Об унынии как о смертном грехе

   Спешу развеять ваши радужно-обольщающие надежды на сей счёт: в Библии – Священном Писании –Слове Божьем ничего об этом не сказано. Интерпретаторы, пытающиеся доказать обратное, мягко говоря, малоубедительны, как, впрочем, все те, кто, исходя исключительно из православной традиции, перечисляет ещё и шесть других якобы смертных грехов.
   На мой взгляд, если уж кого и предостерегать в смертном грехе, так это тех, кто, не унывая сам, своими следующими за помыслами словами и действиями вносит уныние в жизнь других. Однако и этим лицемерно-незадачливым персонажам временно повезло: каждый из них, в случае если они искренне раскаются в содеянном грехе в отношении Бога и человека, имеет шанс принять дар Святого Духа и обрести вечную жизнь на Небесах.

   Но! – сердечно веря как слову, так и духу Писания, отказавшись от нагромождения своих и чужих домыслов посредством прибавления или, напротив, убавления от Слова Истины, любой искренний, объективный и порядочный человек обратит внимание на следующие слова Книги Жизни:

«Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нём нечистый дух". — Мк. 3:28-30.

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» — Мф. 12:30-32

И, в развитие темы и исходя из Послания апостола Павла к Евреям:

«Ибо невозможно — однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]». (Послание к Евреям 6:4-6)

Таким образом, единственный непростительный грех (или - непрощаемый, вечный грех) — это хула на Святого Духа. Пребываяющему в состоянии именно этого греха человеку невозможно достичь спасения и вечной жизни с Богом.

А вот определить, кто из читающих и размышляющих находится в этом крайне опасном состоянии, – важнейшая задача в вопросе спасения и жизни вечной (противоположностью которой является не исчезновение души (на что так надеются безбожники и хулители), но вечное её пребывание в аду).


Рецензии
Юрий! Вы удивляете. Превращаясь в богослова. Об унынии как смертном грехе сказано немало многими специалистами своего духовного дела. Стоит ли спорить с ними? Может быть, Вы правы в одном, что в Библии нет определения такого словосочетания как смертный грех в отношении уныния. Оно появилось позднее написания Священного писания.
Однако, должен напомнить, что уныние вошло в две молитвы к Пресвятой Богородице:

«…Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи…»
Молитва 7-я, ко Пресвятой Богородице.

«Пресвятая Владычице моя Богородице,
святыми Твоими и всесильными мольбами
отжени от мене смиренного и окоянного раба Твоего
уныние, забвение, неразумение, нерадение,
и вся скверная, лукавая и хульная помышления
от окаянного моего сердца и от помраченнаго ума моего;
и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен»…
Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице

Предлагаю Вам, как оригинальному поэту и переводчику поэзии других авторов рассмотреть с художественной точки зрения и соответствия истине в отношении к рассматриваемому примеру об унынии как смертном грехе, вошедшем в известный и никем не отрицаемый, кроме Вас перечень семи смертных грехов.
Даю соответствующую ссылку на моё стихотворение «Семь смертных грехов» и жду Вашего отклика, который приму с искренней благодарностью, чтобы Вы не написали относительно этого произведения:
http://stihi.ru/2010/05/24/8054

С уважением,

Петр Анатольевич Полетаев   21.12.2024 19:15     Заявить о нарушении
Пётр, все мы можем неоднократно удивлять друг друга по разным поводам, поскольку, в принципе, мало знаем друг друга, а часто и не хотим знать больше того, что нас устраивает. И что же плохого в богословии? Почему Вы полагаете, что богословие - это удел неких "избранных" той или иной официальной церковью, когда сами церковные конфессии не могут примириться друг с другом, признавая авторитете в познании Истины только за собой?
И я бы посоветовал всем исключительно внимательно читать и изучать Библию - Священное Писание - Слово Божие, а не останавливаться на духовной литературе, написанной творчески, но - смертными и, зачастую, как в случае с "Богородицей", без реальной связи с Книгой, которая ВСЕМ христианским миром признана единственным и исключительным Авторитетом в вопросе взаимоотношений Бога и человека. Кстати говоря, и молитва, как таковая, это вовсе не утвержденный текст на все случаи жизни, обращенный к тому или иному, даже уважаемому лицу, как в случае с матерью Иисуса Христа Марией, но обращение исключительно к Господу Богу, т.е, Отцу и Сыну и Святому Духу.
Если же Вы желаете говорить на эту тему конструктивно, без банальностей и штампов, без слепого преклонения перед кем бы то ни было из смертных, а анализируя священные тексты, то я всегда к Вашим услугам.
Со взаимным уважением,

Юрий Куимов   21.12.2024 19:34   Заявить о нарушении
Юрий, обсуждать богословские тексты у меня нет никаких прав и желания, не нахожу себя способным к этому. Могу только ознакомиться с ними, если они помогут разобраться в жизненно важных вопросах, и принять или не принять к сведению.
А по предложенной ссылке на моё стихотворение хотелось бы, чтобы Вы прошлись своим мудрым взглядом.

Петр Анатольевич Полетаев   21.12.2024 19:46   Заявить о нарушении
Видите ли, Пётр, если вы не желаете обсуждать богословские тексты, то ведь и предложенный нам богословами список "смертных грехов" - это такой же богословский текст, то есть комментарий на Библию, который подлежит обсуждению, как и всё то, что является лишь интерпретацией Священного Писания.
Библия же о грехе как таковом ясно даёт понять, что ЛЮБОЙ грех ВЕДЁТ к смерти, пока человек не родится от Святого Духа, то есть не придёт к Богу через искреннее раскаяние (покаяние - по-гречески: метанойя, то есть духовное возрождение посредством преобразования души, её осознания величия и главенства Бога).
Но окончательно и бесповоротно приводит к вечной смерти только хула на Духа Святого (в своем тексте я уже давал ссылки на важные слова из Священного Писания). И здесь человеку, ищущему спасения, следует разобраться, что же это такое - хула на Духа Святого. Тогда как список "семи смертных грехов" можно продолжать, тем более что число "семь" даже в богословских трактатах - это образ, число полноты, отсюда становится ясно, почему в этот список не включены другие грехи, которые также ведут к смерти.
Что касается ПРАВА на обсуждение той или иной, в том числе и несущей духовное содержание, информации, то познание Бога и примирение с Ним (эти два момента неразрывно связаны) через любовь и через изучение текста Священного Писания - это даже не право, а ОБЯЗАННОСТЬ каждого христианина, поскольку самая первая, то есть, самая основная, заповедь, которую даёт Бог через Иисуса Христа в Библии (Евангелии) - "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем РАЗУМЕНИЕМ твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь". (Ев. от Матфея, гл.22) Что же такое разумение, как не самостоятельное размышление, то есть не просто бездумное принятие на веру истин Священного Писания, интерпретированных разнообразно, а зачастую и противоречиво различными богословами?
Что касается Вашего текста, изложенного в стихотворно-дидактической форме, то не берусь судить о его художественных достоинствах (стилистически есть над чем работать), а касательно его смысловой нагрузки - Вы имеете полное право представить перечисленные Вами пороки (грехи) тем описанием, которое сочли нужным. Как минимум, читатель, ознакомившись с Вашим произведением, может - впервые или вновь - задумается над злом, которое несут человеку грехи и грех, как таковой, а следовательно, получит шанс еще раз разобраться в своем к ним отношении и последствиях своей дальнейшей жизни.
Всего Вам доброго!

Юрий Куимов   22.12.2024 10:16   Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, за отклик. По существу могу отметить неточности в понимании, которые имеются в Вашем комментарии. Во первых, от Святого духа родился только Исус Христос, а обычным людям этого не дано. Во-вторых, богословские рассуждения о смертных грехах - это вовсе не комментарий на Библию. В третьих, обязанности вникать в богословские рассуждения ни у меня, ни у кого нет, кроме самих богословов, в виду их призвания к этому. Я не богослов и к этому не стремлюсь.

P.S. Свои мысли по прочитанному стихотворению лучше было бы оставить на моей странице под этим стихотворением, в своей рецензии, чтобы и другие заинтересовавшиеся им могли бы оценить Ваши рассуждения.

Всего Вам доброго!



Петр Анатольевич Полетаев   22.12.2024 11:59   Заявить о нарушении
Петр, напоследок добавлю, чтобы Вы получили более ясное представление о действии Святого Духа по отношению к всякому человеку, а не ТОЛЬКО ко Христу, Который был рожден от Духа только по плоти, придя в материалном образе в этот мир как Искупитель, в то время как в Вечности Он пребывает всегда с Отцом и Духом.
Надо добавить, что Никео-Цареградский Символ, принятый Церковью в 381 году на Втором Вселенском соборе, утверждает веру в то, что:
Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит;
Сын предвечно рождается от Бога Отца;
Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца.

Что касается обычного человека и его рождения от Святого Духа,, то вот что хочется сказать в связи с этим:
Понятие «рождение свыше» происходит от слов Иисуса Христа в разговоре с иудейским раввином Никодимом, согласно которым рождение свыше — обязательное условие вхождения человека в Царство Божие.

Иисус сказал ему (Никодиму) в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Евангелие от Иоанна, 3:3-5

Юрий Куимов   22.12.2024 12:12   Заявить о нарушении
Да, хотелось бы всё же добавить, что ВСЕ богословские тексты, в том числе и тексты Отцов Церкви, это, по сути, не что иное как комментарии на Библию, и не могут иметь самостоятельной ценности, если речь идёт не о нравственной составляющей, а о духовном смысле Священного Писания.

Юрий Куимов   22.12.2024 12:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.