По конкурсу Метафора- 2024
http://stihi.ru/2024/11/24/5609 - Итоги конкурса
50 заявок на участие в конкурсе были приняты всего за 13 дней - видимо, тема «Метафора» всем показалось легкой, благо не было задано ограничений ни по жанру, ни по содержанию. Лично мне этот прием дался тяжело: я зачем-то начала задавать участникам подсказывающие вопросы к предлагаемым стихам, типа «а вы уверены, что это метафора?» Зачем я это сделала?! Может быть, потому что большинство участников в статьи про тропы совсем не заглядывали, а сразу же начали предлагать на конкурс то, что у них уже когда-то и где-то было кем-то похвалено и награждено. Мои вопросы внесли тревожное волнение в ряды участников, у них сразу же начались замены, доработки и изменения текста - почти по каждой поданной заявке! Работы мне прибавилось в разы, но это скорее радовало: авторы хотя бы обратили внимание на конкурсное задание, заинтересовались вопросом определения названия тропа. Нет, статьи читать они не начали, просто заинтересовались и начали подбирать подходящее для конкурса методом... тыка.
Шучу. Не все конечно. К счастью, не все. Но я глубоко задумалась: а тем ли делом я занимаюсь в этой Мастерской? Нужно ли людям это понимание терминов, осознание имен и сути разных выразительных средств языка поэзии, если и без этого знания можно написать хорошие стихи и побеждать в конкурсах? Может, мне не стоит этой чепухой заниматься? Может, и не стоит. Лично мне (не гуманитарием по образованию) разобраться в этом вопросе было интересно, это знание при написании своих стихов открывало мои глаза на какие-то полезные вещи. Вот потому и захотелось привлечь читателей ТМА к изучению теории.
Но я отвлеклась от темы. Вспомним наше конкурсное задание:
"Требуется рифмованное стихотворение, содержащего фрагмент текста с описанием чего-либо (пейзажа, погоды, города, батальной сцены, характера человека, ... и т.д.), в котором использована метафора. Эту метафору (ОДНУ!) нужно выделить в тексте стихов заглавными буквами. Именно эта метафора становится участником конкурса вместе с текстом стихов. Успех участника будет зависеть, в том числе, и от правильности нахождения в тексте стихов именно метафоры (а не иных тропов), причем, без включения в выделенный фрагмент слов, не относящихся к этой метафоре. Кстати: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - это один из видов метафоры, но все-таки - это ДРУГОЙ троп. Для отбора стихов судьями требуется ТИПИЧНАЯ МЕТАФОРА"
Что же такое метафора и, главное, как её узнать у себя в тексте?
Метафора - это поэтический троп, механизм образования смысла, то есть то, что группе слов в наших стихах придает дополнительный смысл. Это попытка объяснить нечто менее наглядное с помощью более наглядного. Это образный способ описания ситуации или явления - сравнение, помогающее увидеть новые смыслы. Цель метафоры - описывать, а не называть. Метафора - это употребление слова или выражения в переносном смысле, основанное на сходстве, сравнении, аналогии - перенос значения по сходству.
Обобщу выше сказанное: метафора - это скрытое сравнение. Именно по этому признаку - по наличию сравнения одного с другим, мы и узнаем метафору.
Но метафору не надо путать с другим тропом - простым СРАВНЕНИЕМ, которое выполняет ту же самую функцию, но в обязательном порядке содержит в себе слова «как», «словно», «как будто», «подобно» или наличие творительного падежа в связке двух рядом стоящих объектов (например, «упал камнем»). Выделение в тексте последней формы простого сравнения вместо метафоры оказалось частой ошибкой наших участников.
Еще одной частой ошибкой определения тропа было выделение ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ вместо метафоры. В некоторых пособиях олицетворение, как еще один способ сравнения, относят к разновидности метафоры, но это все-таки отдельный троп, о чем специально было указано в конкурсном задании (см. выше!). Олицетворение (или одушевление) - это перенос на описываемый объект качеств, присущих человеку - его действий, его способностей, его характерных черт. То есть, олицетворение одушевляет неодушевленный предмет, явление или животное (растение), описывая его как человека.
Наконец, совсем уже редкой ошибкой участников стало выделение тропа ЭПИТЕТ вместо метафоры. Напомню три особых приметы эпитета: 1. Отвечает на вопрос "какой?" 2. Указанное качество имеет не буквальный, а переносный смысл. 3. Определяет индивидуальное, самое характерное качество чего-либо, а не просто информирует о качестве, как например, «голубое небо» или «холодная вода».
Все это и куда более подробно можно (и всегда можно было) прочитать в статьях к некогда проходившей в ТМА серии конкурсов по выразительным средствам поэтического языка. Повторяться здесь не имеет смысла, предлагаю лучше разобрать этот материал на конкретных примерах стихов наших участников.
В этой статье я покажу вам не всё то, что отобрали судьи, а лишь наиболее интересные примеры удач или ошибок, причем, больше внимания постараюсь уделять стихам новых авторов, потому что наша Мастерская создана не ради популяризации творчества отдельных мастеров сайта, а для обучения стихосложению рядовых авторов на примерах стихов, поданных ими на рассмотрение.
**************************************
5. РАССВЕТ НА ВОЛГЕ. ТАТЬЯНА АСТАФЬЕВА
До чего же красивы рассветы в родной стороне:
Нежный бархат ночной опускается в бездну реки,
Где цепляясь за иву, становится лёгким кашне,
И скользит по волнам, даже воле своей вопреки.
Мириадами звёзд брызжет небо на заспанный луг,
Превращая росу на траве в неземные цветы,
А фантазия утра меняет всё быстро вокруг,
Вызывая восторг от изящества и красоты.
Здесь царит тишина, обитает вселенский покой,
УЛЕТАЕТ ДУША ПО СПИРАЛИ В НЕБЕС СИНЕВУ.
Только где-то у берега ласково шепчет прибой,
Что я только лишь здесь и люблю, и дышу, и живу.
Не могу сказать, что выделенная метафора меня как-то особенно впечатлила, но это точно - метафора, то есть, скрытое сравнение состояния души с полетом в небо. А в целом стихи выразительные, написанные хорошим русским языком. Помимо выделенной метафоры в них есть много других: «бархат ночной опускается», «цепляясь за иву, становится ... кашне и скользит по волнам», «брызжет небо <звездами>». А все вместе эти тропы дружат друг с другом и создают зримую картину рассвета на Волге.
9. ПОКА ЕЩЁ... НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВА 8
Дышу предзимьем. Вечерами
дожди струятся. Холодны
полутона в оконной раме,
и всё отчётливей слышны
шаги зимы. Простоволоса,
бросая в лужи листьев медь,
РАСКРАСИВ в серый – осень
уходит, но спешит допеть
в дуэте с ветром – блюз тягучий,
сонет полУночный – с дождём.
Я слышу в трепетных созвучьях
печаль покорную... Вплетён
в минорный лад туман белёсый.
Протяжным эхом вторит высь.
солистка-осень прячет слёзы
в ПОЖУХЛЫЙ КРАЙ ЛЕСНЫХ КУЛИС.
...
«Внимая песням, с берегами,
ласкаясь, шепчется река»*
не разлучённая снегами
пока...
* - строки из стихотворения Сергея Есенина "Ночь", 1910-1912 г.
Удивительное звучание у этих стихов - содержание строк очень естественно и внятно ложится в ритму, никакие фрагменты с образами или инверсиями слов в предложении здесь не напрягают - автор умело обходится без этих поэтических проблем рифмовки, её речь льётся легко и понятно, оставаясь языком поэзии, а не прозы. Выделенный фрагмент - метафора, которая включена в троп олицетворения (осень прячет слезы), но отмечена именно метафора: скрытое сравнение края леса с кулисами театра, край которых "пожухлый" - намек на осенний пейзаж. Мне нравится в этом стихотворении как автор профессионально соединяет одни тропы с другими, все - осмысленно и адекватно тому, что видит авторский глаз - без искусственных наворотов. Есть, правда, одна семантическая неточность, которую я не сразу углядела (мне подсказали!) - "раскрасив в серый": глагол "раскрасив" предполагает наличие множества разных красок, а не одну. А в целом в этом стихотворении полно интересных и разных выразительных средств - просто хрестоматия для повторения темы правильного использования тропов начинающему поэту!
10. ЗДЕСЬ НЕ СКАЗКА - МОЛОЧНЫЕ РЕКИ. ВЛАДИМИР КУРКОВ
Здесь не сказка: молочные реки
в берегах из кисельных болот.
Укрывают еловые веки
взгляд холодный сапфировых вод.
Поднимаются пиками в небо
исполинских драконов хребты.
Ядовитою серой и пеплом
дышат стражей раскрытые рты.
Здесь струится сквозь камешки время,
ручейком исчезая во мхах,
и тропою лесного оленя
бродит леший, скрываясь в кустах.
ЗВЁЗД ПО НЕБУ РАССЫПАННЫЙ САХАР
РАСТВОРЯЕТСЯ В ЧАЕ ЗАРИ.
Мятным облаком стелется запах
с тонкой ноткой дубовой коры.
На рассвете резвятся русалки,
серебристой блестят чешуёй,
и, откинувшись в кресле-качалке,
размышляет волшебник лесной:
"Кровью красной разбрызгана клюква,
как знаменье великой беды.
Смерть идёт вероломно, со стуком,
топором оставляя следы.
Ищет друга охрипшее эхо:
заблудилось в кедровых пеньках.
Нет спасения от человека —
зверя с алчною искрой в глазах".
Еще одно правильно написанное пейзажное стихотворение, где есть множество самых разных тропов, которые использованы к месту - ради описания деталей увиденного глазом, а не для украшения и, тем более, не по необходимости заполнить строку чем-то подходящим по размеру или чтобы привлечь внимание необычностью сравнений. Здесь довольно много метафор помимо выделенной: «молочные реки в берегах из кисельных болот», «ядовитою серой и пеплом дышат стражей раскрытые рты», «человека - зверя с алчною искрой в глазах». Хороша и выделенная метафора: «звёзд по небу рассыпанный сахар растворяется в чае зари» - скрытое сравнение гаснущих звезд с сахаром в чае.
12. НЕ ВСТРЕЧАЮ РАССВЕТ. ЛЮДМИЛА ВЯТКИНА
Разгорелся восток – там ГНЕЗДОВЬЕ ЖАР-ПТИЦЫ,
Чуть – и в небо взлетит, озаряя проснувшийся мир.
Ночь сняла урожай - темноликая жница -
Сны созревшие взяв, поутру очищая эфир.
0010010010010
001001001001001
0010010010010
001001001001001
Мой средь них – невесомая сладкая грёза
О далёких мирах, о друзьях и взаимной любви.
Мир в мечтах моих так ослепительно розов,
Так наивен и добр, красоту лучших чувств проявив.
Год от года стираются яркие краски.
Чёрно-белые сны снятся чаще любимых цветных.
Жизнь давно уж не кажется радостной сказкой,
И не тянет мечтать о мирах запредельных, иных.
В небе отблески - всплески далёкой зарницы.
Не встречаю рассвет – провожаю охотней закат.
Всё слабей взмахи крыльев волшебной жар-птицы.
Что её упустил, только сам, только я виноват..
В прошлом конкурсе меня некоторые участники покритиковали, что я мало показываю и объясняю то, что и почему я сама в свой шорт лист не отобрала - недочеты стихов. Видимо, слаба характером: я не люблю читать оправдания и обиды тех, стихи кого покритиковала... Но стараюсь к этим оправданиям привыкать, поэтому, если стихи мне в целом понравились, то, несмотря на их недочеты, часто беру в разбор. Вот как эти. Метафора здесь определена верно: восходящее солнце автор сравнивает с местом обитания Жар-птицы, вот только употребление слова «гнездовье» вместо «гнездо», которое не подошло по размеру, мне кажется ошибочным по значению: гнездовье - это места, где стаи птиц устраивают гнезда, это обширная зона, а здесь описывается восход - одна точка, значит «гнездо». Есть в стихах и другие интересные метафоры: «ночь - темноликая жрица», «сон - невесомая сладкая греза». И содержание - интересные мысли - у этих стихов есть, не один только пейзаж: «Год от года стираются яркие краски», «Не встречаю рассвет – провожаю охотней закат». А концовка - последняя строка - просто замечательная! Зато фраза с определением «отблески - всплески» напрягла, здесь бы вторым другое слово подобрать, не однокоренное. Ритмика выбрана автором сложная - очень трудно звучит этот разностопный анапест (4-5-4-5); он хоть и чисто выписан, но к лирическому содержанию стихов мало подходит - царапает слух...
14. В БЕЗМОЛВИИ НОЧНОГО СНЕГА. МАРИНА ЧИГРА
Не нужно красок февралю -
Зима по-своему хлопочет.
Все ждут весну, а я люблю
Когда светлы от снега ночи.
Когда дорожками аллей
Роятся белые снежинки,
И лес укрылся потеплей
Пушистой шубкой-пелеринкой.
СЮЖЕТНЫЙ ТВИСТ ВЕЧЕРНИХ ВЬЮГ,
Когда найдешь секрет блаженства
В тепле огня; увидишь вдруг
Простого слова совершенство. (здесь бы запятую)
Седые гребни снежных дюн -
Как рукотворчество метели
И ветра, сбившихся в ноктюрн; ?
Подлунный шепот сонной ели. (запятую - для связи с "увидишь")
Пустого леса тишину,
Где слог не исказится эхом.
Где ждут весну... а я тону
В безмолвии ночного снега.
Еще один пейзаж, правда, более позднего времени года, где уже есть «рой белых снежинок». Русский язык и логика изложения в этих стихах хорошая. Метафора «сюжетный твист вечерних вьюг» - выделена правильно: это скрытое сравнение вьюги с танцем, в ней столь же много вращений, как в твисте - это осмысленное сравнение. Но почему «сюжетный»? Подсказок к этому я не нашла, этот эпитет показался мне случайной заплаткой строки. Не особо понравился и неологизм «рукотворчество», хотя ... можно и его принять, а вот метель и ветер, «сбившиеся в НОКТЮРН» меня сильно озадачили. Ноктюрн - это небольшое музыкальное произведение лирического характера, сравнение с ним после недавнего сравнения с твистом мне кажется случайно подвернувшимся образом. В целом, стихи понравились. Вот только запятые бы иначе расставить. Если прочесть 4 и 5 строфы как отдельные предложения (в соответствии с авторской расстановкой точек), то обе они - оборванные, без главной мысли. Но если в конце 3 и 4 строф точку заменить на запятую, то образуется смысловая связь между «увидишь вдруг» и всем остальным, что описывается далее. И сразу появляется логика изложения. Вот как и почему нам так важна правильность синтаксиса и пунктуации всех предложений стихов!
16. ГЕРДА. ПРЕДСКАЗАНИЕ. ГАЛИАСКАРОВА ЕЛЕНА
Предсказанья пусты и обманчивы зеркала –
Отражается спесь в них, не в моде живое слово;
За окошком кружится позёмка белым-бела,
ДОГОРАЕТ НА НЕБЕ туманном ЗАКАТ багровый.
Герда любит лишь Кая и ждёт его одного;
Спит на небе луна, опираясь на купол башни;
Этой странной любви не рассеялось волшебство...
День грядущий угрюм и подобен всем дням вчерашним.
Герда ходит по свету и, слухом полна земля,
Семь тростей обломала, семь пар башмаков стоптала.
Наконец, заблудившись, в чужие пришла края,
Где ночь дня протяжённей и солнца бывает мало.
И увидела замок, окутанный серой мглой,
Жил там старый астролог, вассал королевы Снежной;
Птицы бились в окно, прочь летели стремглав стрелой,
На широкой аллее засох молодой орешник.
Звездочёт предсказал беспросветную темноту;
Ветер выл злобным зверем суровым, не умолкая,
И алели замёрзшие ягоды на мосту,
Забытье до утра подарила пора глухая...
Герда к Каю пойдёт, невзирая на снегопад,
Рукавички из замка забрав и соболью шубу.
Она ищет зачем-то любовь много лет подряд,
Имя Кая в тоске повторяют сухие губы…
Метафора найдена правильно - скрытое сравнение заката с тем, что горит. И стихи в целом написаны хорошим - ясным и выразительным поэтическим языком, где есть логика изложения небольшого лирического рассказа о Герде и Кае как аллегории на любовную историю ЛГ. Много других интересных авторских тропов: «Спит на небе луна, опираясь на купол башни», «Звездочёт предсказал беспросветную темноту», «Семь тростей обломала, семь пар башмаков стоптала». Отличные стихи.
17. ПУГАЛО. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ
В огороде пугало потрепало ветром,
Ветер этой осенью быстрый будто стерх,
Джинсы мои рваные, шапочка из фетра,
Словно хиппи старенький умер на кресте.
Небо ночью выцвело, стал туманом воздух,
Над пустыми дачами, полем и рекой
Угольками белыми догорают звёзды,
Горький чай на лавочке в кедах и трико.
Мёдом пахнут яблоки, их в ведре железном
Целая коллекция новых жёлтых лун,
Для дождей обещанных водосток и бездна,
А для дров берёзовых плаха, да колун.
В кипятке заварится хрупкий лист вишнёвый,
Раствориться в осени миллион причин,
Жить пытаюсь правильно, жить пытаюсь снова,
Улыбнётся пугало, жаль, что промолчит.
Друг ты мой соломенный, верный и безликий,
ТРАВАМИ УВЯДШИМИ мы с тобой легли
И летят по облаку цвета земляники
Клином беспилотники или журавли.
А вот эти стихи, сами по себе замечательно написанные, к сожалению, не должны были в отбор попасть, они не могут стать призерами, потому что выделен не тот троп. «ТРАВАМИ УВЯДШИМИ мы с тобой легли» - это не метафора, а обычное сравнение, где вместо «как, будто, словно» использован творительный падеж. Если бы все участники готовились к конкурсу - прочли бы старые статьи ТМА, то такого бы не случилось.
18. НОЯБРЬСКОЕ. НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА
Ноябрь. Совсем прокисло утро за окном, лишняя стопа
Ленивый сумрак царствует повсюду,
01 01 01 01 00 01
01 01 01 00 01 0
И меланхолия ползёт змеёю в дом,
Грозя ужалить душу и рассудок.
Мир утонул в туманном киселе,
засасывает грязь, дождь множит лужи.
00 01 01 00 01
01 00 01 01 01 0
Покорно, тихо, растворясь в тоске,
полоска дня становится всё уже.
Изъедены все краски. Без затей
погода вымостит дорогу в зиму,
Забрав у ноября остаток дней,
одежду воровски ветра отнимут.
Что ж осени не привыкать бродить
по топкой хляби нищей Босоножкой,
До срока время холодам дарить,
и торопить сменить на сани дрожки.
Сегодня-завтра, пару дней ещё,
и дождь замёрзнет, став белее мела.
МОРОЗ ПРОСЕЕТ ТУЧИ хорошо
и скроет черноту под пледом белым.
И эти стихи - тоже замечательные! - не должны были быть отобраны судьями, потому что выделенный троп - олицетворение. Оно хоть и разновидность метафоры, но, как сказано в конкурсном задании, вчитываться в которое участникам было лень, требовалось показать типичную метафору, считая олицетворение отдельным тропом. Здесь мороз одушевлен, совершая действия, свойственные человеку, он просеивает, укрывает пледом... К этим легко и красиво написанным пейзажным стихам у меня есть и еще два замечания: в самой первой строке присутствует лишняя стопа ямба (техническая погрешность), а в предпоследней строфе семантическая неточность - «сменить на сани дрожки»: как вдруг эти «дрожки» (четырёхколёсный двухместный открытый экипаж на рессорах, ведомый лошадью) прибыли к нам из 19 века в это современное стихотворение? Выглядит слово как случайная заплатка строки, к сожалению.
19. ОСЕННЕЕ. НАТАЛЬЯ АЛЯСОВА
Я плету венок из красивых снов,
Из моих желаний и наших тайн.
Я вплетаю бережно сладость слов,
Закрепляю ниточкой каждый край.
Я плету венок из простых чудес,
Но они понятны лишь нам с тобой:
Этот рыжий, в солнце вечернем, лес,
И берёзки, ждущие за рекой;
Тишина, и запах осенних трав,
И опавших листьев, что лишь вчера
Повелись на ветра весёлый нрав,
И теперь, опомнившись, здесь лежат.
На стихи Есенина тот мотив,
Что в который раз навевает грусть.
Ты немного хочешь побыть один...
А потом читаешь их наизусть.
Я влюбляюсь в омут зелёных глаз,
И схожу с ума от любимых губ.
И сейчас как будто бы в первый раз,
И земля уходит от нежных рук...
УБЕГАЕТ ЗМЕЙКОЙ ДОРОЖКА ВДАЛЬ,
Где румянит небо шальной закат.
На берёзки спелую кинув шаль,
Он её с рассветом возьмёт назад...
Мой венок осенний почти готов.
Я его надену – краса красой.
И сейчас так сладко поёт любовь,
Потому что рядышком ты со мной.
Мне очень понравились эти мелодичные и красивые стихи о любви, которые, к сожалению, тоже не имеют основания быть отобранными и стать призерами. Выделенный троп - это не метафора, а сравнение, где роль слов «как, будто» исполняет творительный падеж - дорожка убегает чем? змейкой (то есть, подобна змейке). Ужасно обидно, что участники так торопились подавать заявку, не подготовившись к учебному конкурсу! Особенно жаль, что и прекрасная метафора в стихах есть: «ВПЛЕТАЮ БЕРЕЖНО СЛАДОСТЬ СЛОВ, закрепляю ниточкой каждый край»
20. А ЗАВТРА СНОВА БЫЛА ВОЙНА. СОФЬЯ БОРДАКОВА
А завтра снова была война,
хоть крыши ранами не кровили.
Но в город долго не шла весна.
И мчались мимо автомобили
забытых улиц, надменных лет,
молчанья выстрелом осаждая.
Мне город выдал на жизнь билет.
А я застыла у двери рая -
Скупа, беспомощна, холодна.
(Там в приоткрытую дверь стучали.)
Я боль глушила – до дна, до дна!
И покрывала лицо печалью.
В осенний морок, в глухую стынь,
едва оправившись от юдоли,
Посеяв звёзды - рвала полынь,
и горький привкус хмельных застолий.
Мне город выдал путёвку в жизнь -
кило гвоздей да крупы на завтрак,
Чернила, ручки и чертежи –
и я чертила молитву в «завтра».
За мерной поступью трудодней –
забытый кадр в городской оправе.
Но с каждым мигом ещё трудней
мою войну отличить от правды.
Когда закончилась тишина,
я долго в тёмную даль глядела.
Я знала – это моя война!
Но что с того? Если здесь лишь тело.
А кто-то снова тянулся в кадр
и вешал в рамке коллаж на стены.
И человечья текла река
в ГЛУХУЮ ПАСТЬ МЕТРОПОЛИТЕНА...
Отличные стихи, глубоко и пронзительно передающие настроение ЛГ: «Скупа, беспомощна, холодна. (Там в приоткрытую дверь стучали.) Я боль глушила – до дна, до дна! - И покрывала лицо печалью». Или: «Посеяв звёзды - рвала полынь,
и горький привкус хмельных застолий» !!!! В стихах очень много тропов - почти обо всем автор пишет не напрямую - фактами, а как художник - красками и образами, причем, адекватными, работающими на мысль автора, а не вставленными для заполнения строки. И метафора выделена верно: вход в метрополитен скрыто сравнивается с пастью зверя, пожирающего толпу людей. Этот образ, кстати, тоже не случаен - он дан не для полноты картины того, что видит глаз автора, а для передачи психологического состояния того, кто видит эту картину. Мне очень жаль, что не хватило всего одного судейского голоса за эти стихи, чтобы они стали лауреатами, а не только призерами конкурса.
21. СКАЗКИ. АННА КРУПЕНИНА
Вчера ещё казалось, что успею,
И подождут меня года и города.
Но за окном поля уже седеют,
И в осень призывают навсегда.
О, время подожди, ты так жестоко!
Я пропустила местных соловьёв!
Шахерезада сказками востока
И Андерсен из северных краёв,
Кружили голову, и я летала
По миру, как бы ни был он велик.
А детство сквозь песчинки утекало,
И в зеркале менялся юный лик.
Так я жила под запах бергамота,
Сквозняк от скандинавских острых льдов,
0100010101
И у меня была одна забота
Врастать всем разумом в оковы сладких слов. лишняя стопа
010100010101
Серебряные струи, шелк тюрбана,
Загадочный, шикарный, датский принц...
Как много в этом СКОЛЬЗКОГО ТУМАНА
И зависти за бархатом ресниц.
Туда не съездила и здесь я не бывала,
А может и не надо мне там быть.
Восток и запад — их сердечку мало
Когда и дома можется любить.
Думаю, что будет не правильно комментировать в статьях только стихи мастеров, причем, одних и тех же: Мастерская для тех, кто учится мастерству, и нет ничего страшного, если наши стихи в чем-то не совершенны по технике (пока!), главное, чтобы они были искренни и содержательны. Мне очень понравилась тема этих стихов - «вчера ещё казалось, что успею»: она, мне кажется, близка и понятна большинству из нас. Интересная философская лирика о том, как ЛГ жила «под запах бергамота, .... врастать в оковы <самых> сладких слов» (здесь я немного изменила авторскую фразу, в которой произошла сбивка ритма - лишняя стопа, что, возможно, и помешало успеху этих стихов). Метафора выделена верно: образ «скользкого тумана» - это то, с чем сравнивается или чему уподобляется обманывающий нас мир фантазий. Что мне здесь не понравилось? Фрагмент «сердечку мало». Обычно мы используем уменьшительную форму слова по отношению к ребенку или к человеку слабому, страдающему, к тому, кому мы сострадаем или кого любим. По отношению к себе самому следует использовать только «сердце», но никак не «сердечко».
23. В ОЖИДАНИИ ПОЕЗДА. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
Прошедших зим сжигала хворост,
С минувших лет сдувала пену –
Я ожидала скорый поезд
На край земли, в конец Вселенной.
Былых дорог считала мили,
Былых потерь пила отраву,
И проходили, уходили
Чужие жизни, как составы.
В ночи вокзал томился сонный.
В окошко пялились зеваки –
Таскали тряпку по перрону,
Резвясь, бездомные собаки.
Как в старом сне – уж было! было!
Судьбы подъёмы и провалы.
Ночной вокзал и рельсов жилы
Мне снова память рисовала:
Сухие слёзы на перроне
И – будто ночь в дороге, тая –
Собачий лай, и крик вороний,
И дум взметнувшаяся стая.
И снова мне – от дома? к дому?
Вся жизнь – дороги и вокзалы.
ТО РЕЛЬСЫ РЕЖУТ ПО ЖИВОМУ,
ТО ШВЫ НАКЛАДЫВАЮТ ШПАЛЫ.
Отличные как по содержанию, так и по исполнению стихи. Автор поэтическим языком рассказывает о своей жизни, используя для этого образ идущего вперед поезда. «Былых дорог считала мили, былых потерь пила отраву, и проходили, уходили чужие жизни, как составы». «Судьбы подъёмы и провалы. Ночной вокзал и рельсов жилы», «Сухие слёзы на перроне и – будто ночь в дороге, тая – собачий лай, и крик вороний...» Замечательная, хорошо продуманная композиция стихов! И правильно выделенная метафора: «Вся жизнь – дороги и вокзалы. То рельсы режут по живому, то швы накладывают шпалы» - скрытое сравнение жизни с железной дорогой. На мой взгляд, это одни из лучших стихов пакета.
26. БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ. АЛЕКСАНДР СОЛОМАТИН 3
На мир ВОРОНОЙ СЛЕТЕЛА ОСЕНЬ –
Земных собак от жары спасать.
Дворовый Шарик, обычный пёсель,
Смотрел на хмурые небеса
И думал: можно ли там, на небе,
Напоминающем волчью шерсть,
С другими псами по травке бегать?
Конечно, если они там есть.
Насколько строгий у них хозяин?
Орёт ли, курит ли он табак?
Поёт ли спьяну, на цепь сажает
Не угодивших ему собак?
Колотит часто? Тепло ли в будке?
И не тошнит ли от высоты?
Полны ли вечером их желудки?
Не докучают ли им коты?
Вдали от этой душевной драмы
Сидел обычный небесный пёс.
И, размышляя о том же самом,
На синий шарик смотрел со звёзд.
Очень симпатичные по своему сюжету стихи, от которых веет добротой. В них два персонажа: «Дворовый Шарик, обычный пёсель, смотрел на хмурые небеса и думал: можно ли там, на небе... с другими псами по травке бегать?» А в это время «вдали от этой душевной драмы сидел обычный небесный пёс. И, размышляя о том же самом, на синий шарик смотрел со звёзд». Успеху хорошим стихам здесь помешал автор - он неверно выделил троп: «На мир ВОРОНОЙ СЛЕТЕЛА ОСЕНЬ» - это простое сравнение, использующее творительный падеж, а не метафора. А настоящая метафора в стихах была - «На СИНИЙ ШАРИК смотрел со звёзд» - скрытое сравнение Земли с шариком... Ужасно обидно за стихи...
27. МОЯ НАГАРИЯ. ТАТЬЯНА ПОГРЕБИНСКАЯ
РАКОВИНА МОРСКАЯ
НА БЕРЕГУ ПРИЛИВА, -
Странников привлекая,
Город стоит красивый.
Как обещанье рая
С финиками и хлебом,
Пальмами подпирая
Радугу, звёзды, небо…
Словно полночный крабик,
К солнечному затону
Белый спешит кораблик
К морю по Гаатону*.
Солнце в закат садится -
Дня золотой постскриптум,
И замолкают птицы
В дремлющих эвкалиптах.
Светлый день обрывая
Тенью руки, Мессия**
Бережно укрывает
Спящую Нагарию…
Лаконичные, но изящные, стильные стихи, посвященные городу, который скрыто сравнивается автором с раковиной - «Раковина морская на берегу прилива» - метафора найдена и выделена автором верно. И еще одна метафора в тексте мне понравилась: «Солнце в закат садится - ДНЯ ЗОЛОТОЙ ПОСТСКРИПТУМ». Красиво сказано!
32. ОЗЁРНАЯ ДЕВА. ЛИНА ИВАНОВНА
Легенда гласит: тот, кто пришел в полночь к Духам лесного озера с недобрыми намерениями, рискует встретиться с Озёрной Девой...
Бойся озёрной Девы из вод в ночи выходящей!
100 10 100 10 100 10
Камень за пазухой держишь? Это твои напасти…
Кинешь — к тебе вернётся острой стрелой из лука.
Дева подымет очи... Вскрикнет сова без звука.
Только всхлопочут крылья — звёзды легко потушат.
Выйдет на берег дивом — озеро станет сушей…
Вслед за собой поманит. ПАМЯТЬ ОБРЕЖЕТ ВЗГЛЯДОМ.
Шорохом слов обманных тихо присядет рядом…
Выпита будет чаша зелья с душистой рутой.
Тина озёрная чавкнет… С Девой уйдёшь под утро...
100 10 100 10 100 10
Не удержалась, чтобы не показать вам эти стихи, потому что они написаны интересным логаэдом - чередованием стоп дактиля и хорея. По звучанию этот ритм чем-то напоминает античный гекзаметр - необычно и торжественного звучит стихотворение, как и положено рассказывать разные легенды... Очень люблю, когда автор четко понимает, где нестандартность ритмики уместна и полезна, а где - пустая игра с формой. Здесь ритмика стихотворения полностью адекватна его содержанию. С заданием автор тоже справилась, метафора найдена. И еще почему-то понравилась фраза: «Только всхлопочут крылья — звёзды легко потушат»...
34. ПАХАРЬ И ПАШНЯ. АГЛАЯ ЛЮБИМЦЕВА
Обогретая тёплышком солнечным,
Напоённая вешними водами,
До краёв силой жизни наполнена,
Пашня в пору вошла плодородную.
Юный Пахарь приметил красавицу,
Перед ней, преклоняя колени, он
Честь по чести всё, как полагается,
На союз испросил дозволения.
Жар ладоней отринул сомнение.
Днём погожим старательно вспахана,
За спокойствием пряча смущение,
Приняла она семя от Пахаря.
Он заботлив был, в ночи суровые
Тёплым пологом Пашню укутывал.
Народились детишки здоровые,
Синеглазые, златокудрые.
………………
ВРЕМЯ Пахарю КУДРИ МЕДВЯНЫЕ
ОТТЕНИЛО СЕРЕБРЯНОЙ ПРОСЕДЬЮ,
Но по-прежнему сердцу желанные
Васильки с золотыми колосьями.
Интересный жанр написания - аллегория. Действующие лица стихотворения - это собирательные и одушевленные образы земли: материя, рождающая хлеб - Пашня, и человек, ее возделывающий - Пахарь. Все, что описано в стихах - это символические действия. «Пашня в пору вошла плодородную. юный Пахарь приметил красавицу, перед ней, преклоняя колени, он...». «Днём погожим старательно вспахана, за спокойствием пряча смущение, приняла она семя от Пахаря». «Народились детишки здоровые, синеглазые, златокудрые». Здесь детишки - это колосья с васильками. Вряд ли можно все стихотворение считать одной метафорой: троп метафора имеет отношение к конкретному образу, а здесь особый иносказательный жанр - аллегория, внутри которого могут быть отдельные тропы. Выделенное автором «время... кудри медвяные оттенило серебряной проседью» заставило меня задуматься: а метафора ли это? Думаю, что это все-таки - эпитет, потому что, несмотря на то, что Пахарь суть символическая фигура, но «медвяный» и «серебряный» - это образные определения цвета и вида кудрей Пахаря, то есть, тропы, отвечающие на вопрос «какой?», значит это эпитеты, а вовсе не метафоры.
37. ОХОТА. АЛЕКСАНДР ВОЛОГ
След предшественника на песке,
Неудач обваленные глыбы…
В глубине у речи, как в реке,
Ходят слов непойманные рыбы.
Тень кустов пронижет солнца жгут,
Глубь осветит – и займётся дух…
Изостряй внимание и слух,
Избирай в сумятице минут
Точный миг значения…
Готово!
Подсекай с удачливой руки!
…И забьётся трепетное слово
НА ЗВЕНЯЩЕЙ ТОНКОСТИ СТРОКИ
Интересные стихи. Они, так же как и стихи другого участника конкурса -
25. НИКОЛАЯ ЮРЬЕВИЧА ЮРЬЕВА «НЕВУС» - http://stihi.ru/2021/12/08/1362,
имеют отношение не к метафоре, а к целому жанру написания - иносказанию. В подобном жанре весь сюжет повествует об одном, а подразумевается совершенно другое. Вот как у Александра Волога описана картинка реки и ловли рыб в этой реке: «Тень кустов пронижет солнца жгут, глубь осветит – и займётся дух…», но на самом деле эти стихи не о рыбалке, а о творчестве - о процессе написании стихов: «В глубине у речи, как в реке, ходят слов не пойманные рыбы». И даже последняя метафора, выделенная участником - это скрытое сравнение работы поэта с удилищем, на котором как на «на звенящей тонкости строки» иногда может «забиться трепетное слово»! Интересная подача темы, не правда ли? Иносказание бывает разным. Если в стихотворении Александра Волога все прозрачно - автор сам дает нам все нужные подсказки двойного смысла, то в «Невусе» Николая Юрьевича Юрьева все стихотворение повествует о родинке, ставшей злокачественной, хотя речь там идет не о болезни человека, а о болезни общества: «В мозгу завёлся метастаз. Ласкают слух свобода слова, свобода женщин от мужчин, в демократических основах от сердца русского ключи».
38. ПОТОМ. ОЛЬГА СВЕТОВА
Я помню страхи самых юных лет -
Запретов мир был попросту несносен:
Вот это можно, а вот это - нет!
Потом, потом, когда настанет осень;
Когда зажжётся новая звезда
И журавли потянутся обратно.
Потом, когда наступят холода,
Когда на солнце потемнеют пятна.
Всё - завтра, через день, чуть погодя...
А за окном давно уж правит осень,
ВЗБУХАЮТ КАПЛИ СЕРОГО ДОЖДЯ
И УМИРАЮТ, РАЗБИВАЯСЬ ОЗЕМЬ.
Потом... И всё идёт своим путём,
Несётся время быстро, как цунами,
И обещание «Потом, потом...»
Всю жизнь упрямо следует за нами.
Мне нравится сюжет этих стихов, мысль о том, как все мы часто планируем сделать нечто когда-нибудь потом и не успеваем, потому что уже наступает «осень». Осень в этих стихах имеет двойной смысл - она и конец года, время увядания природы, но она же - и время завершения активной жизни. «А за окном давно уж правит осень, взбухают капли серого дождя и умирают, разбиваясь оземь» Эта выделенная строка - правильно выполненное задание конкурса, она же главная мысль стихотворения. Речь идет не только и даже совсем не о каплях, которые «умирают, разбиваясь оземь» - это не что иное, как скрытое сравнение (метафора) времени нашей жизни с каплями дождя. Стихи эти мне хорошо знакомы (я уже когда-то разбирала их в каком-то конкурсе на другую тему), но не перестали нравиться.
41. ПТЕНЧИК. МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС
Этот крошечный птенчик на красочном фоне,
Он вспорхнет, чтоб в моей уместиться ладони,
Оглядится и клюнет – не сильно, не больно,
И за пятым ребром разольётся невольно,
Заглушая ЛИТАВРЫ СЕРДЕЧНОГО СТУКА –
Чистый, трепетный голос любимого внука.
Эти прутики-лапки и белая грудка
Превратятся в родные черты на минутку,
И, раскрыв неумело упрямые крылья,
Улетит, догоняя свою эскадрилью,
Далеко-далеко… Удержу ли? Да где там!
Он помашет крылом – и спасибо на этом…
Интересные стихи, над которыми нужно размышлять, не понимая все буквально. На мой взгляд, это тоже иносказание: автор описывает птичку, а думает и представляет в его образе своего внука, который рано или поздно улетит, ворвавшись в свою большую жизнь: «Улетит, догоняя свою эскадрилью, далеко-далеко… Удержу ли? Да где там!» Мне кажется, мысль этих стихов близка многим, и сами стихи прекрасно исполнены и по стилистике, и построению речи, и по композиции. Конкурсное задание выполнено правильно: выделенный троп - это метафора, скрытое сравнение стука сердца с музыкальным инструментом - литаврами. Наши поэты часто выбирают очень странные, даже необъяснимые сравнения всего со всем, чтобы украсить строку или просто ее заполнить, но здесь не тот случай - все адекватно и точно по выбору образа.
42. РАЗГОВОР С МОРЕМ. ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД
Долго жил я, покорный судьбе,
В ЧЕЛОВЕЧЬЕЙ БЕЗЖАЛОСТНОЙ СВОРЕ,
Но сегодня вернулся к тебе.
Обними меня, море.
Словно дальний ручей с диких гор,
Все тревоги, печали и хвори
Нёс к тебе я, скрываясь, как вор.
Успокой меня, море.
Я немало изведал тоски,
День любой был по-своему горек,
И неважно писались стихи.
Вдохнови меня, море.
Судьбы женщин, как книги, листал,
Растворяясь в их ласковом хоре,
Но счастливым не стал – лишь устал.
Освежи меня, море.
Завтра снова смешаюсь с толпой,
Человечьим законам покорен.
И на жизнь, на разлуку с тобой
Дай мне мужества, море.
Интересная форма стихов - со слегка меняющимися рефренами, обращениями к морю в каждой строфе. На первый взгляд - всё просто, но на самом деле очень содержательно: мы многое узнаем из этих стихов о характере их ЛГ: «Все тревоги, печали и хвори нёс к тебе я, скрываясь, как вор», «Я немало изведал тоски, день любой был по-своему горек», «Судьбы женщин, как книги, листал... но счастливым не стал – лишь устал», «Завтра снова смешаюсь с толпой, человечьим законам покорен». И метафора найдена правильно - скрытое сравнение людского окружения с безжалостной сворой.
45. ЗЕМЛЯ ЕЩЁ ХРАНИТ ТЕПЛО. ТАТЬЯНА ШАДУЯ
Земля ещё хранит тепло,
А листья рано облетели,
Здесь ЖЁЛТО-КРАСНЫЕ МЕТЕЛИ
Неделю бились о стекло
И мчались дальше, мимо школы
Под лай собак и смех весёлый.
Но стихло. Солнце сквозь окошко
Рисует яркое пятно.
Остановился косиножка
И замер. Жаль, не суждено
Зазимовать в остывших стенах.
Жизнь мимолётна, тельце тленно.
Выразительная погодная зарисовка. Облетевшие с деревьев листья автор сравнивает с метелью фразой «жёлто-красные метели». Это метафора. Но в какой-то степени еще и олицетворение, потому что они, подобно живым существам, бьются и мчатся. Определение вида тропа всегда непростое занятие, очень часто один и тот же троп содержит в себе свойства других тропов или включает в свое тело другие тропы. Важно не столько правильно назвать троп, сколько уместно его использовать - применить его там и так, чтобы троп открывал читателю новый смысл, новое представление о каком-то явлении или объекте.
49. ТАКОЙ ПОГОЖИЙ ДЕНЬ. СВЕТЛАНА ГРУЗДЕВА
БРЫЗНУЛ РАССВЕТОМ ЛУГ,
Ярким таким, росистым!
Звонко и голосисто
Птицы воспели круг
Тихих осенних рощ,
Бархат тропинки мшистой
И приувядший хвощ,
Жарких рябин монисто.
Высветилась душа
Ясному дню навстречу.
На'долго? – Не замечу:
Не тороплюсь решать…
Пусть даже краткий миг
Бог озарил любовью,
Дорог он, как родник
С чистою, ключевою…
Вновь за каскадом туч
Спрячется луч…всё зыбко…
Из-под ноги – улыбкой,
Как ты себя ни мучь, –
Выглянет рыбкой лист,
Вязевый, знать, багряный.
Слышится тонкий свист:
– Кто там слетел…так рано?..
…Зря туесок ношу,
Чуя грибную спячку.
Не попрошу подачку –
Листьями пошуршу…
Не укорю за тень,
Если прошёл прохожий.
Благодарю за день:
Истинно он погожий!
Мне понравились эти стихи - живописное описание прогулки на природе в погожее осеннее утро. Понравились находки в звучании рифм: «душа - решать, так рано- багряный». Нравится продуманный формат строфы аББасДсД логаэдом (1 дактиль, 2 хорея), а главное - оптимистичность настроения стихотворения. Вот только одна строка напрягла - «Вязевый, знать, багряный». Синоним слова «знать» - «видимо, то есть». Но именно этой смысловой связи между словами «вязевым» (лист вяза) и «багряным» я не увидела. Не всякий лист вяза - багрян!
**********************************
Думаю, что примеров использования в стихах метафор достаточно. В этом учебном сезоне я затеяла повторение некоторых уже знакомым для многих приемов создания поэтической речи - использования выразительных средств поэтического языка. Метафора - важнейшая в этом ряду тема, возможно, самая сложная, но зато и самая нужная. Поэтическая речь (а не просто зарифмованный текст)- это другой, особый язык, в котором встречается очень много элементов с переносным смыслом. Хорошие стихи насыщеннее, содержательнее и глубже смыслом, чем запись событий обычным текстом. Поэзия по самой своей природе - это метафора, она содержат в себе механизм раскрытия нового смысла, образный способ описания ситуации или явления. Если в ваших стихах все прямолинейно и точно - только факты и мнения с идеальной рифмовкой, то это еще не язык поэзии, а обычное умение человека рифмовать, которому очень легко обучиться, но вовсе не оно делает автора поэтом.
Итак, метафора как фигура речи была известна человеку давно, она - не только инструмент поэзии, но и средство постижения мира. Вот что пишет известный философ и историк, мыслитель 16 века (!!!) Френсис Бэкон: «Метафоры служит не для развлечения или украшения речи. Они своего рода словесные топоры или кинжалы, которые своим острием разрушают запутанные узлы дел и событий и проникают в их глубину».
А вас никогда не удивляло, как из казалось бы бездумно и случайно сложившихся строк наших новых стихов вдруг выходит на поверхность неожиданная мысль, дающая нам нужные и точные ответы на то, что в нас еще даже до конца не оформилось? Но это происходит! Поэзия - это не просто игра и запись авторских мыслей, это особый вид творчества, искусство, которое порой отвечает нам на ещё не заданные вопросы.
Надеюсь, вам было интересно в этой конкурсной теме. Планирую вспомнить в предстоящих конкурсах и другие выразительные средства поэтической речи. Мне кажется, будет полезно сначала почитать теорию, поразмышлять о применении того или иного приема, а уже потом подавать заявку на участие в новом конкурсе. Потому что факт моего приема ваших стихов на конкурс ровно ничего не означает. Правильный выбор стихов - это начало творческого соревнования, квест, который каждому участнику будет интересно и полезно пройти.
Буду рада всем вашим откликам на статью. Ваша Алкора, 25.11.24.
Свидетельство о публикации №124112502400
Спасибо, надеюсь и далее получать полезные советы на Ваших познавательных конкурсах.
Анна Крупенина 29.11.2024 11:41 Заявить о нарушении
Творческих успехов впереди!
Алкора 30.11.2024 08:52 Заявить о нарушении