В защиту сервера Стихи. ру и его обитателей

Совершенно случайно, перемещаясь по разделам сервера СТИХИ.РУ, наткнулся на страничку некоего В.Шарыгина. Мало того, что он сам аттестует себя как  "земной небожитель, поэт, один из лучших в современности" (равный великим поэтам Серебряного века) среди тысяч ныне живущих и пишущих, так он еще носится с придуманной им самим парадигмой, в соответствии с которой он объявляет чрезвычайно вредным народное стихотворчество. А уж ежели оно становится общедоступным благодаря платформам типа СТИХИ.РУ - так это и вовсе абсолютное зло! Впрочем, почитайте сами:

"Всем пишущим стихи следует помнить, что высота русской поэзии уже задана, уже оплачена кровью и все, и всё, что меньше этой высоты – есть не восхождение к вершине, а лишь ослиный труд переноски в гору чужой поклажи; есть не просто бесполезный хлам, но хлам в количестве своём способный поглотить и извратить само представление о поэзии и поэте; есть непоправимый вред для души человеческой и дела поэзии, поскольку, вольно или невольно, сводит подвиг, сводит достигнутую высоту на положение доступного всем пригорка, сводит поэзию на уровень хобби, приятной безделицы. Стишки, особенно хорошие стишки, это дешёвая поэтичность, дурная компания и дорогостоящая иллюзия причастности к великому, они однозначно снижают нравственный уровень обладателя, губят смысл поэзии, память о ней и самих производителей. Годы жизни пролетят, сойдут на нет словесные перепалки, канет в небытие культурное одобрение и культурное равнодушие друг к другу, и каждому, кто вовремя не остановил в себе раж писательства или графоманство, "светит тьма" итога творческой жизни: оказался ни читателем, ни писателем, ни богу свечка, ни чёрту кочерга, не хуже лучших из худших, средней температурой по больнице, хорошим, которое враг лучшего или просто костью в песенном горле поэзии".

Дальше - больше! Опять цитирую В.Шарыгина:


"Мой личный опыт десятилетних наблюдений, мой путь поэта привёл к выводу: представление о сути и сущности поэзии, соответствующее, например, уровню представления о ней поэтов и читателей периода так называемого Серебряного века известно и поддерживается примерно каждым из каждых десяти тысяч человек, тем или иным образом вовлечённых в поэзию. Соответственно, число поэтов, то есть число тех, кого могли бы с полным основанием назвать поэтами, например, Цветаева, Мандельштам, Пастернак, Есенин, Блок, Гумилёв, Ахматова, на сегодня, а именно, на начало третьей десятки лет третьего тысячелетия — можно определить в пределах, по моим прикидкам, не более десяти человек. Это те, кого можно назвать поэтами, в смысле, пишущими поэзию, а не просто хорошие и плохие стишки. Число читателей, в смысле, людей умеющих отличать поэзию, прежде всего от хороших стишков, варьируется, по моим оценкам, от пятидесяти до ста человек на всю страну, включая рядовых граждан поэзии и тех, кто с регалиями, кто «выбирает лучших из худших» в различных конкурсах и проектах".

Запомните: по мнению В.Шарыгина у нас на всю страну сейчас не более десяти Поэтов (один из них - сам В.Шарыгин) и порядка ста (!) читателей. Идем дальше.

"Хорошие стишки, то есть произведения людей серьёзно не познавших поэзию жизни, людей непоэтических в восприятии, произведения, вполне себе ладные и складные с технической стороны, имеющие внешние признаки поэзии, но не содержащие в себе поэзию как таковую, не обладающие её тайным очарованием — завоевали полное господство на всём литературном пространстве нашей современности.

Хорошие и плохие стишки поставлены на поток: на сегодняшний день, только в сети выставлено на всеобщее обозрение, продвигается и культивируется, примерно, ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ СТИШКОВ, которые поставили на конвейер труженики пера в составе около МИЛЛИОНА человек".

"В этих условиях, у поэзии и поэтов нет никаких шансов на то, чтобы хотя бы немного замедлить ускоренный темп всероссийской нравственной и культурной деградации. Представление о поэзии  массово трансформировались в рифмованную прозу, в фигуральную, но не образную речь, в столбики слов с зарифмованными лучшими чувствами или злобой дня, в рассказы о том как дело было, в краткие и длинные летописи правдивого бытования, не имеющие ничего общего с художественным вымыслом, с поэтической речью искусства поэзии"

"С «хорошими» стишками можно вполне комфортно и успешно существовать в литературной среде. Поэзия очарует, но и усложнит жизнь, потребует иного миропонимания и отношения к известной вам жизни.  Всем, кто решится «всё бросить» ради приобщения к поэзии, всё-таки стоит трижды задуматься о том, что после возвращения из «хорошего» к «лучшему» не будет : ни понимания, ни помощи, ни поддержки, ни хлеба насущного, ни статуса знающего среди пишущих — только  пять-десять ценителей, коих ещё надо будет отыскать по закоулкам Родины и умирание с достоинством и улыбкой посреди и на глазах респектабельно идущих на компромисс с совестью и хорошо-бездарным сообществом представителей отряда вольных литературных хлебопашцев. Поэзия — это несопоставимая с хорошими стишками высота речи, но это речь сновиденная, это высота пропасти: приобщение к поэзии будет фактически означать: перечёркнутое собственное творчество, признание себе в совершённом когда-то самообмане, в смысле, перепрыгивании через любовь читателя к ражу писательства. Постижение поэзии будет сопровождаться — одиночеством, непониманием со стороны прежних друзей и товарищей, равнодушием со стороны большей части «экспертного сообщества», полной переоценкой ценностей! Поэзия только гостит на Земле, вечное посреди временных. Земное небожительство поэзии не соседствует, а противостоит земноводной душевности хороших стишков. Есть стишки (хорошие и плохие) и есть поэзия. Они существуют в параллельных мирах, но не родственны друг другу".

"Как нечто заметное и влиятельное  — поэзия в нашей современности закончилась. Оставшиеся у неё два-три поэта и с десяток ценителей, кроме прощального взмаха над пропастью современной мёртвой жизни, вряд ли могут что либо сделать или изменить".

И, наконец, высказывания В.Шарыгина о самом сервере СТИХИ.РУ и ему подобным:

"Организованные новоявленными дельцами социальные сети для авторов стишков поставили дело на поток. Под вывеской "поэзия" образовалось миллионное сообщество людей, в котором каждый  нашел единомышленников и почитателей для своего любительского творчества. Образовалась многомиллионная радость общения, устоялась атмосфера взаимного расхваливания стишков, постепенно стёрлись жизненно важные различия между искусством и поденщиной. Стишки обрели статус нормы и достаточности, реализовался принцип новой ценности, когда богатство или магия поэтической речи всей предшествующей русской поэзии уступила место в сердцах так называемой душевности. Пиши что хочешь и как можешь, используя язык повседневного общения,главное, чтобы от всей души, и всего сердца. И вот что странно, на первый взгляд, на сегодняшний день образовалась гора произведений "от всей души" высотою от Земли до Марса, состоящая из десятков миллионов произведений, количество радости и удовлетворения от написанного можно измерять уже в тысячах тонн бумаги. Одинаковый уровень стихосложения и восприятия у миллиона пишущих способствует быстрому нахождению почти для каждого автора определенного круга восторженных почитатей. Стишки стали нормой для членов жюри, редакторов литературных изданий, критиков. Стишки, такие скромные и искренние в намерениях каждого автора в отдельности, соединившись в рамках соцсетей и сайтов в многомиллионные армии, обрели силу урагана или потока, смерча, сметающего все на своем пути. Не по  умыслу каждого участника, а по естественной силе, обусловленной количеством пишущих. Само слово "поэзия" стало ассоциироваться у миллионов потенциальных читателей с доступным каждому "ремеслом рифмоплетства от всего сердца" или "душевности в столбик". И что же: многомиллионная в намерениях душевность стала соседствовать с многомиллионным пустопорожним досугом и примитивом мыслей и вкусов! Если в советские времена трудно было напечататься, пройти фильтр редакций, в которых работали, пусть и подневольные идеям партии, но все-таки профессионалы, знающие и уважающие традиции искусства поэзии, то уже к началу двадцать первого века их почти никого не осталось. Под натиском массовой доступности публикаций в интернете, коряво изложенная или не коряво, но простенько изложенная душевность на злобы дня задавила своим весом любые проявления, любые попытки поэзии".

Однако, достаточно цитировать огненные филиппики В.Шарыгина. Уже все ясно. Можно и возразить. Итак, не хватайтесь за валерьянку (или за рюмку), уважаемые жители сервера СТИХИ.РУ! Отвечаем живому классику В.Шарыгину.

1. Разумеется, нездорово, когда публикуются стихи с явными огрехами: со сбитым размером или плохими рифмами. Но так было во все времена, и во времена Серебряного века тоже. Интернет только сделал более доступным публикацию незрелых стихов. Но этот же Интернет сделал более доступными и критические отзывы о любых опусах любых поэтов. Да на этом же сервере хотя бы! Между тем, Ваши собственные опусы на СТИХИ.РУ находятся в закрытом доступе, без возможности рецензирования. Боитесь народного непонимания? Но в Интернете нашлись и отзывы профессиональных литературных критиков на Ваши писания. Например


https://old.litrossia.ru/2010/23/05305.html

Там профессиональные литераторы (не любители, заметьте!) находят в Ваших стихах "отсутствие чувства меры", "неряшливость" и даже "сгусток белиберды". Впрочем, Вы же хотели этого: "только  пять-десять ценителей, коих ещё надо будет отыскать по закоулкам Родины"

2. Вы предупреждаете пишущих: "Всем, кто решится «всё бросить» ради приобщения к поэзии, всё-таки стоит трижды задуматься о том, что после возвращения из «хорошего» к «лучшему» не будет : ни понимания, ни помощи, ни поддержки, ни хлеба насущного". Помилуйте, Вы кому адресуете это предостережение? На этом сервере публикуются в основном непрофессиональные литераторы, у которых есть профессия (или была, а ныне - пенсия), и для них смена тематики и  образности стихов вовсе не грозит потерей гонораров. Или вы о том, о чем писал в своих воспоминаниях Илья Сельвинский: "В далеком углу сосредоточенно кого-то били. Я побледнел: оказалось, так надо — поэту Есенину делают биографию". Ну, ежели путь к званию НАСТОЯЩЕГО ПОЭТА лежит через подобные тернии, обойдемся без них. И без прилагающегося звания.

3. Ваш идеал поэта - Мандельштам. При всем уважении, много ли у Осипа Эмильевича стихотворений, которые не то что являются бесспорной вершиной Поэзии, а всего-навсего соответствуют придуманным Вами семи критериям т.наз. настоящей поэзии? Для тех, кто не совсем в теме: по мнению В.Шарыгина, одним из семи таковых  критериев является, например, полная невозможность прозаического пересказа некоторого стихотворного произведения. Но этому критерию сразу же не соответствуют "Евгений Онегин", "Василий Теркин" и еще сотни произведений. И наоборот, вполне соответствует заумь В.Хлебникова:

О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Это, что ли, настоящая Поэзия в Вашем понимании?

4. Так что, дорогие жители сервера СТИХИ.РУ, не стоит рефлексировать! Пишите свои "душевности в столбик", по возможности, конечно, избегая затертых рифм. Хорошо бы не употреблять и глагольных созвучий (типа "пришел - нашел"). Но Юрий Левитанский ничтоже сумняшеся жонглировал глагольными обычными рифмами, но какие у него строки пронзительные получались при этом , Бог ты мой!

5. Не обращайте внимания на предостережения псевдо-гуру и самозваных Серебряных поэтов, не смущайтесь! Пишите, руководствуясь мыслью Юрия Полякова:

-Зачем вы пишете стихи?
Вы что же думаете,строки
Способны исцелять пороки
И даже исправлять грехи?
Зачем вы пишите стихи?
Ну хоть один от ваших виршей
Стал добродетельней и выше?
Скажите прямо, не тая.
-Один? Конечно! Это я...


Рецензии