лошадей никого не удалось, хотя они были в таком же самом состоянии, как и в предыдущем случае.
Все население в тех местах, где произошло событие, знает о существовании «киик-кши» (или «кши-киик»), но очевидцев среди киргизов сам я не встречал. Вообще же из киргизов на эту тему говорят почти одни только обруселые, а истинные мусульмане не хотят говорить или говорят крайне неохотно. Сведения населения о «киик-кши» тянут к восточной части хребта Терскей-Алатау, к массиву Пика Победы. Это - малонаселенная и труднодоступная местность. Киргизы не пасут овец в тех местах, где есть сведения об обитании «киик-кши». В частности они по этой причине неохотно пасут стада на верхней границе альпийских лугов, примыкающей к ледникам» (Сообщение М.А. Стронина. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).
Этот рассказ геолога М.А. Стронина мы закончим его же словами. Когда в г. Фрунзе он обратился с расспросами по данному поводу в Киргизскую Академию наук к биологам, ботаник И.В. Выходцев заметил: «Это дело известное, есть что-то такое, любого киргиза спроси».
Однако, как мы видели, опросная работа среди тянь-шаньских киргизов еще едва только начата. На основе наших совершенно предварительных и, возможно, неточных данных, можно как будто выделить следующие основные районы, к которым тяготеют имеющиеся сообщения:
1) группа северных хребтов (Киргизский, Джумголтау и Сусамыртау),
2) Чаткальский хребет,
3) Ферганский хребет (пока сведения имеются лишь по западным склонам),
4) восточная часть хребта Терскей-Алатау, хребет Сарыджаз, хребет Сталина.
Во всех этих районах, за самыми незначительными исключениями, нет записей о наблюдении детенышей «дикого человека», что, очевидно, заставляет относить всю эту огромную территорию преимущественно к области его блужданий. Наконец, на Тянь-Шане, как и на Памире, записи наблюдений в значительной степени относятся к прошлому, подчас далекому прошлому времени, многие сообщения сильно окутаны суевериями; трудно проницаем покров, накинутый на данный вопрос мусульманским духовенством. (Борис Федорович Поршнев).
Свидетельство о публикации №124112503933