На улицах старого Каира
Цикл "О дальних странах и разных людях"
**************************************
Титульное фото:
***************
Главная артерия старого Каира – Муские (Muskieh)
с ее нависающими над улицей балконами,
что придавало ей весьма своеобразный вид.
Каир. 1903г.
*************************
Ни один восточный город, быть может, за исключением Дамаска, не сохранил такой красочный, чудесный характер Востока, как вечно веселый, прекрасный Каир.
Все, что происходит на его улицах, площадях, в переулках, так выразительно, так колоритно!
Только представьте себе толпы людей во всех возможных и невозможных костюмах, иногда даже вообще без них; мужчин и женщин всех цветов и оттенков кожи, которой природа одаривает детей человеческих, отбеливая, окрашивая, высушивая, выдубливая ее.
Все толкаются, шумят, а сквозь толпу прокладывают себе путь различные повозки, элегантные экипажи, сельские телеги, наездники на благородных арабских скакунах, ослах, погонщики одногорбых верблюдов, презрительно смотрящих с высоты своего роста на двуногих, – все это красочные персонажи вечной пьесы, которые и сейчас выглядят точно так же, как в те времена, когда Моисей уводил свой народ в многолетнее странствие по пустыне.
Широкие улицы Каира украшены великолепными зданиями, но оглянитесь вокруг: поблизости нескончаемый лабиринт арабских переулков, темных, грязных и настолько узких, что два человека едва ли разойдутся друг с другом, если рядом не окажется какая-нибудь ниша, вход в здание или арка. Убогие жилища, утопающие в навозных кучах, где ютится феллах с женой и выводком детей, деля свой кров с домашней скотиной – словом, куда ни глянь, все вокруг кишит живыми существами.
Рядом с этими человеческими клоаками возвышаются пышные дворцы, неслыханную роскошь которых может позволить себе только богатое воображение и кошелек набоба, вокруг них – купола и остроконечные, изящные минареты мечетей, а на дальнем краю древнего Миср-эль-Кахира, как когда-то называли Каир, высятся гигантские пирамиды, как вызов всеразрушающему времени, как отрицание всего мирского, преходящего, ничтожного. Разве есть что-либо величественнее них?
Над этой чудесной картиной раскинулось синее, вечно безоблачное небо, ведь местный климат не знает ни морозов, ни дождей. Здесь растут в изобилии всевозможные цветы с опьяняющим ароматом, невиданные в других местах растения, огромные развесистые деревья сикомор, иначе называемых библейской смоковницей, кусты великолепной нильской акации...
А улицы Вечного города по-прежнему шумят, кипят жизнью. Вот продавцы фруктов живописно разложили свой товар: гранаты, бананы, мандарины, хурма, клубника дразнят глаз и обоняние. Вот водоносы таскают в огромных кувшинах и раздутых бурдюках нильскую воду, громогласно предлагая ее всем жаждущим. Их видно и слышно издалека. Арабские женщины несут своих детей на плечах; в толпе проезжает шейх на коне в богатой упряжи, вызывающей зависть знатока.
Тысячи своеобразных и необычных уличных сценок развлекают путешественника, идущего по улицам Каира. Он протискивается сквозь толпы кричащего люда – а без криков здесь ничего не происходит, – все несутся куда-то с такой скоростью, как будто их жизнь зависит от этой спешки, но на самом деле никто ничем не рискует, потому что ценность времени непонятна Востоку.
Мы минуем элегантные магазины и самые простые лавки, немецкие пивные и арабские кофейни ахва. Вокруг звучат бесчисленные просьбы о «бакшише».
Мимо нас по своим делам спешит молодая армянка. Она носит на шее целый гарнитур из золотых монет – ее будущее приданое к свадьбе, а пробежавший мимо бедный ребенок-феллах носит на своем загорелом тельце только рваную хлопчатую рубашонку с тысячей дыр.
Вот куда-то торопятся сирийские женщины, у которых над черными шелковыми вуалями видны лишь накрашенные сурьмой глаза, ярко блестит меж ними металлическая застежка, скрепляющая тонкую ткань; шагают албанцы-арнауты /1/; негры в белых бурнусах, сплошь покрытые ритуальными татуировками; ползут калеки; неторопливо шествуют длинноволосые дервиши; идут англичане в пробковых шлемах и нелепых нарядах, снаряженные для путешествия в Индию; левантийки /2/, покрытые длинными черными газовыми покрывалами, сквозь которые просвечивает цветная нижняя одежда; укротители змей; продавцы холодных напитков с длинными остроносыми кувшинами; свадебные и похоронные процессии...
Добавьте к этому непрестанное фырканье буйволов, протяжные вопли верблюдов и пронзительный рев ослов, вперемешку с предупредительными криками возниц и слуг-сай, бегущих рядом с экипажами. Это обстановка, от которой быстро устаешь, но которая каждый миг меняется на что-то новое.
Представьте себе эту картину, но и она дает слабое и неполное представление об улицах старого Каира.
*********************************
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Арнауты — субэтническая группа православных по вероисповеданию албанцев, оставившая собственно Албанию в XIV—XV вв. в ходе так называемых балканских миграций, вызванных ослаблением Византийской империи и вторжением в Европу турок-османов.
2. Левантийцы — (истор.) представитель католического населения средневековых государств Ближнего Востока.
АВТОР ТЕКСТА
ТАТЬЯНА КОЛИВАЙ
*******************************
Данный очерк написан мною на основе моих переводов
из английской и немецкой периодики середины-конца XIX века.
*******************************
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ АВТОРА
Свидетельство о публикации №124112407168