По Щучьему велению, Емельиному хотению... Часть 5
Посвящается внуку Артемию
Пьеса (со сценарием)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Щука – Водная Царица
Свита Щуки – два Окуня и Ёрш
Сом – Первый министр Водного царства
Емеля – молодой крестьянин
Два брата – односельчане Емели
Стражник
Царский гонец
Царь
Царская дочь
/ХОР/:
Разбегается народ...
Печь по улице идёт!
Печь шагает слишком прямо...
Сразу видно, что – упряма!
Вот, Емеля, наконец,
Прибывает во дворец!
Кругом красные палаты,
Расписные да во злате...
/Массовка редеет, народ расходится за сцену. Печь останавливается на краю сцены. Емеля спрыгивает с неё и медленно обходит царский трон, подняв голову вверх, удивляясь красоте убранства царского дворца /.
/ЕМЕЛЯ/:
Ах, какой высокий трон...
Восседает Царь на нём...
Царь насуплен да сердит,
У него неважный вид...
Волосы седы торчат...
И понурый слишком взгляд.
Хочет он казаться грозным,
Задавая мне вопросы...
У Царя дворец большой!
И сверкает красотой!
Только где та теплота,
Чем полна изба моя?!.
Дочка царская мила
И мигнула мне она,
Не сыскать такой по свету
Без нее я не уеду!
/Царь жестикулирует руками, залезает на трон ногами, думая, что так он будет выше Емели, и царёвы слова дойдут до парня, ругая Емелю и грозя ему (без слышимой речи, только открывая рот. Но, царских слов Емеля не слышит: он погружен в свои эмоции и впечатления от царских палат и от плохого вида царя).
/ЦАРЬ/ громко:
– Понял ты, такой стервец?
/ЕМЕЛЯ/:
Понял, батюшка, всё понял!
Дочки я твоей достоин!
Ты остынь да не шуми!
С дочкой нас благослови!.
/Емеля встаёт на одно колено (слева от трона) и протягивает руки к царю. Царь, стоявший на троне, от слов Емели, кубарем скатывается с него. Садится на пол, у него всё ещё кружится голова, а корона скатилась далеко на пол. Дочка поднимает её и надевает на голову отца. Затем она также падает на колени перед отцом (с другой стороны от царя – справа). И обращается к отцу сначала с просьбой в голосе, а потом с упрямством/:
/ЦАРСКАЯ ДОЧКА/:
Батюшка, благослови!
Обвенчай нас по любви!
Не хочу другого я,
Нет прекрасней жениха!
Быть невестой я хочу
И с Емелей укачу!
/ЦАРЬ/ испуганно:
Что ты! Что ты! Дорогая...
На кого меня бросаешь?
Я уж не такой лихой...
Править кто будет землёй?
Я уже и стар, и сед...
Не хочу я лишних бед...
Во дворце свадьбу сыграем!
Завтра вас и обвенчаем!
/Массовая сцена царского праздника, среди гостей которого танцуют и Стражник, и Гонец-Боярин/.
/ХОР/:
Во дворце свадьба плясала...
Знать боярская устала.
Царь до слёз растроган был:
Царевну с Емелей благословил!
И решил – Такое дело:
Землёй править надоело...
И корона с головы
Перешла на молодых!
/Царь снимает с себя корону и надевает её на Емелю. Емеля с царевной кружатся, сцепив руки вперекрёст/.
/ХОР/:
Так Емеля, добр душой,
Править стал царской Землёй!
Все вопросы враз решал,
Да крестьянам помогал!
Жалоб во дворце не стало,
Музыка в нём заиграла...
В палатах стало веселей,
И уютней, и светлей!..
/На сцену выходят все исполнители спектакля и кланяются зрителям. Занавес/.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ КОСТЮМАМ:
ЩУКА –
Длинное платье с любым рукавом из серебристо-зеленоватой блестящей ткани (лучше ткань с пайетками). В боковые швы платья, ниже талии, вшить в виде плавников торчащую в стороны сложенную вдвое (можно проложить внутрь проволоку) красно-оранжевую блестящую ткань (шёлк) с закрепленными на ней (или пришитыми с верхней стороны) длинными кусочками такой же ткани, имеющими свободу движения.
Если рукав у платья короткий, или его нет совсем, желательны перчатки или полуперчатки. Они – из той же ткани, что и платье, но, можно и другой, подходящей по цвету. Для полуперчатки ткань сшивается в виде длинной и чуть расширяющейся трубы. Длина – чуть выше локтя, чтоб на нём держалась. С узкого края сложенную вдвое тканевую трубу зашить, скрепив её в четырех местах, чтоб остались отверстия для пяти пальчиков. У большого пальца с полуперчатки вырезать часть ткани. Можно сшить такую полуперчатку только одну – на правую руку, это будет только подчёркивать необычность костюма водной царицы.
На голове – шапочка-полумаска с вытянутой вперёд и вверх головой рыбы, из той же ткани, что и платье или перчатки. Шапочка имеет жесткий каркас, чтоб плотно сидела на голове. К ней прикреплены два больших бело-зелёных глаза с чёрными зрачками и маленькая серебристая или перламутровая коронка.
Вместо хвоста – длинная (2 м или более) накидка из легкой серебристой органзы. С одного края подворачивается на 5 см, и подшивается; и стягивается продернутой в этот загиб лентой. На исполнительнице накидка держится так, чтоб закрепленная на ленте проходила поверх левого плеча, но, под правой (на которой перчатка!) рукой и лента завязывается бантом (не сильно плотно, чтоб оставалась возможность свободного движения при ходьбе и танце). К другому концу накидки пришиваются по всей её ширине две полосы красно-оранжевого блестящего шёлка (одна поверх другой). Верхняя полоса – уже нижней, но шире – для небольшой сборки или защипов при пришивке к основной накидке (из органзы). Нижняя полоса выступает из-под верхней на 15-20 см.
Туфельки – блестящие лаковые в цвет плавников, накидки или платья Щуки.
Закрепленную в костюме Щуки накидку помогает ей нести свита из Окуней и Ерша.
ОКУНИ (два одинаковых костюма) –
На голове – шапочка-полумаска с вытянутой вперёд и вверх головой рыбы, но короче, чем у Щуки, из серой или серебристой блестящей ткани (шёлк, парча). Шапочка имеет жесткий каркас, чтоб плотно сидела на голове. К ней прикреплены два больших бело-голубых глаза с чёрными зрачками.
На серые или серебристые футболки надет короткий черный жилет. По бокам жилета свисают, закрепленные на нём, плавники – из того же красного шёлка, что и плавники Щуки. В шов посередине спинки жилета вшивается большой полукруглый спинной плавник из сложенной вдвое красной ткани для плавников, внутрь которой вставляется по верхнему свободному контуру проволока, изогнутая уголками с тем, чтоб плавник смотрелся не гладкой дугой, а дугой ребристой. Для жесткости в поперечном направлении плавника вставить пластиковые узенькие трубочки, идущие к верхним уголкам проволоки (3-5 шт). Сложенную ткань с проволокой и трубочками прострочить нитками ниже изогнутой проволоки с тем, чтобы закрепить на ткани трубочки с одного края. Затем каждую трубочку застрочить вдоль с двух сторон на плавнике (два шва с боков), чтоб она не имела свободы движения. Проволока вставляется не по всей длине ткани плавника. Часть ткани будет свободно свисать вниз по спинке, как и плавники с боков жилета, и может быть даже ниже их. С верхнего края плавника сложенная ткань зашивается с первой трубочкой. Чтоб придать форму дуги спинному плавнику, надо весь плавник сложить защипами по нижней стороне (которая вошьется в шов спинки жилета) и прострочить по прямой, сопараллельной дуге плавника. При этом крайние трубочки окажутся длиннее. Их вместе с тканью можно подрезать и вшить готовый плавник в спинку жилета.
Штанишки или легинсы – серые или серебристые.
Кроссовки белые, серые, чёрные.
На шее – перекинут небольшой (25-40 х 100-110 см) шарф из той же органзы, что и накидка Щуки
ЁРШ –
Шапочка-полумаска такая же, как и у окуней, только из более тёмной ткани – зелено-болотной.
Костюм отличается от окуней лишь цветом футболки и штанишек – приближенным к зелено-болотному.
СОМ –
Шапочка-полумаска из чёрной блестящей ткани (шёлк, парча), свисающей сзади по плечам, а на лице спускается до самых глаз. Шапочка имеет приплюснутую форму. К ней прикреплены большие бело-зеленоватые глаза с чёрными зрачками, смотрящие вперёд. вверх и в стороны. Ниже глаз на шапочку нашиваются короткой (2-3 см), но длинной (15-20 см) щёткой усики из бело-серого шнура или пряжи. Длина нитей усов к краям равномерно увеличивается так, чтоб не мешала глазам исполнителя роли Сома. Заканчиваются усы двумя длинными толстенькими прядями (30-40 см), завитыми каждая в один локон. По ходу действия спектакля Сом руками крутит эти пряди-усы.
Чёрные брюки и туфли.
Футболка белая или лимонно-солнечная.
Чёрный галстук-бабочка.
Чёрный жилет (из той же ткани, что и шапочка) впереди короткий, застёгнут на пуговичку. Спинка жилета спускается ниже полочек на 25-30 см, и имеет полукруглую форму.
Чёрные лаковые туфли.
Чёрный зонт-трость.
ЕМЕЛЯ –
Светлая рубашка-косоворотка навыпуск, с широким мягким поясом; ворот, рукава и низ рубашки расшиты цветной тесьмой.
В виде полушубка – однотонный длинный жакет любого тёмного, но яркого цвета, застёгивающийся на одну контрастную пуговицу, впереди полки скруглены. Воротник шалкой из искусственного меха, который продолжается опушкой по всем кромкам жакета и низу рукавов.
Штаны – однотонные, шароварами, запрятанные в онучи и лапти или сшитые валеночки, надевающиеся поверх обуви героя сказки.
На голове – маленькая шапочка, оформленная таким же мехом, что и жакет; или шапка-ушанка.
Варежки – с опушкой и в тон жакету.
Шарф вязаный или из ткани в клетку – длинный. Он постоянно закинут только через плечо Емели, не завязан.
Спутанная упряжь – из тонких канатиков, ремешков с карабинчиками, поясков, кожаных лоскутов, –всё одним комом.
ВЁДРА ХОДЯЧИЕ (два одинаковых костюма) –
Свёрнутый трубой лист картона закрепляется и расписывается под дерево, имитируя боковину ведра. «Лицо» ведра оформляется большими прикрепленными глазами, смотрящими в разные стороны и чёрной скобочкой улыбки. Из полосы (шириной 5-7 см) такого же картона, но, расписанного под дерево с двух сторон, жестко крепится к боковине ведра ручка, смотрящаяся высокой дугой. Дна у ведра нет. При помощи закрепленных внутри лент, ведро хорошо держится на плечах исполнителя роли. Для рук исполнителя в боковине ведра прорезаются отверстия.
На голову и плечи исполнителя надевается «чадрой» лоскут легкой голубой органзы, возможно, сложенной вдвое для пышности (её закрепить, но не в натяг, булавочками на футболке исполнителя, чтоб при его движении она не сползла на сцену). Голубую органзу должен видеть зритель, так как это – «вода, выплескивающаяся из ведра».
Ноги и руки исполнителя роли – это «ноги» и «руки» бегущего ведра, одетые в чёрное трико и чёрную футболку с длинным рукавом, также хорошо видны зрителю.
На ногах исполнителя – чёрные туфли.
САНИ-ДРОВНИ –
Картонно-фанерная конструкция.
Платформа для сбора сухостоя закреплена на скошенных с одной стороны стенках. Стенки расписаны как деревянные полозья, сильно загнутые впереди. На верхнем краю стенки также нарисована деревянная круглая жердь, не доходящая до загнутого полоза. Между полозом и жердью нарисован бело-голубой снег. Роспись двух стенок – зеркальная. Высота стенки такая (около 50 см), чтоб за ней мог спрятаться исполнитель, ползущий на четвереньках и движущий дровни, закрепленные на нём лентами.
С площадки впереди и сзади (и закрепленные на ней) спускаются почти до пола лоскуты бело-голубой органзы, скрывающие движущего сани исполнителя.
ХОДЯЧАЯ ПЕЧЬ –
Картонно-фанерная трёхстенная (задней стены нет) конструкция русской Печи с трубой и лежанкой. На месте лежанки стоит высокий стул-тумба на колёсиках, на котором восседает Емеля. К этой тумбе прикреплены две стороны лежанки Печи, за счёт чего Печь тоже катится. Тумбу толкает перед собой исполнитель роли Ходячей Печи, спрятанный в её трубе.
ДВА БРАТА ОДНОСЕЛЬЧАНЕ –
Костюмы состоят из той одежды, что и у Емели, только можно без шарфов.
СТРАЖНИК –
Кафтан шьётся как халат с длинным рукавом и отогнутым манжетом; чуть ниже колен, с отрезным, расширяющимся к низу подолом из шёлка зелёного цвета. Крепится до талии на потайных пуговицах или крючках. Воротник – низкая (2-3 см) стойка. На груди равномерно нашиты четыре красные поперечные полосы (шириной 3-4 см).
Поверх кафтана надета через левое плечо широкая (10-12 см) красная лента, концы которой крепятся вместе ниже правого бедра. Место крепления и спереди ниже плеча по ленте украсить тремя золотыми пуговицами (всего – 6 пуговиц).
Штаны – из такого же зелёного шёлка, запрятаны в сапоги.
Шапка красная с меховой опушкой.
Красные сапоги.
В руках – бердыш – длиннодревковый боевой топор, с очень широким лунообразным лезвием (из картона) и копьё (деревянное или пластиковое, можно свернуть из картона трёх, пяти, шести-гранное).
ЦАРСКИЙ ГОНЕЦ-БОЯРИН –
Кафтан в пол цельнокройный. Расширяющийся книзу из синего или голубого шёлка с серебристой выделкой или тиснением. Завязывается на двух верёвочках. Высокий (10-12 см) воротник стойка, чуть отходящий в стороны. Рукава широкие, до локтя.
Под кафтан надета футболка с длинным рукавом серебристая, синяя или голубая. Можно и другой цвет, но рукава должны быть яркими и однотонными.
Брюки желательно в цвет рукавов футболки.
Шапка серебристого цвета. Отворот – из ткани кафтана.
Сапоги серебристого или синего цвета или туфли с загнутым вверх узким носом.
Округлая борода и усы.
ЦАРЬ –
Короткий, выше колен, расширяющийся книзу цельнокройный кафтан из золотистого шёлка или парчи. Высокий (10-12 см) воротник стойка, чуть отходящий в стороны. Рукава широкие, до локтя.
Под кафтан надеты футболка с длинным рукавом и брюки красного или коричневого цвета.
Туфли с загнутым вверх узким носом из той же золотистой парчи или шёлка.
Седые, растрёпанные в разные стороны волосы и усы.
На голове – золотая корона.
ЦАРСКАЯ ДОЧЬ –
Белая кофта с пышным длинным рукавом.
Сарафан – из яркого цветного шёлка с золотистым тиснением или выделкой; чуть ниже колен, с пышной юбкой.
Туфельки и носочки белого или золотистого цвета.
На голове – бант белый или золотистый.
*СЦЕНА ВОДНОГО ЦАРСТВА:
На заднем фоне – голубой занавес, украшенный «пузырьками воздуха». Это аппликации разновеликих и достаточно крупных (в диаметре от 20 до 50 см) кругов из плотной бумаги или картона ( цвет белый, бледно-голубой, серебристый). Во всех кругах вырезан внутри меньший круг (разного диаметра), смещённый относительно центра большого круга. Несколько кругов сделать концентричными (центры обоих кругов совпадают, а «пузырёк» смотрится просто окружностью с толстой стенкой).
На сцене стоят ростовые картонные декорации (а лучше из тонкой фанеры) завитых одностворчатых раковин моллюсков и приоткрытых двустворчатых.
А также декорации водорослей разного зелёного цвета с листьями в виде ёлочки и широкими прямыми, поднимающимися вверх. В нескольких прямых листьях верхние кончики нарисовать и вырезать отогнутыми в сторону. К ним прикрепить нити «воздушных пузырьков», таких же, как на фоне, но чуть меньшего размера и по цвету – двусторонних, так как при движении действующих лиц спектакля по сцене круги-пузырьки могут поворачиваться от движения воздуха.
Разложить и речные камешки – закрытые разного цвета тканью, бумагой или фольгой табуреточки или треножки разного размера.
Пол затянут тканью или картоном песочного или зелёно-голубого цвета.
Стоят два плетёных кресла качалки для Сома и Щуки.
/июль, 2024/
Смотреть также:
«По Щучьему велению, Емельиному хотению...» (Часть 1)
http://stihi.ru/2024/10/22/3233
«По Щучьему велению, Емельиному хотению...» (Часть 2)
http://stihi.ru/2024/10/31/6674
«По Щучьему велению, Емельиному хотению...» (Часть 3)
http://stihi.ru/2024/11/07/1873
«По Щучьему велению, Емельиному хотению...» (Часть 4)
http://stihi.ru/2024/11/16/2016
Свидетельство о публикации №124112501868