Пери - эльфоподобные духи-любовники
У народов Средней Азии бытовали предания о духах-любовниках пери (пари), которые часто оказывались духами-покровителями шаманов и шаманок. По свидетельству А. Е. Бертельса, пери обитают в воздухе, «не садятся на землю», это крылатые, очень красивые женщины, живущие в далеком небесном царстве. Они могут являться людям во сне и «очаровывать», оставаясь далекими и недоступными, принося влюбленному в них много огорчений, болезни и даже смерть от недоступной любви.
Один из древних текстов Авесты связывает представление о пери с безумием, одержимостью. Согласно Авесте, пери приносят особый вред, отвлекая любовными чарами праведных зороастрийцев от исполнения религиозных обязанностей.
Интересно, что абсолютно идентичные любовные демоны представлены в славянском фольклоре. Например, у украинцев существовало поверье о дикой бабе (литавице), прелестнице, соблазнявшей своей неотразимой красотой молодых парубков, которые, влюбляясь в нее, тосковали, сохли и часто умирали. Являлись литавицы преимущественно во сне и своей недоступностью изводили влюбленного в них человека. То же самое касалось и мужских демонов - украинского прелестника, польского лятавца, восточнороманского эбурэтора.
Обычно с пери ассоциируется женский образ, но это не совсем так. У равнинных таджиков, например, они чаще всего представлялись в виде и мужчин, и женщин. Иногда принимали образ животного (змеи). Подлинным обликом пери считался человеческий. Именно в таком виде они будто бы вступают в связь с людьми. Верили в народе и тому, что пери влюбляются в человека и требуют от него ответной любви. Если их отвергают, то они гневаются и уходят, наказывая человека болезнью. За любовь пери либо платят удачей, либо дают человеку силу для общения с миром духов, способность провидеть судьбу и излечивать болезни. В таком случае их избранник становился шаманом или шаманкой.
Пери различались двух видов - чистые и нечистые. В данном случае не подразумевались их добрые или злые качества. Просто первая категория пери была слишком чистоплотной и не терпела ритуальной нечистоты. Людям, имеющим покровителями чистых пери, запрещалось бывать в домах людей нечистоплотных и есть с ними, также не следовало делать ничего запрещенного исламом, не есть пищу, приготовленную без строгого соблюдения ритуальной чистоты. Если же все-таки человек нарушал данные предписания, он тут же заболевал.
Вторая категория пери, нечистые, предпочитала грязь на одежде, в жилище и требовала от своего избранника нечистоплотности. Дух пери, влюбившись в человека, был обычно другого пола. Однако, по материалам О. Мурадова, бывали случаи, когда пери якобы избирал себе человека того же пола. В таких случаях отношения ограничивались дружбой без сексуального оттенка. Тогда у избранника пери не возникало отвращения к действительному супругу, и семейная жизнь могла продолжаться нормально. Связь с духом пери могла быть кратковременной или очень длительной, иногда как законное супружество.
О том, как представлялась интимная связь с пери, наиболее обстоятельно, по сообщению О. А. Сухаревой, рассказала ей таджичка из кишлака Кафтархона (под Самаркандом). По ее словам, она сама была свидетельницей происходившего, так как избранницей пери оказалась ее племянница Додарой, девочка лет двенадцати, сирота. Однажды по какому-то случаю посетили они мазар (объект паломничества, обычно могила мусульманского верующего). Спустя некоторое время девочку стали преследовать летящие откуда-то комья земли, которые падали ей то на плечи, то на ноги. Эти комья могли видеть и все присутствующие, видела их и сама рассказчица.
Затем стал слышаться звук «чир-чир» или «чиви-чиви», похожий на птичье чириканье. Куда бы девочка ни садилась, звук перемещался с ней, назойливо преследовал ее и не давал покоя. Девочка к тому времени была уже просватана, и ее поторопились выдать замуж. Однако летящие на нее комья земли и непрестанный писк не позволили мужу даже лечь с ней рядом.
Все женщины, присутствовавшие на свадьбе, слышали писк, но ничего не видели. Додарой же говорила, что перед ней появляется небольшой, ростом с пол-аршина, человек, одетый как молодой студент медресе, с чалмой на голове. Шаманка, к которой привели Додарой, чтобы погадать, установила, что в девочку влюбился мужчина-пери по имени или по прозвищу Мулло-хон. Он ей говорил: «Я пришел к тебе и никогда не уйду». Пери не позволял мужу приблизиться к ней, и она осталась девственницей. Мулло-хон требовал, чтобы зарезали ритуального барана и Додарой приняла посвящение в шаманки.
Родственники надеялись, что после этого описанные события прекратятся. Однако Додарой и ее мужу покупка барана была не по средствам. В конце концов по приказу того же духа зарезали курицу, сварили ритуальный бульон, и Додарой приняла посвящение. В ее комнате повесили занавеску, и она стала шаманкой высшего ранга (такие шаманки отличаются тем, что звуки, издаваемые их духом-покровителем, слышны и другим).
Додарой рассказывала, что, входя за занавеску, она иногда видит там лягушку, черепаху или змею, но чаще пери показывается ей в виде небольшого человечка. По словам Додарой, у Мулло-хона были родители: его отца Додарой звала «мой дедушка-ишан», мать - «душенька-бабушка». Она говорила, что живет со своим покровителем-пери как с мужем, сближение происходит во сне… Влюбленный в Додарой пери вселил в нее отвращение к мужу и заставил ее развестись с ним. Но через некоторое время родственники снова выдали ее замуж. Тогда Мулло-хон рассердился и покинул ее, в отместку нанеся ей вред: с рождением каждого ребенка она заболевала и не могла кормить детей грудью, и они умирали.
Второй рассказ о подобной истории был услышан также в Самарканде от таджички, которая родилась в кишлаке Ургут, но всю жизнь прожила в Самарканде. И в этом рассказе избранницей пери оказалась девочка лет тринадцати, падчерица рассказчицы. В знак избрания во двор невесть откуда стали лететь комья земли, причем в таком изобилии, что вся середина двора оказалась заваленной мусором.
Гадатель-мужчина, к которому обратились для выяснения причины, открыл, что в девушку влюбился пери и требует, чтобы она стала шаманкой. Родители и соседи отнеслись к этому очень скептически. Однако каждый, кто выражал недоверие, немедленно бывал наказан летящим чуть ли не в голову громадным комом земли, осколком стекла, упавшим неизвестно откуда на блюдо плова, поставленное перед ним, или вдруг загоревшимся по неизвестной причине в его сарае хворостом.
Девушка стала шаманкой-гадалкой, даже не приняв посвящения. Она говорила, что к ней приходят три духа: один - очень страшного вида, пугающий ее, другой - одетый в черные одежды, и третий - в белых одеждах. Все три духа - женщины, причем третья - ровесница девушки. Это продолжалось ровно один год. Однажды, когда к ней пришли погадать, она заявила, что никого не видит, духи не явились. На этом карьера шаманки закончилась. Окружающие предполагали, что другие шаманки из зависти к ее удачливости «связали» ее духов.
В третьем случае избранником пери оказался юноша лет тринадцати (муж рассказчицы). Когда ему было 13 лет, однажды ночью пери завернули его сонного в одеяло и унесли в сад его дяди. Там он очнулся и очень удивился, найдя себя не в постели. Взяв одеяло, он пошел домой и, когда приблизился к арыку, протекавшему возле дверей, услышал под деревом звуки музыки. У ворот его дома стояла лошадь с гривой и хвостом, украшенными колокольчиками и сабельками.
Мальчик хотел пройти, но лошадь повернулась задом и загородила проход. В это время появилась женщина-пери. Она сказала: «Разве я допущу, чтобы лошадь убила такого красивого юношу? Скажи «бисмолло» и проходи». Она повела его мимо лошади, вошла с ним в дом и уложила в постель. С тех пор он вступил в связь с пери, она часто приходила к нему, спала с ним и играла. Его женили, но пери не позволила ему обращать на жену внимания, и семейная жизнь не сложилась, хотя супруги продолжали жить вместе.
В селении Ура-Тюбе рассказали и о шаманке по прозвищу Парихон. Влюбившийся в нее пери-мужчина не позволил ей жить с мужем; это привело к разводу. По приказанию пери Парихон вела очень замкнутый образ жизни, не показывалась никому из мужчин, даже родственникам. Если ей приходилось выйти из дому, она особенно тщательно закрывала лицо. Она рассказывала, что пери является к ней в образе красивого мужчины, обнимает ее, целует, и между ними существуют постоянные интимные отношения.
Таджики верили, что от союза с пери могут родиться дети. Чаще это были воображаемые дети. Упомянутая Парихон из Ура-Тюбе время от времени заявляла, что она ждет ребенка от пери. Через некоторое время она говорила, что у нее родился ребенок, и фигура ее действительно принимала прежний вид. Однако детей ее никто не видел. По ее словам, отец-пери уносит их, как только они рождаются. Сама шаманка их якобы видела, но для других они невидимы.
Иногда отношениями с пери объяснялось рождение настоящих детей, особенно наделенных какими-нибудь отличительными чертами. В Самарканде блондинов называли «пери-зот» - рожденный от пери. По рассказу таджички из кишлака Хроджаахрар, у ее соседки-девушки были трехлетние близнецы, рождение которых приписывалось ее связи с пери.
Они однажды чудесным образом исчезли. Их мать говорила, что она уложила детей в колыбели, зачем-то вышла, а когда вернулась, колыбели были пустыми. Она считала, что детей унес пери-отец, и это объяснение ни у кого из жителей кишлака не вызывало сомнений. Существовало также поверье, что если у женщины-пери рождаются дети, то реальная жена будто бы остается бесплодной. Так объясняла свою бездетность упомянутая таджичка из Ура-Тюбе, муж которой якобы имел возлюбленную-пери, родившую от него двоих детей - мальчика и девочку.
Рассказчице якобы удалось увидеть эту пери: как ей посоветовали, однажды вечером перед сном она совершила ритуальное омовение и сделала вид, что заснула. Через некоторое время ей показалось, что вошла молодая женщина и легла рядом с ее мужем с другой стороны. Это была пери. Некоторые рассказчики, правда, говорили, что отношения с пери были чисто платоническими. Но трудно объяснить длительное воздержание любовников без сексуальной разрядки.
Кроме воздушных пери различали еще водяных пери, в образе красивых мужчин и женщин. Они тянут понравившегося им человека в воду - этим объяснялись несчастные случаи. Если такого человека спасали, за ним признавалась магическая сила. Кроме пери виновником эротических сновидений считался шайтан. От шайтана у женщин могут родиться дети; вырастая, они оказываются порочными, становятся ворами, пьяницами, наркоманами.
Представления об интимных отношениях людей с пери кроме таджиков были зафиксированы у казахов, узбеков-саратов, за пределами Средней Азии - у башкир. У белуджей существовали сходные поверья о пери как о красивых девушках, имеющих крылья. Они «красивы как ангелы». Являются юноше или даже взрослому мужчине во сне, он влюбляется в пери, сохнет, становится больным и погибает.
Иногда, наоборот, пери влюбляется в юношу и тогда помогает ему во всех делах и способствует его успехам в жизни. Пери могут быть мужского и женского пола. Их царство находится якобы высоко в небе. Бартангцы (один из памирских народов Таджикистана) называли прекрасных горных духов словом «пари» (пэри). У каждого человека имелась своя пари. Пари влюблялись в земных юношей и уводили их в горы, они же похищали маленьких детей. Если любовник пари изменил ей, она его убивала.
По верованиям язгулемцев (Западный Памир), когда пари берет в мужья юношу, он должен дать зарок по временам не смотреть на нее, ибо она в определенные моменты сбрасывает покрывало и все вокруг заливает сиянием. Существовало также представление о пари - прекрасных юношах, берущих в жены земных девушек. У ваханцев бытовало поверье, что дэвы и пари живут в реке, выходя оттуда лишь по ночам, так как теряют способность двигаться, когда на них падают солнечные лучи. Памирцы подразделяют пари на добрых и злых и соответственно на мусульман и неверных. В облике животных добрые пари появлялись в виде красивых птиц (сокола, попугая, голубя), а также в виде бобра или неядовитой белой или желтой змеи; злые пари, наоборот, - в облике ядовитых змей, лягушек, черепах, диких, в том числе хищных зверей, например тигра.
В человеческом облике доброжелательные пари - это красивые девушки и молодые женщины в белой, синей или красной одежде, юноши или мужчины. Злые пари имели отталкивающую наружность девушки или старухи в грязной рваной одежде, с лохматыми волосами; столь же неопрятными были мужчины-пари этой категории. Существовала иерархия пари: у них были свой шах, старшие и так далее.
В результате связи человека с пари рождались необыкновенные дети. Они могли уносить с собой людей и улетать с ними по воздуху. Пари у дардов и кафиров - очень красивые, белокурые, с белой и красной кожей лица женщины, в голубой или зеленой одежде. Иногда это безобразные старухи в черном головном уборе замужних или их прекрасные дочери в белом головном уборе девушек. Юные пари вступают в связь с людьми.
В Хунзе (Кашмир) считают, что пари ростом меньше земных женщин, но вместе с тем их могущество очень велико, они могут летать. Живут они в укрепленных деревнях высоко в горах, где собирают сокровища. У них есть свои правительницы. Спускаясь с горных вершин, они принимают облик животных (горного козла, барана), орла или ворона...
Отношение пари к обычным людям нельзя назвать благожелательным. Так, например, считается, что, если кто-нибудь окажется в полдень в пустынном месте, пари могут вырвать у него глаза и ослепить его. Если новое жилище оказывается несчастливым, это приписывают злокозненному влиянию пари. По некоторым рассказам, пари воруют детей и взрослых. Бывает, пари уносят с собой мужчину каждую ночь, день же он проводит среди людей. Зафиксирован один рассказ о браке пари с шаманом.
Интересно, что в Авесте говорится о пари, имеющих вид звезд и небесных светил: «Они сами приобрели вид, напоминающий небесные светила, так что могли поворачиваться, передвигаться и вращаться, утаскивая меньших духов и скрываясь от материальных существ в собственном свете и сиянии, направляя свое сияние на другие создания, чтобы причинить им боль, болезнь, смерть...». Духи-пери могут не только летать по воздуху, но по своему желанию становятся невидимыми или видимыми. Они, кроме того, могут лишить сознания, разума, сделать безумным. Этих духов могут призывать себе на помощь колдуны или изгонять их.
Если присмотреться, нельзя не заметить сходства пери с персонажами европейского фольклора. Так, характеристики и особенности облика духов пери роднят их с образами эльфов. И эльфы, и пери отличаются удивительной, волшебной красотой, они бывают мужского и женского пола, имеют собственную иерархию, правителей, разделяются по родам (воздушные, водяные пери), вступают в сексуальные связи с человеком, могут иметь от него потомство. Также эльфы могут похищать детей и взрослых, мстят за измены и обиды, способны лишать разума и насылать безумие. К людям большей частью относятся недоброжелательно.
1 2 3
Таинственные животные в Таджикистане. 2
Исследования в Таджикистане
В конце 70-начале 80-х годов Бурцев участвовал в экспедициях киевлянина И.Ф.Тацла, помогал ему в их организации, неоднократно совершал вылазки в Таджикистан на Памиро-Алай, совершал координационные обходы мест расположения отдельных групп экспедиции на хребтах ущелья Каратага и в ущелье притока Варзоба реки Сиамы.
Во время пребывания на базе экспедиции в районе метеостанции в августе 1979 года участница группы Е. Добшинская обнаружила следы босых ног огромного размера. И. Бурцев сделал гипсовый слепок с одного из них, самого чёткого. Его длина равнялась 35 см, а ширина в пальцах – 17 см. Сомневаться в истинности следов не было оснований, так как в группе было в тот момент всего пять человек, на метеостанции в то время никого не было, а следы появились буквально в двадцати метрах от палаток участников ночью.
Тем не менее, Ж.И.Кофман поставила под сомнение истинность следов и направила фото гипсового отпечатка директору музея человека в Париже Иву Коппенсу. Его ответ был таков, что по данной фотографии он не может дать определённого заключения об истинности следа. Следует отметить, что подобные следы гоминоидов в ущельях Сиамы и Каратага попадались достаточно часто (только у автора в каталоге их около сотни).
В середине 80-х годов Бурцев несколько лет проработал в Афганистане. Там афганцы ему рассказывали, что они знают о волосатых гоминоидах и тех местах, где они обитают, но эти места находятся в зоне военных действий, и доступ туда, пока идёт война, для гражданских лиц, а тем более иностранцам, закрыт. (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»).
Черт из «Черной реки»
На нашей планете существуют места, где достаточно сильно топнуть несколько раз, чтобы из-под земли полезли 'огненные монстры'. Есть в Таджикистане на берегу реки Вахш загадочный курган, сложенный из округлых камней. Загадочный, потому что ученые так и не сошлись во мнении по поводу его происхождения. Одни говорят, что эта восьмиметровая насыпь просто куча-мусорник, куда сложены камни, убранные крестьянами с окрестных полей.
Другие уверяют, что странная груда сооружена воинами Александра Македонского, чья армия проходила когда-то в тех местах. А некоторые местные жители будут всерьез уверять вас, что под этим курганом скрывается вход в огненное подземное царство, где живут злые духи, что они до сих пор проникают иногда сквозь наваленные камни и возникают на вершине в окружении черного сияния и серного запаха...
Конечно, можно посмеяться над рассказами таджиков как над нелепым суеверием: кто же сегодня верит в подземных демонов? Но и цивилизованные американские фермеры рассказывают о неведомом существе, время от времени возникающем из-под земли на берегу Черной реки возле города Лайонс-Фоллз (в 200 милях от Нью-Йорка).
Начиная с 1951 года очевидцы неоднократно замечали там гигантское животное не известного происхождения. Рабочий местной бумажной фабрики, видевший монстра вблизи, дал ему следующее описание:' «Темно-бурого цвета, с круглым, немного конусообразным телом от которого разит серой, глаза сверкают как серебряные доллары...». Местные жители признались так же, что пытались поймать существо с помощью сети, но она проходила сквозь его тело как сквозь воздух...
Последнее обстоятельство породило особенно много насмешек у журналистов: 'Ловили галлюцинацию!..' Но нашлись ученые, которые задались вопросом: 'Почему похожие легенды существуют практически у всех народов мира? Только ли людская глупость тому причиной?' Проведя серию исследований, они пришли к выводу, что многие сказки, описывающие призрачных чертей, огнедышащих драконов, прочую нечисть, вполне могли опираться на реальные события, и по сути являются показаниями очевидцев некоего природного явления.
«В России, - рассказывает исследователь этого феномена С. Мартьянов, - в подобных историях как правило фигурирует Кербер, или Цербер (как кому больше нравится) - сатанинский пес, который согласно легендам охраняет вход в Преисподнюю. Время от времени он покидает свой пост и выходит прогуляться на поверхность земли. И горе тому, кто встретится на пути огнедышащего монстра. От человека остаются только обугленные останки».
«В английских легендах», - продолжает С. Мартьянов, «упоминается 'суррейская пума', или просто 'большая черная собака', в Ирландии - 'леший Пука'... Они тоже возникали из-под земли и уничтожали людей, сжигая их до тла. Изучая старые хроники, я пришел к выводу, что достопочтенному сэру Конан Дойлю не пришлось особенно напрягать фантазию, придумывая свою собаку Баскервилей. Дело в том, что английские народные предания буквально заполонены историями о 'призрачных собаках, изрыгающих из пасти пламя', в течение многих веков шастающих по болотам Британии и терроризирующих местных жителей».
Аномалии Драконова озера
Озеро Драконово находится на высоте около четырех километров в горном хребте Памира, в его юго-восточной части. Недалеко от озера проходит Китайская граница с Таджикистаном. Озеро находится в горах и рядом с ним нет ни одного ручейка. С высоты оно напоминает зеркальное пятно на вершине горы.
Пограничники множество раз наблюдали, как у берегов озера плавали гигантские существа, напоминающие по своему внешнему виду рыб, длина которых, по их рассказам, доходила до пяти метров. Они вели себя очень странно, собравшись все вместе, они словно играли в какие-то игры, взбивая озерную пену. Наблюдавшие в бинокль пограничники, насчитали сразу пять таких резвившихся гигантов.
После исчезновения рыб, в водном пространстве над озером начинает раздаваться очень странный звук, напоминающий усталый «вздох» подводного монстра, который слышен в радиусе двух километров, и при этом водная гладь горного озера остается неподвижной. Драконово озеро привлекало к себе внимание и раньше. Если вспомнить 1966 год, то им уже в то время занимались Военно-воздушные силы Великобритании. Они направили в этот район своих специалистов, которые стали наблюдать за озером и производить съемки с воздуха. Однажды им повезло. Они сняли громадное существо, которое двигалось по зеркальной поверхности озера.
Эта сенсация облетела весь мир. Фотосъемку решили отдать на исследование экспертам, которые вскоре и подтвердили ее достоверность. На снимке было снято громадное существо, которое передвигалось по озеру. Эксперты определили, что это было животное огромных размеров и по своему внешнему виду напоминает подводного ящера, который очень хорошо ориентируется в своей стихии, а при виде людей просто сразу исчезает под водой, как будто хочет сохранить какую-то великую тайну, известную только ему одному.
Начиная с 1969 года, исследователи сделали попытку поймать чудовище с помощью подводных лодок «Писиз» и «Вайперфиш» со специальными обзорными экранами. В 1995 году к исследованиям озера привлекли маневренное подводное судно «Машина времени». Попытки поймать громадину были безуспешны. Исследование также не дало никаких результатов. Чудовищный хозяин озера был к тому же еще очень хитер.
Лишь только, как на озере затихают исследования, он начинает появляться на поверхности воды, как будто изучая и оценивая ситуацию. Разглядывая гладь озера, и успокоившись, что никто не мешает и не докучает ему, он медленно погружается под воду, вызывая к себе неподдельный интерес у счастливчиков увидеть его снова. И опять начинается ажиотаж вокруг этого легендарного озера.
В 1992 года при помощи гидролокатора было исследовано буквально вдоль и поперек это уникальное озеро. Экспедиция, которую возглавлял ученый Макэндрюс, сумела запеленговать в этом озере целых пять гигантских животных. По мнению ученых, это были динозавры, которые сумели сохраниться до нашего времени.
В подтверждение этому существуют подводные снимки, выполненные лазерной аппаратурой, где четко видны очертания гигантов. Но, как, бы не старались исследователи, встретиться с гигантом на близком расстоянии не довелось никому из них. К тому же, пока они изучали подводный мир и обитателей озера, им удалось со всей ответственностью отметить, что в районе озера «Драконово» существует аномальная зона, где происходят необъяснимые явления.
Иногда над озером зависает огненный шар, диаметром более десяти метров. А затем словно взрывается и раскалывается на десятки мелких светящихся огоньков, а те в свою очередь также рассыпаются и исчезают совершенно внезапно, как и появились. Многим местным жителям известны многократные случаи появления летающего объекта, по форме напоминающего обычный утюг. Летающий светящийся утюг внушительных размеров в этой местности появился впервые в 1971 году и до сих пор иногда посещает это сказочное место.
С каждым годом это уникальное озеро обрастает неслыханными и необъяснимыми случаями, произошедшими с различными людьми. Ученым становиться очень трудно разобраться, где правда, а где выдуманная ложь, поскольку наплыв туристов, которые желают увидеть «Несси» ежегодно превышает шестьсот тысяч человек, а туристический бизнес не успевает «качать» бешеные средства и ажиотаж вокруг этого озера только с каждым годом усиливается.
Здесь живет киик-адам
Статья Валентина Сапунова, кандидата биологических наук, опубликованная в февральском номере журнала «Вокруг света», 1990 год.
Это произошло 22 июля прошлого года (1989) около часа ночи местного времени в урочище Киш-Каинды. Сотрудница заповедника Аксу-Джабаглы (Западный Тянь-Шань) с группой школьников возвращалась в «научный домик» - избушку, где отдыхают работники заповедника и егеря во время полевых исследований. Внезапно перед ребятами словно выплыла из темноты высокая женщина (впоследствии они утверждали, что рост её был не менее 180 сантиметров), посмотрела на них, в лунном свете блеснула седоватыми волосами и исчезла. Все в панике бросились к избе, закричав от страха.
Об этом событии нам рассказали ещё в деревне Николаевке Чимкентской области, где находится управление заповедника. Мы там пробыли два дня и слышали, как по ночам отчаянно выли собаки. Местные жители были сильно озадачены. Не иначе, говорили они, какой-то крупный зверь спускается с наступлением темноты с гор. Однако что за зверь, никто сказать не мог. Но утверждали, что ни волк, ни медведь такой паники у собак не вызвал бы.
Район Аксу-Джабаглы - глухой, неприступный, здесь много веков бытуют легенды о диких волосатых людях - киик-адамах. О встречах с ними рассказывают очевидцы и сейчас. Вот почему наша экспедиция летом прошлого года отправилась в заповедник Аксу-Джабаглы.
Один из самых сложных вопросов в такой экспедиции - подбор участников. Это только кажется, что стоит бросить клич, и от желающих ловить «снежного человека» не будет отбоя. Когда доходит до дела, серьёзной подготовки к трудному и рискованному походу - количество участников тает на глазах. В конце концов, в нашей группе наметилась твёрдая семерка. Руководитель экспедиции - председатель Волжского клуба туристов Глеб Исаенков.
С ним - Павел Казаченок, по профессии юрист, Ольга Иофкова - химик, Любовь Квасникова - инструктор Волжского горкома партии, а также ленинградцы - Андрей Кузнецов, врач-патологоанатом (врач экспедиции) и кандидат в мастера спорта по альпинизму, и техник Владимир Иванов. Ну а я, заместитель руководителя экспедиции по научной работе, представляю Ленинградский государственный университет и объединение «Криптобиология», которое занимается изучением редких биологических объектов и явлений. Подготовкой экспедиции занимались сотрудники нескольких научных учреждений Ленинграда. Это была экспедиция, при подготовке которой использовались методы прикладной математики и расчёты производились с помощью компьютеров.
И вот теперь мы карабкаемся по едва приметной, постоянно исчезающей в зарослях горной тропе. Туда, где высоко в горах, в долине реки Аксу, и находится сердце заповедника. За плечами у каждого сорокакилограммовый рюкзак, а идти порой приходится по осыпям, крутым откосам. На самых сложных участках забиваем в скальные породы крючья, страхуемся верёвками.
Вскоре добираемся и до заснеженных горных склонов, движение наше замедляется - тут надо быть особенно осторожным, можно провалиться в запорошенные снегом трещины. Не хватает воздуха - высота уже 4 тысячи метров. Поразительно, но, оказывается, и на таких высотах прямо по снегу ползают семиточечные божьи коровки. Чем только они здесь питаются? Во всяком случае, ни одной тли - их основной пищи - мы не видели.
Наконец преодолеваем аксайский перевал и спускаемся в долину реки Аксу, к Голубому озеру, мы - первые, кто проник в эти места с начала года. Узкий каньон расширяется, образуя небольшую котловину, испещренную бурными ручьями, над которыми щетинятся невысокие густые ивовые заросли. Бредя по колено в студёной воде, продираемся сквозь густые заросли. На берегу озера разбиваем базовый лагерь. Тянет искупаться в прозрачной воде, но температура её плюс восемь градусов. Тучами набрасываются на нас слепни.
После ужина захожу в палатку к Глебу Исаенкову.
- С чего начнём? - спрашиваю, хотя программа исследований и экспериментов разработана ещё в Ленинграде. Однако на месте необходимо всё уточнить и конкретизировать. Решаем, что из базового лагеря небольшими группами по два-три человека будем обследовать близлежащие места, гроты, пещеры. Однако главный вопрос - наблюдение за местностью с наступлением темноты, когда пробуждаются ночные животные и, возможно, появится знаменитый киик-адам. Для этого вечерами на близлежащих горных вершинах будут дежурить с биноклями наблюдатели.
- В первое дежурство пойдём и мы с тобой, - говорю Глебу. - Проведём первый эксперимент - наблюдения в условиях экранизации электромагнитного излучения нашего мозга...
Я напоминаю. Этот эксперимент и раньше планировалось провести одним из первых. Суть его такова. Известный советский учёный Бернард Кажинский (в фантастическом романе А. Беляева «Властелин мира» он выведен под фамилией Качинский) установил, что электромагнитные волны длиной два миллиметра, излучаемые головным мозгом, несут информацию, которая может улавливаться другими людьми и животными. Возможно, именно эти волны и являются основой явления телепатии, способность к которой у животных вроде бы выражена в значительной степени. Значит, и у «снежного человека».
Хотя надежд на успех этого эксперимента, честно говоря, мало - в основе его слишком много непроверенных гипотез. И всё же готовим мелкоячеистые медные и стальные сетки, покрывала из японской металлизированной плёнки. Темнеет, и две группы отправляются в горы. В нашей - Глеб Исаенков, Павел Казаченок и я. Выбираем укромные места на склоне у ближайшей вершины и прячемся за валунами, обросшими кустарником, Набрасываем на головы сетки и замираем, прислушиваясь к ночным звукам и шорохам. Я время от времени подымаю к глазам бинокль - местность вокруг изучена ещё днём. Мерещится всякое, состояние ожидания встречи с неизвестным существом не сравнимо ни с чем.
Нередко искателей «снежного человека» представляют как людей, мягко говоря, странных, безнадежных фантазёров и романтиков, которые, как поётся в известной песне, «едут за туманом». Однако проблема эта вовсе не сводится к альтернативе - удастся поймать или нет. Она намного серьёзнее. Изучение закономерностей появления человека на Земле и его развития - важнейшая задача биологии, истории, социологии.
Снежный человек», или йети, или троглодит- он ведь необходимое эволюционное звено в цепи биологических видов, приведших к формированию Человека мыслящего, к возникновению социальной формы движения материи. Без понимания того, что представляет собой «снежный человек», мы не сможем понять историю собственного развития, эволюцию Homo sapiens... Ночные наши бдения оказались безрезультатными. Возвращаемся в лагерь. Правда, спать мне совершенно не хочется. И тут выясняется, что такое же бодрое состояние и у моих товарищей, а Казаченок вдруг заявляет:
- Странная штука, но когда я там надел на голову сетку, то буквально через несколько минут почувствовал себя намного лучше.
- Это как? - не понял я.
- Трудно сразу разобраться, но голова как бы стала чистой, в мыслях подвилась лёгкость, да и общее состояние... - Павел смущённо пожал плечами.
А ведь и у меня в начале дежурства промелькнула подобная мысль, вспомнил я. О прекрасном самочувствии, лёгкости. Правда, не в такой, может, степени, но подобное ощущение испытал и я. Как позже выяснилось, нечто похожее произошло и с некоторыми другими нашими товарищами. Этот факт заслужил внимания и осмысления, и я его записал подробно в дневник экспедиции.
Свидетельство о публикации №124112503861